Ограничения на поставки оборудования могут привести к падению добычи нефти в Сибири и на шельфе. Санкции США и стран Евросоюза уже напрямую коснулись российской нефтянки. Начиналось все с ограничений для конкретных персон, причисляемых властями этих стран к «друзьям Владимира Путина» либо к государственным деятелям, так или иначе способствовавшим или поддерживающим присоединение Крыма к России.
Белый дом и поддерживающая его политику Европа не признают итоги демократических выборов, которые состоялись в Крыму в марте и в результате которых новый регион вошел в состав России. Персональные и секторальные санкции призваны наставить Россию «на путь истинный», то есть отказаться от своих амбиций в отношении, как считают санкционеры, притязаний на чужие территории. В персональный список вошло несколько десятков человек, самые заметные из представителей, связанных с нефтянкой и обслуживающими ее отраслями, – совладелец «Новатэка» и Volga Group Геннадий Тимченко, собственник компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг, президент «Роснефти» Игорь Сечин. Им запрещен въезд в США, а американским бизнесменам и финансовым компаниям запрещено владение акциями их структур. Для защиты от последствий санкций Геннадий Тимченко ровно за день до объявления санкций против него лично и еще ряда лиц продал свой основной актив – 44% акций нефтетрейдера Gunvor – своему швейцарскому партнеру Торбьерну Торнквисту.
Санкции ударили и по другим активам бизнесмена: прекратил скупать акции «Новатэка» после введения европейских финансовых санкций партнер по проекту «Ямал СПГ» – французская компания Total, которая планировала нарастить свою долю в компании с 18 до 19,4%. В связи с ограничением долгосрочного финансирования по кредитам (на срок более 90 дней) для компаний санкционного списка и ряда госбанков, включая ВЭБ, Сбербанк, ВТБ, Банк России и Россельхозбанк, возникли сложности с поиском финансирования на ряд долгосрочных российских проектов. Однако проект по сжижению газа «Ямал СПГ», детище Геннадия Тимченко, нашел 20 млрд долларов в Китае. Компания Геннадия Тимченко «Стройтрансгаз» пострадала, выбыв из проекта строительства участков трубопровода «Южный поток» в Болгарии и Сербии: страны пригрозили выходом из проекта в случае, если компания санкционного списка, чья победа в тендере, по мнению европейских властей, выглядит спорной, продолжит осуществлять строительство. В результате проект перешел к «дочке» «Газпрома» компании «Центргаз». Удар ощутимый, ведь стоимость строительства только болгарского участка трубы в обход Украины оценивается в 3,3 млрд долларов.
По «Роснефти» ограничения Запада ударят в первую очередь в области сроков реализации шельфовых проектов, а также могут сдвинуть сроки запуска завода по сжижению газа на Сахалине (оценка сметы проекта – 15 млрд долларов) и запуск Восточно-Сибирской нефтехимической компании – комбината по производству бензина и сырья для нефтехимии ориентировочной стоимостью 1,3 трлн рублей. По заводу СПГ, а также по бурению разведочной скважины в Арктике – на шельфе Карского моря – «Роснефть» сотрудничает с американской Exxon Mobil. И, хотя компании пока не разрывают сотрудничества, рынок ждет, что под давлением Белого дома американцы могут уйти с российского рынка, лишившись тем самым долей в прибыльных проектах с «Роснефтью». Помимо перечисленных проектов они сотрудничают в области разработки новых технологий по освоению трудноизвлекаемых запасов нефти Баженовской свиты и в соглашении о разделе продукции «Сахалин-1». Глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил о том, что «Роснефть» может передвинуть на более поздний срок ряд проектов в случае выхода партнеров из них. Еще один партнер «Роснефти» по разработке шельфа северных морей – норвежская Statoil, а Норвегия уже сообщила о том, что может присоединиться к санкциям против России.
Ударили по российской нефтянке и геологоразведке секторальные санкции Европы, объявленные в конце июля: теперь подлежит лицензированию поставка оборудования для освоения шельфа, а также техника и материалы для крупных инфраструктурных проектов: трубы для нефте- и газопроводов, буровые трубы, алмазные буровые долота, плавучие и подводные буровые платформы. Ведущая американская сервисная компания Halliburton уже приостановила свой контракт с компанией «Газпром Бурение» (100% акций владеет Аркадий Ротенберг). Эксперты Fitch прогнозируют, что общий эффект от санкций для российской нефтянки может обернуться снижением добычи нефти на российских месторождениях в Западной Сибири и отложить старт новых проектов, включая освоение арктического шельфа и трудноизвлекаемых запасов, а также создаст проблемы в работе СП с BP, Royal Dutch Shell и Exxon Mobil.
Оценили на себе отголоски санкций и бизнесмены, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к решению президента страны о присоединении Крыма. Например, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов озвучил, что доступ к рынкам капитала будет затруднен, что увеличит расходы и может снизить инвестиции компании. Кроме того, Алекперов сообщил о намерениях компании продать часть своих активов в Восточной Европе, чтобы сфокусироваться на проектах в России. Первая крупная сделка случилась с активами на Украине: после неоднократного прессинга АЗС ЛУКОЙЛа бойцами сектора правых сил, а также бойкота заправок компании в стране, в результате чего продажи упали на треть, владельцы приняли решение выйти из бизнеса. Компания объявила о том, что продает свое украинское подразделение австрийской компании AMIC Energy Management GmbH. Стоимость сделки не раскрывается: стороны только приступили к подготовке договора. Всего российская нефтяная компания владеет на Украине 240 АЗС и шестью нефтебазами.