Авторизация
 

Энергетики без экстремальных ситуаций не бывает


Идея создания энергетического МЧС не нова. Ее с различной степенью успеха разрабатывали во многих энергетических компаниях. По просьбе журнала «Энергополис» своими соображениями по поводу старой идеи, принимающей новые формы и наполняющейся современным содержанием, поделился заслуженный энергетик России Вениамин Пинхасик

Электроэнергия присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности человека и непосредственно влияет на ее качество, поэтому отсутствие электроэнергии наносит непоправимый урон как экономической, так и социальной сферам нашей жизни. Рассматривая тему ликвидации аварий в энергосистеме, я хочу сказать о том, что сегодня в первую очередь должна быть выстроена, подготовлена серьезная экономическая база для создания энергетического МЧС, быстродействующих бригад по устранению аварий на объектах энергетики различного уровня, потому что, повторюсь, большой перерыв в электроснабжении наносит экономике огромный материальный ущерб. К сожалению, энергетики без экстремальных ситуаций не бывает, это зона повышенной опасности. Каким бы суперсовременным ни было оборудование, это не дает стопроцентной защиты от возникновения внештатных ситуаций, поэтому резервные мобильные системы должны быть на вооружении каждой крупной энергетической компании.

– Вениамин Шмуилович, я знаю, что в то время, когда вы руководили «Псковэнерго», в недрах компании были созданы мобильные бригады энергетиков, которые смело можно назвать прообразом энергетического МЧС.

– Находясь на посту руководителя «Псковэнерго», я предложил организовать тренировочный процесс, на котором группы по ликвидации аварий отрабатывали различные ситуации, которые могут возникнуть из-за технических сбоев оборудования, погодной аномалии или человеческого фактора. Штаб по ликвидации аварии принимал решение, ориентируясь на полученные данные, и к месту происшествия к определенному часу направлялось нужное количество бригад, оснащенных полностью укомплектованными аварийными машинами соседних филиалов.

Например, определялось, что от момента получения команды до прибытия на точку, удаленную на 300 км, должно пройти максимум восемь часов. Если бригаду поднимали по тревоге ночью, ровно через три часа она выезжала к месту аварии. Это позволяло значительно сократить сроки ликвидации аварии, потому что решением возникшей проблемы занимались профессионалы-энергетики.

Хочу заметить, что «Псковэнерго» была первой сетевой компанией, руководство которой приняло решение приобрести дизель-электрические станции. Бесперебойное обеспечение населения Пскова и Псковской области для нас всегда было на первом месте. Ливень, ураган, износ оборудования – энергетиков не оправдывают никакие причины, связанные с перерывами в электроснабжении. Сельскому хозяйству, промышленному производству, школам, больницам, детским садам необходимы свет и тепло.

Закупая дизель-генераторы различной мощности, отрабатывая взаимодействие с ЖКХ, мы определили схему: произошла авария с погашением прилегающих территорий – выдвигаются дизель-генераторы, запускаются, подают электроэнергию, а параллельно начинает работать бригада на устранение причины аварии. Так, например, нам удавалось за сутки восстановить электроснабжение обесточенной территории, притом что иногда количество повреждений было сложно подсчитать: на одном километре доходило до ста упавших на провода деревьев. Причем хочу напомнить, что в Псковской области в зимний период сложно пробраться к месту аварии даже на снегоходах. Мы пересаживались на лошадей, но лошади вязли в снегу. К месту аварии пускали тяжелую технику, которая утрамбовывала снег, но ее было недостаточно.

Применение дизель-генераторов помогало существенно уменьшить ущерб от перерывов в электроснабжении. На базе всегда стоял прицеп с такой подстанцией, готовый выехать на точку в случае повреждения стационарной ПС. Мы начали применять небольшие мобильные подстанции на 10 кВ еще в 80-х годах прошлого века. Представьте, когда-то подстанция гражданской обороны 35 кВ занимала шесть трейлеров, а сегодня хорошая подстанция на 110 кВ – это два трейлера. Но ведь могут быть и другие варианты: можно объединить несколько дизелей мощностью до мегаватта, можно подключать газотурбинную станцию.

