Авторизация


 

Вектор инноваций

Вектор инновацийСовершенствование системы государственного управления развитием энергетического сектора является сегодня одной из наиболее актуальных задач для большинства регионов Российской Федерации. Во многом ее решению способствует принятие Энергетической стратегии России до 2030 года. Однако сам по себе этот документ не призван решить все существующие проблемы. Прежде всего он устанавливает рамочные условия для региональных энергетических стратегий и создает предпосылки для формирования региональных стратегических инициатив в области развития энергетического сектора. Именно эти соображения послужили основой для начала разработки Энергетической стратегии Республики Татарстан на период до 2030 года.

Основным назначением этого документа является определение наиболее перспективных направлений развития энергетического сектора и смежных отраслей, формирование комплекса мер, механизмов и инструментов их реализации, а также создание системы контроля этого процесса. Энергетическая стратегия Республики Татарстан рассматривается нами как способ координации и увязки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей и урегулирования возникающих между ними противоречий.

Необходимость стратегии обусловлена риском того, что, преследуя сугубо экономические интересы в краткосрочном временном горизонте, мы можем создать преграды развитию региона в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, задачей стратегирования является правильное распределение направлений и акцентов развития по временным горизонтам с учетом их взаимосвязей и порождаемого ими системного эффекта.

Энергетическая стратегия является инструментом, обеспечивающим возможность выработки совместной позиции государства и бизнеса относительно направлений развития энергетического сектора и смежных отраслей региона. Без этого государственное управление будет лишь видимым, не представляя собой целостного управленческого контура.


Вектор инноваций

Все это предопределило выбор подхода к формированию энергетической стратегии (рис. 1).

Ключевым вопросом в рамках данного подхода является определение долгосрочного целевого состояния энергетического сектора Республики Татарстан, в основе которого лежит анализ как внутренних, так и внешних факторов. Под внешними факторами здесь подразумеваются глобальные рыночные, технологические, экологические и социальные тенденции. Можно перечислить лишь важнейшие из них, которые учитывает стратегия. Это рост внутренних цен на природный газ и их доведение до мирового уровня, ужесточение международных экологических требований и активное развитие распределенной генерации. В своей работе мы учитываем и эволюцию технологий строительства зданий в направлении развития домов с нулевым энергобалансом и ресурсопорождающих домов. Не остается незамеченным развитие технологий и рынка электромобилей и гибридов.

В качестве внутренних факторов, учитываемых при определении целевого состояния энергетического сектора, выступают накопившиеся проблемы в его отраслях – энергетической, нефтяной, нефтехимической. В отрасли энергетики это прежде всего низкая эффективность и высокий износ генерирующих и сетевых объектов. В нефтяной отрасли – рост доли трудноизвлекаемых запасов нефти и, как следствие, значительные риски снижения экономической эффективности отрасли. Наконец, в нефтехимии важнейшими проблемами являются сырьевой дефицит, высокая энергоемкость химических производств и невысокий удельный вес продукции глубокого передела в общей структуре товарной продукции.

Совокупность перечисленных внешних и внутренних факторов предопределяет содержание требований к долгосрочному целевому состоянию энергетического сектора Республики Татарстан. Эти требования направлены на обеспечение энергетической безопасности региона, повышение энергетической эффективности региональной экономики, повышение экономической и бюджетной эффективности энергетического сектора, обеспечение его экологической безопасности и инновационного развития. Ключевые требования энергетической стратегии республики предполагают увеличение степени загрузки генерирующих мощностей и увеличение объемов добычи нефти и повышение глубины ее переработки. Мы предполагаем увеличение доли производства полимерной продукции, в том числе биоразлагаемых полимеров, и намечаем диверсификацию топливно-энергетического баланса региона за счет активизации использования альтернативных источников энергии. Одна из ключевых целей стратегии – снижение энергоемкости и повышение энергоэффективности промышленных производств и жилищно-коммунального сектора.

Выполнению перечисленных требований должна способствовать реализация стратегических приоритетов – ключевых направлений развития энергетического сектора Республики Татарстан. Это модернизация крупных генерирующих мощностей, в том числе за счет использования парогазовых установок, расширение нефтеперерабатывающих мощностей, развитие глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков, создание новых мощностей по производству полимерной продукции и ее переработке и развитие малой распределенной энергетики, ориентированной на использование альтернативных источников энергии (в первую очередь биогаза и гидроресурсов). К перечисленному добавлю развитие технологий добычи сверхвязкой нефти и развитие производства химической продукции специального назначения (катализаторов, реагентов).

Однако стратегические приоритеты региона не ограничиваются рамками технологического развития. Для нас огромное значение имеют и приоритеты социального характера, заключающиеся в формировании так называемого энергоэффективного общества. Его характерной чертой должно стать формирование у всех слоев населения новых стереотипов поведения, привычек и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии.

Особое место в определении долгосрочного целевого состояния энергетического сектора занимают требования к его инновационному развитию, главной целью которого, на наш взгляд, является не наличие самих инновационных активов на территории региона, а создание возможности его развития на основе и в процессе создания этих активов.

Так, ценность создания региональной интеллектуальной электрической сети, выделяемого в качестве одного из важных направлений инновационного развития энергетического сектора, заключается не только в прямых эффектах в виде более рационального использования энергоресурсов и повышения надежности энергообеспечения потребителей. Реализация этого направления будет способствовать развитию научно-технического потенциала региона, создаст основу для развития новых видов бизнеса и диверсификации региональной экономики в направлении увеличения неуглеводородной составляющей.

Наряду с созданием интеллектуальной электрической сети в энергетической стратегии предполагается выделить такие приоритеты инновационного развития энергетического сектора, как: развитие производства накопителей электроэнергии (в том числе аккумуляторов для электромобилей) и развитие инфраструктуры поддержки эксплуатации электромобилей и автомобилей с гибридным двигателем. Мы предполагаем активно развивать производство оборудования для использования возобновляемых источников энергии и строительство энергоэффективных зданий. Получат свое развитие переработка биомассы и производство биополимерной продукции.

Следует отметить, что реализация перечисленных выше стратегических направлений развития должна сопровождаться освоением инжиниринговых компетенций и их коммерциализацией. Это также будет способствовать увеличению доли интеллектуального бизнеса в структуре экономики региона и рассматривается нами в качестве одного из стратегических приоритетов развития энергетического сектора Республики Татарстан.

Таким образом, новая энергетическая стратегия Республики Татарстан будет иметь ярко выраженный инновационный вектор. Она призвана стать центральным элементом системы государственного управления развитием энергетического сектора региона, а также задать импульс для перехода смежных отраслей промышленности и народного хозяйства на инновационные рельсы.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.