Авторизация
 

Тренды – дело не переменное, а постоянное

Тренды – дело не переменное, а постоянноеСергей Глотов, председатель совета директоров УК «Севзапэнерго»: "Руководители энергетики готовы к решительным действиям. Но где-то на среднем уровне эти послания гаснут в бесконечных обсуждениях и ссылках друг на друга. Мы дождемся, что наши идеи, как уже много раз бывало, вернутся к нам с Запада, но уже за совсем другие деньги."

– Сергей Александрович, заканчивается 2010 год. Что произошло нового, интересного в энергетике? Как теперь говорят, какие тренды?

– Есть в энергетике величины постоянные. Это прежде всего надежность и безопасность. И то и другое – в широком смысле. Но к привычным понятиям «надежность» и «безопасность» прибавились финансовые составляющие. А сколько будут стоить наши нынешние надежность и безопасность? И из чего они сейчас складываются? Оказывается, можно проследить определенные циклы, по которым меняется сначала научное, а потом уже и техническое и технологическое представление и о надежности, и о безопасности. Сейчас мы – на пике смены идеологии электроэнергетики. Можно это назвать модернизацией, можно – инновациями. Да, без инноваций энергетики не бывает. Попробовали в 90-е прожить на старых запасах прочности, и результаты мы до сих пор расхлебываем. Сейчас, конечно, энергетика находится на совершенно другом уровне. В целом электроэнергетика существенно обновилась технически, обогатилась кадрами, пришедшими из вузов и техникумов, а главное – готова к новым, прорывным технологиям и подходам.

Много лет, бывая еще на совещаниях в РАО «ЕЭС России», и сейчас на думских слушаниях и «круглых столах» в Совете Федерации я с упорством моих предков-новгородцев не устаю говорить: только инновационные технологии откроют нам возможности не плестись в хвосте у западной энергетики. Но – и это важно – надо сначала определиться, что мы будем называть инновациями. То, что перехватим на Западе, быстренько, на скорую руку, с привлечением западных же инженеров и монтажников установим у себя и отчитаемся? По этому принципу, к сожалению, работают многие государственные компании. Я упрощаю, конечно, но, когда мне говорят, что уже внедрили технологии smart grid, «умных» сетей, я не могу не улыбаться. Хотя бы и про себя.

Smart grid – это переворот прежде всего в умах, в головах. Это как переход от керосиновой лампы к лампочке электрической. Говорят, что кое-кто утверждал, что электричество – дорого и ненадежно, нечего бежать впереди лошади, а надо тихо жить по-старому. Время прошло, все стали умнее, никто не говорит «не будем бежать впереди лошади», наоборот, все скопом и вприпрыжку несутся. Есть опасность, что могут затоптать идею.

Но как показала традиционная Пражская конференция, которую мы проводили в сентябре, есть вдумчивые и энергичные компании, у которых инновации – первоначально в голове, а затем уже – в бизнес-планах и отчетах. Современные тренды, которые они представляют, – это IT-технологии, управление проектами, силовая электроника, экологические проекты, типовое проектирование, уже помянутые мною «умные» сети и т.д. По всем направлениям на конференциях были очень сильные выступления. Отметил бы особо презентацию генерального директора «Тольяттинского трансформатора» Владимира Чистякова о современных подходах к информационным технологиям, уже реализованным на предприятии, блестящее выступление Сергея Савкова, генерального директора «АБС-Электротехника», Ильи Авербаха, генерального директора ЗАО «Тяжпромэлектромет», Игоря Фомина, генерального директора УК «Севзап-энерго», с докладом об управлении проектами как основе современного подхода в производстве и многое, многое другое. В том числе и типовые решения.

– Вы ведь не раз уже выступали с идеями типовых решений для подстанций?

– Типовые решения – это осознанная необходимость, которую заказчики должны принять или не принять. Государство выделяет огромные финансовые ресурсы. На уровне руководителей государства уже поняли: на энергетике нельзя экономить, это становой хребет любой экономики. Сейчас уже ясно, нужно ли строить новые энергетические объекты, сколько, где, увязаны ли они с программой развития регионов и вообще, нельзя ли обойтись временно без нового строительства, а реконструировать то, что без реконструкции становится ненадежным или даже опасным.

И вот тут необходимо вспомнить о типовых решениях, которые мы в свое время разработали. Энергетики знают, что одна из самых больших проблем – проектирование, сам подход к проектированию. Мы предложили по-своему революционный путь: работать, используя типовые решения. Не надо путать, как любят делать старожилы энергетики, типовые проекты, существовавшие с 50-х годов, и типовые решения, разработанные нашей компанией. Напомню еще раз, что в свое время в РАО была создана комиссия по типовым решениям, мы предоставили целый альбом решений по ПС 220/110 кВ, решения эти были одобрены комиссией и рекомендованы для внедрения в РАО.