–Вы отработали схему. Что было дальше?

– А дальше, после организации МРСК Северо-Запада, возникла необходимость регулярно выезжать в районы Севера: Карелия, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская области, Республика Коми. Гигантские расстояния! Я понял, что в том случае, если авария происходит на границе двух областей, проще и выгоднее направить аварийную бригаду из другого города, энергофилиала на территорию соседней области – время подхода при таком решении значительно сокращается. Приведу характерный пример. На границе Архангельской области и Республики Коми произошло повреждение на линии (был страшный гололед, обледенение проводов), вышли из строя две линии 35 кВ. Мы выяснили, что расстояние от ближайшей архангельской базы до места аварии 200 км, а из Республики Коми – 90 км, поэтому было принято решение поднять вертолет к месту аварии с бригадой из «Комиэнерго». После восстановления первой линии подтянулись энергетики-архангельцы.

– Так начиналось взаимодействие спасательных бригад разных филиалов?

– Совершенно верно. Далее мы стали составлять соответствующие планы, расписывать все наши действия по пунктам и подпунктам вплоть до того, что в филиалах, например, должен был храниться запас продуктов в виде сухих пайков, чтобы бригада энергетиков могла находиться на месте аварии до полутора суток автономно. Такое, казалось бы, элементарное действие позволяло не держать лишний персонал на случай аварии, а в итоге это дало возможность повысить производительность труда. В «Псковэнерго» благодаря нашим наработкам численность сотрудников уменьшилась с 3700 до 2700 человек, это дало возможность частично решить проблему выплаты зарплат, разумно сократив кадры и увеличив оклады оставшимся сотрудникам, а главное, намного, в разы, сократить сроки ликвидации аварий.

Но наши идеи на этом не закончились. В «Псковэнерго» решили применить в распредсетях технологии JPS, поскольку на наших схемах и картах не было показано четких подъездов к воздушным линиям. Мы проделали достаточно серьезную работу, которую раньше выполняли только в ФСК. С помощью системы JPS мы нанесли на наши схемы координаты точек, произвели привязку линий. В результате бригада, выезжающая на точку, определенную на карте, попадала точно в место назначения. Нашей целью было стремление при всех обстоятельствах решать главную задачу – надежно обеспечивать электроэнергией население. Мы приобретали тяжелую технику, ставили свои контрольные метеопосты (после ликвидации государственных), и результаты, надо сказать, были неплохие.

Приведу пример: морозной зимой 2005/2006 года электростанции Северной столицы не могли полностью обеспечить теплом город. Дошло до того, что почти тысяча многоквартирных домов на севере Санкт-Петербурга осталась без электроэнергии. Было принято решение вызвать десять бригад из Пскова, десять – из Новгорода, десять – из Карелии, из Архангельска бортом перекинули пять бригад. Электроснабжение города было восстановлено в течение трех дней. Прекрасный пример того, насколько слаженно наши энергетики могут решать возникающие проблемы с электроэнергией. Причем, насколько мне известно, опыт МРСК Северо-Запада распространяется по всей России. Но на этом мы не должны останавливаться, сегодня нужно двигаться вперед, создавать полноценное энергетическое МЧС, потому что энергетическая отрасль обеспечивает жизнедеятельность всего государства.

– Как вы представляете себе деятельность энергетического МЧС?

– Такие формирования не должны существовать отдельно от энергосистемы. Они должны постоянно находиться в работе и только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций их будут задействовать на принципах взаимовыручки. В ситуации форс-мажора должен быть организован штаб, который возглавит первый руководитель межрегионального предприятия, и, взаимодействуя с другими подразделениями, он приступит к ликвидации аварийной ситуации. Хочу отметить здесь самое важное: совершенно не требуется никакого увеличения штатов: авария будет ликвидирована теми сотрудниками, которые уже работают в энергосистемах.

