С 22 по 24 июня в Москве состоялся Первый международный экономический форум «Энергоэффективность в России». Он был организован компанией Аdam Smith Conferences, работающей в нашей стране с 1992 года. Во время работы форума корреспонденту «Энергополиса» удалось побеседовать с Леонидом Алексеевым, заместителем руководителя Департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ. По мнению Леонида Алексеева, успешность реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в России во многом будет зависеть от качества и своевременности принятия подзаконных актов.- Леонид Викторович, почему именно вашему департаменту дано задание реализовать на практике основные направления закона об энергоэффективности?– Я постараюсь кратко осветить те вопросы, которыми сейчас озабочено Министерство регионального развития в сфере энергосбережения, особенно в свете недавно вышедшего закона. Наибольший технический потенциал повышения энергоэффективности в целом экономики Российской Федерации (порядка 76 млн. тонн условного топлива) приходится на жилые здания. Это чуть меньше четверти от всего объема технического потенциала энергосбережения в России. И более того, в связи с тем, что строительная отрасль не стоит на месте, а развивается и совершенствуется, мы замечаем, что в домах, которые построены в советское время, но относительно недавно, после 1975 года, энергоемкость систем отопления в три раза меньше, чем в домах, скажем так, более ранних годов постройки. Соответственно, снижение энергоемкости в жилищном секторе тоже достигает трехкратного снижения, из чего можно сделать вывод, что в жилищном секторе заложен большой потенциал снижения энергоемкости.
Еще одна причина, заставляющая нас задуматься о том, как сделать жилой сектор наиболее эффективным, – это то, что он потребляет больше половины всей тепловой энергии, производимой на территории Российской Федерации, с учетом того, что мы больше половины года находимся в достаточно суровых климатических условиях.
На сегодняшний день стоимость коммунальных услуг электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения и отопления составляет до 70% в общем наборе всех жилищных коммунальных услуг. И в этом секторе мы подходим уже к 100%-ному финансированию потребителями и населением стоимости поставляемых услуг. Что, с одной стороны, требует повышения эффективности их использования, и с другой стороны, является экономическим стимулом для потребителей, граждан при проведении мероприятий по энергосбережению.
Но основные причины, с которыми нам следует бороться и которые называют энергорасточительностью в жилых зданиях, – это низкое качество строительства и последующей эксплуатации жилых домов, изношенность и устаревание систем теплоснабжения и коммунальной инженерии, отсутствие приборов учета, которые позволяют своевременно выявлять сверхнормативные утечки и потери, и приборов регулирования, не позволяющих расточительно потреблять электричество и воду. Ведь есть разумный уровень потребления ресурса, и, если расход ресурсов в жилом доме превосходит этот разумный уровень, соответственно, следует выявить, где это произошло, и устранить причину, а это в первую очередь достигается учетом.
– Что сегодня делается Министерством регионального развития для реализации Закона об энергосбережении? – Для реализации Закона об энергосбережении мы работаем по трем направлениям: стимулирование потребителей в части установки приборов учета и стимулирование к экономии и оплате энергоресурсов, повышение энергоэффективности при эксплуатации уже имеющегося жилого фонда и в процессе строительства, общее методическое руководство деятельностью по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Конечно, мы существенно отстаем от тех темпов, которые были заданы самим законом: требовалось принятие большинства нормативных актов до 1 мая, а некоторых в еще более ранние сроки, поскольку мы столкнулись с тем, что закон был издан весьма спешно. Но здесь мы пользуемся неоценимой поддержкой и международных специалистов, и консультантов в лице Европейского банка и международной финансовой корпорации, что существенно облегчает нашу работу и позволяет сделать ее более качественной.
Добавлю, если у широкой и профессионально подготовленной общественности появятся какие-то существенные предложения, они могут быть рассмотрены в случае, если это будет принципиально важным и необходимым для повышения энергоэффективности жилых зданий, и они тоже будут нами учтены в процессе подготовки документов.
