«Роснефть» и ВР договорились о создании свместного предприятия, которое займется геолого-разведкой и освоением трех лицензионных участков – Восточно-Приновоземельские – 1, 2, 3. Эти лицензионные участки были переданы «Роснефти» в 2010 году и занимают общую площадь около 125 000 кв. км в перспективном районе южной части Карского моря, к востоку от о. Новая Земля. По территории и прогнозным ресурсам этот район сравним с британским сектором Северного моря. Это историческое соглашение о создании первого крупнейшего партнерства между национальной и международной нефтяными компаниями, основанное на взаимном владении акциями. «Роснефть» получит 5% обыкновенных голосующих акций ВР в обмен на 9,5% своих акций. Обмен акциями, как компонент альянса, закладывает основу для выхода на новые совместные проекты и отражает взаимную уверенность в значительном потенциале роста капитализации обеих компаний.
Ресурсы участков шельфа, на которых будут вестись работы, по данным премьер-министра РФ Владимира Путина, оцениваются в 5 млрд. тонн нефти и 10 трлн. кубометров газа. Однако эти показатели еще предстоит уточнить в ходе геологической разведки. «Это серьезные цифры, требующие подтверждения, но они вполне реалистичны, и я надеюсь, что эти ресурсы превратятся в запасы», — заявил Путин на встрече с руководителем BP Робертом Дадли и президентом «Роснефти» Эдуардом Худайнатовым, которая состоялась сразу после подписания соглашения. Глава правительства выразил всестороннюю поддержку арктическому проекту, отметив, что его реализация может оказать заметное влияние на всю мировую нефтегазовую отрасль, и пообещал, что Правительство РФ создаст для осуществления проекта «самый благоприятный налоговый и административный режим». Путин вместе с тем обратил внимание на затратность и рискованность проекта. По его словам, разработка месторождений потребует инвестиций в размере десятков миллиардов долларов и привлечения самых передовых технологий. А тот опыт, который приобрела BP, устраняя последствия разлива нефти в Мексиканском заливе, полагает премьер, является большим плюсом компании. «На это у нас есть поговорка: за одного битого двух небитых дают», — сказал Путин.
Российская сторона удовлетворена сотрудничеством с BP, отметил также глава правительства. Еще в 2006 году «Роснефть» и ВР подписали меморандум о совместном исследовании шельфа Арктики. И хотя пока еще ни одного совместного проекта реализовано не было, договор о намерениях по-прежнему остается в силе. Пока же стороны разрабатывают месторождения на шельфе Сахалина. Роберт Дадли после встречи с Путиным заявил журналистам, что «это уникальное соглашение подчеркивает наши долгосрочные стратегические и углубляющиеся связи со страной, являющейся крупнейшим производителем углеводородов в мире». По его словам, подписанный договор даст старт совместной 50-летней программе по освоению и эксплуатации новых месторождений. Непосредственное начало разработки арктического шельфа, по словам Дадли, может начаться в ближайшие пять-десять лет.
На пресс-конференции заместитель председателя Правительства РФ, глава совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что сотрудничество с ВР станет частью новой стратегии компании по превращению ее в международный холдинг. «Подписанные документы создают основу для стратегического развития, для получения новой компетенции «Роснефти». Прежде всего речь идет о компетенции, касающейся работы на шельфе, в труднодоступных местах, в арктической зоне. ВР является носителем этой компетенции, и мы убеждены, что эта работа будет носить стратегический характер», — заявил Сечин. Он уточнил, что общий объем соглашения об обмене акциями между компаниями составит по 8 млрд. долларов США с каждой стороны. Инвестиционный объем сделки об освоении арктического шельфа на первом этапе оценивается в 1,4–2 млрд. долларов.
Между тем новость о подписании соглашения о разработке арктического шельфа стала причиной для беспокойства в Великобритании и США. Член палаты представителей американского Конгресса Эдвард Марки считает, что госдеп должен получше присмотреться к сделке, так как достигнутые BP и «Роснефтью» договоренности «почти наверняка осложнят» в США процесс получения от британской компании денежных компенсаций за аварию в Мексиканском заливе. Кроме того, политик высказал опасения, что сделка может повлиять на национальную безопасность США, так как в 2009 году ВР являлась крупнейшим поставщиком ГСМ для амриканской армии. Представитель Greenpeace Чарли Кроник считает, что «BP сделала слишком мало для решения проблем, поднятых аварией на Deepwater Horizon». «В прошлом году правительство Гренландии отказалось пойти на уступки по концессиям на бурение для BP, потому что оно не было уверено в том, что в компании действуют достаточно строгие протоколы безопасности. Теперь BP купила себе выход в Арктику через черный ход. Кажется, эта компания ничему не научилась в прошлом году в Мексиканском заливе», — заявил эколог.