Далее я хочу сказать несколько слов о дополнительной технике. На Северо-Западе для всех видов аварий должно быть две-три мобильные ПС: две на 110 и одна на 35 кВ – на случай повреждения одной из подстанций. С другой стороны, в каждом филиале МРСК должно быть минимум 15 дизель-генераторов разной мощности в состоянии постоянной готовности, которые постоянно должны проверяться закрепленным за ними персоналом. Затем необходима штабная машина с автономным источником питания. Для того чтобы непосредственный руководитель, которому поручена ликвидация аварии, мог оперативно управлять всеми действиями, у него должен быть комплект всех схем участка, на котором произошло ЧП. Конечно, готовность такого уровня потребует определенных затрат, но по сравнению с экономическим эффектом, полученным от оперативности ликвидации аварии, – это ничто, ведь понятно, что такие затраты многократно окупятся.

– Для принятия оперативных решений в аварийных ситуациях должен быть подготовленный руководящий персонал…

– Абсолютно с вами согласен: эффективно управлять ликвидацией – непростая управленческая задача. Здесь должно быть обязательное взаимодействие с вертолетчиками, должны существовать определенные договоры между всеми сторонами. В свое время мы обсуждали еще одно направление – это беспилотные самолеты. Наши отечественные беспилотные самолеты вполне могут облететь линию 110 кВ, найти повреждения на линии и вовремя передать информацию по месту назначения. Эта возможность становится особенно ценной при массовых повреждениях на линиях. Технически эта задача абсолютно решаемая, сложности могут возникнуть только с организационной стороны. Взаимодействие при ликвидации аварий внутри МРСК, между МРСК – это абсолютно не проблема. И совершенно не является проблемой при ликвидации аварий взаимодействие между филиалами МРСК. Проверенные практикой мероприятия позволяют ускорить сроки ликвидации и повысить надежность электроснабжения, а также оптимизировать численность людей, задействованных в такого рода работах.

– Вениамин Шмуилович, мы говорили об аварийных ситуациях, возникающих из-за стихийных бедствий. А ведь есть еще проблема износа оборудования.

– Конечно! Износ оборудования дошел до такой точки, что сегодня любой сбой, возникший из-за того, что где-то кем-то не была затянута одна гайка, приведет к серьезнейшим неприятностям. И минимизировать последствия погашения большого региона или крупной подстанции смогут мобильные ПС. Сегодня необходимо отработать процесс их доставки к месту аварии, чтобы затем в действительности не было проблем с передвижением негабаритного груза, выяснения отношений с сотрудниками ГИБДД и потери драгоценного времени. В «Псковэнерго» сотрудники занимались на учениях постоянно, были натасканы на реально минимальное время доставки оборудования.
Возможна доставка мобильных ПС и самолетом. Примеры есть.

– Приобретение и содержание мобильных подстанций оправдано экономическими потерями, возникающими от того, что при внештатных ситуациях прерванное электроснабжение не было восстановлено в течение долгого времени?

– Хороший вопрос. Знаете, к счастью для энергетиков, но к сожалению для потребителей электроэнергии, сегодня еще не развита практика привлечения энергокомпаний к серьезной материальной ответственности за перебои с электроснабжением. А ведь все нормативные документы для этого давно существуют, но потребители пока в суды не обращаются, хотя бесспорно, что со временем на любой перерыв электроснабжения выше регламентированного срока будут подаваться иски. И тогда будет значительно дешевле и экономически выгоднее для каждой энергокомпании иметь на балансе мобильные ПС, чем платить неустойку потребителям за перерыв электроснабжения. Убежден, что затраты по выплатам потребителям за перерыв в электроснабжении будут на порядки больше, чем затраты на создание мобильных сил.