– В 1996 году уже был принят Закон об энергосбережении, который тоже каким-то образом стимулировал разработку и утверждение региональных программ энергосбережения. – Но сама тема энергосбережения не была поднята на такую высоту в нашей стране, как сейчас, и не рассматривалась на самом высоком уровне. Сегодня, с одной стороны, существующие региональные программы достаточно просто укладываются в новые требования, с другой – законом предписано всем субъектам Российской Федерации до 1 августа текущего года утвердить региональные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Мы, со своей стороны, подготовили необходимые документы и разместили их на официальном сайте. В том числе утвержден приказ о методике определения целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения.
Собственно, законодательно установлены только два основных требования к региональным и муниципальным программам: обязательно требуется наличие целевых показателей в каждой программе – и в региональной, и в муниципальной (перечень установлен постановлением правительства), и обязательно должен быть перечень мероприятий по энергосбережению: что именно будет делаться в регионе для того, чтобы повышать энергоэффективность, и сроки выполнения этих мероприятий.
Наша главная задача – это снижение энергоемкости ВВП к 20-му году на 40% по сравнению с тем уровнем, который был зафиксирован в 2007 году. Целевые показатели энергоэффективности, обозначенные в документе, носят динамический характер, то есть должны ориентироваться на общий уровень снижения энергоемкости.
– Старые сети – одна из главных проблем, которую нужно решать для того, чтобы инфраструктура отвечала не просто современным требованиям по энергосбережению, но чтобы был задел и на будущее.– Да, это вопрос немаловажный. И он у нас в комплексной программе модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года рассмотрен достаточно пристально и подробно. Проблема действительно заключается в том, что поставка ресурсов по тепловым сетям, оказание услуг по водоснабжению, качество этих услуг существенным образом зависят именно от сетей.
Первое, что требуется, – это разработка комплексной программы развития систем коммунальной инфраструктуры. Наличие этой программы, с одной стороны, является обязательным условием для того, чтобы регион, имеющий такую программу, смог участвовать в реализации мероприятий нашей федеральной целевой программы по модернизации до 2020 года жилищно-коммунальной инфраструктуры. С другой стороны, именно с помощью этой программы будет определяться и степень изношенности сетей, и объекты, которые требуют замены, и порядок, ход этой замены. Без такой программы проведение мероприятий на одном объекте дает только половинчатую, а может быть, даже и меньшую долю эффекта.
Поэтому проблема требует первоочередного внимания именно в госорганах местного самоуправления, которые и ответственны за тепло-, электро-, газо-, водоснабжение в соответствии с законом об общих принципах организации местного самоуправления. Финансирование региональных программ предусмотрено из двух источников. Это поддержка из госбюджета, но при условии обязательного софинансирования из регионального и местного бюджетов, и внебюджетные источники, поскольку инвестиции в тепловые сети действительно менее окупаемые, чем инвестиции в тепловые источники.
Структура технического потенциала повышения энергоэффективности (млн. тут)
– Какие условия будут созданы Минрегионразвития для инвесторов в жилищный сектор?– Поскольку у нас поставка коммунального ресурса находится в сфере государственного регулирования, то и привлечение инвесторов осуществляется в первую очередь стимулирующими мерами в виде установления тарифов, а с 2012 года предусматривается переход на долгосрочное тарифное регулирование.
В отдельных сферах предусматривается переход к методу доходности инвестированного капитала. Доход инвестора будет определяться не количеством договоренностей с высшими руководителями регулирующих органов, а объемом проинвестированных средств и установленной нормой доходности на инвестированный капитал, а также экономией на операционных расходах.
Кроме всего перечисленного, я хочу еще сказать о деятельности фонда содействия реформированию ЖКХ, которая позволила на сегодня в большинстве регионов уйти от дотационности и перекрестного субсидирования в коммунальной инфраструктуре, поэтому инвесторы, в свою очередь, могут рассчитывать на получение 100%-ного возмещения своих расходов в части восстанавливаемых тарифов.
Беседовала Едена Гудкова