– Речь идет только о ПС 220/110 кВ?

– Подстанцию 330–500 по типовому проекту не сделаешь: слишком много сложностей. А 110–220 вполне возможно. Это значит, что подстанцию как единый продукт можно поставить на поток.

– То есть создается действующая модель подстанции (я имею в виду, математическая модель), и потом части этой модели складываются в зависимости от конкретных условий?

– Конечно. Все оборудование подстанции монтируется в 3D-формате, и заказчик может посмотреть, как она будет выглядеть. Если такое решение будет принято, заводы смогут выпускать комплектные подстанции, проектировщики будут иметь готовые, согласованные проекты, время уходит только на привязку по местности, монтажники вместо десяти месяцев стодесятку открытую будут собирать за два – вот и все. В качестве примера беру стодесятку, поскольку это подстанция самого широкого применения, и считайте, за 2–3 месяца вы получаете готовый объект, это вместо полутора-двух лет. Быстрее в 5-6 раз.

– Таким образом, за год можно ввести сколько объектов?

– Подстанция 110 кВ не должна быть событием. Если работают типовые решения, стройкой может управлять мастер, прораб максимум. Пусть финансисты посчитают, во что обойдется сокращение сроков стройки, сокращение объемов строительства (можно применять и готовые стандартные конструкции), возможность сразу же после согласования главной электрической схемы заказать тяжелое оборудование и т.д. Это вполне кризисные решения.
Я не говорю о том, что комплектное оборудование, собранное, проверенное и отрегулированное на заводе, не только проще в монтаже и наладке, не только в разы надежнее схем, сработанных на коленке, но и позволяет еще в заводских условиях внедрить программу энергосбережения.

– Типовые решения были приняты и одобрены еще в РАО. Сейчас на каком они этапе?

– Мы для этого сделали все: выпустили альбом типовых решений, типовых решений по фасадам, готовы решения по фундаментам, защитам, IT-решениям. И сразу – административный забор.

– И сейчас?

– Сейчас – первые, но очевидные сдвиги. Я понимаю, что руководители энергетики готовы к решительным действиям, мы читаем эти сигналы, месседжи, как теперь говорят. Но где-то на среднем уровне эти послания гаснут в бесконечных обсуждениях и ссылках друг на друга. Мы дождемся, что наши идеи, как уже много раз бывало, вернутся к нам с Запада, но уже за совсем другие деньги. Так, кстати, было с мобильными подстанциями. Да, в России уже были мобильные подстанции в качестве резервного снабжения. На железных дорогах и на военных производствах они в свое время уже использовались. А потом вернулись к нам из-за рубежа.

– После РАО уже прошло время. Не устаревают ли ваши типовые проекты?

– Во-первых, если проекты устареют за два-три года, то грош им цена. Во-вторых, мы же тоже не стоим на месте. Эти проекты реализуются. К сожалению, за рубежом. Но это дает и положительный опыт. Мы уже можем одновременно управлять десятком-другим проектов и объектов на разных уровнях и стадиях проектирования и реализации. Используем и западные технологии. В конце концов, энергетика глобализируется. Условно говоря, «Сименс» или любая другая западная фирма построили завод в России, открыли производство, принесли новые технологии. Российские инженеры освоили их, приспособили к российским реалиям, модернизировали уже в процессе внедрения. Чей это продукт? Огрубляя, скажу – общий.

– Я знаю, что вашими типовыми решениями заинтересовались в МРСК-Холдинге?

– Мы проведем там презентацию типовых решений ПС 110 кВ в МРСК-Холдинге. Интерес есть. Но от интереса до реализации проектов, как показывает мой опыт, путь немалый. Несмотря на то, что задачи поставлены руководством страны огромные. И без прорывных решений (а типовые решения для ПС – это суперидея и суперпроект) не обойтись. Я рад, что к руководству отраслью, крупнейшими государственными компаниями пришли новые люди, с новыми, незашоренными взглядами, с огромным управленческим и техническим потенциалом. Это дает надежду.

И последнее. Как ни странно, но революция в энергетике – понятие постоянное. Тот, кто не уловил революционного порыва, движения, остановился, через мгновение уже отстал. К сожалению, мы начали терять кураж, удовольствие от открытий, внедрений новой техники, от того, что можно крикнуть во весь голос: я – первый, я – лучший. Вот и слышим эти голоса хоть и на русском языке, но из Силиконовой Долины.

Беседовал Алексей Иванов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.