И еще один важный момент. Я убежден, что все аварийное электроснабжение должно быть сосредоточено в одних руках. Такая сложнейшая система, как энергетика, хаоса не терпит. Предположим, дизель-генератор может принадлежать коммунальщикам, но все, что связано с его эксплуатацией, запуском в случае отключения, должна делать одна организация, находящаяся на этой территории. Сегодня можно привести много примеров, когда те же коммунальщики не справляются в сложных аварийных ситуациях и все равно привлекают энергетиков, потому что у самих нет ни опыта, ни умения, ни концентрации сил.

В 2007 году в Карелии из-за сильнейшего урагана был полностью погашен город Беломорск. Мы сразу направили туда необходимое количество людей, технику, средства, чтобы быстро ликвидировать последствия, и в течение трех дней полностью восстановили электроснабжение города, в котором было множество сломанных опор, порванных проводов и так далее. С сожалением приходится констатировать тот факт, что у Министерства по чрезвычайным ситуациям своя работа, у энергетического МЧС – своя. По оценке самих коммунальщиков, им на устранение этой аварии потребовалось бы около трех недель.

– Такая служба на уровне не одного, а нескольких регионов, а может быть, и всей России может ли в принципе состояться?

– Я уверен, что такая служба может и должна быть организована на межрегиональном уровне. Возможно, создавать ее нужно при Министерстве энергетики, потому что здесь возникает необходимость взаимодействия двух основных наших компаний – холдинга МРСК и Федеральной сетевой компании – и координирования их взаимоотношений. При Министерстве энергетики должна быть создана небольшая группа, которая будет обобщать накопленный опыт и внедрять целевую структуру управления. В этом случае мы реально перейдем от пустых призывов «надо повышать производительность труда!» к реальному повышению производительности труда. Кстати, в сетевом комплексе производительность труда в пределах от 25 до 45%. Мне когда-то удалось поднять ее до 55–65% – это были хорошие результаты. Но от меня это потребовало совершенно других подходов в организации работ.

Ликвидация аварий – это жесткое планирование, педантичное исполнение принятых решений. На бумаге должен быть разработан план по каждой линии, по каждой подстанции, по всем уровням напряжения. В МРСК Северо-Запада эту работу ведет Александр Михальков, и ему удалось разработать подробные планы для сетей 35 и 110 кВ по ряду филиалов. Мы вместе начинали с ним эту работу еще во Пскове. У нас были разработаны специальные формы, заполнявшиеся в процессе обследования мест повреждения. Когда происходило какое-то событие, документы заполнялись. Оставалось только подъехать на объект, проанализировать полученную информацию, принять правильное решение и осуществлять контроль за управлением, связь, мониторинг.

Важно помнить, что создание энергетического МЧС абсолютно не требует принятия на работу новых специалистов. На каждом предприятии есть толковые энергетики-практики, которые реально планировали ликвидации аварий, сами принимали участие в устранении возникших аварийных ситуаций. Организация ликвидации аварии требует высочайшего профессионализма. И кстати, никаких дополнительных средств не требуется для создания энергетического МЧС. Надо всего лишь расставить правильно приоритеты, скорректировать инвестпрограмму и включить в нее приобретение двух мобильных подстанций.

- Давайте подведем итог всему вышесказанному.

– Я считаю, что в нашей стране создание мобильной энергетической структуры не должно откладываться в долгий ящик, потому что техногенные катастрофы никого не предупреждают о своем прибытии. Сегодня с минимальными затратами при имеющихся практических наработках можно создать отличную организацию, не требующую ни огромных капиталовложений, ни каких-то сложных, трудноисполнимых идей. У нас есть высококвалифицированные специалисты, есть практические наработки, требуется только одно: политическая воля. Именно в нашей стране, с нашими необъятными территориями давно назрела необходимость создания энергетического МЧС.

Беседовала Мария Иванова




Вениамин Пинхасик
родился в 1946 году в Ленинграде. В 1975 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина. С 1968 года работал на объектах электросетевого хозяйства «Ленэнерго», а затем «Псковэнерго», где с 1980 года занимал руководящие посты. В 1996 году был назначен заместителем генерального директора ОАО «Псковэнерго» по энергосбытовой деятельности, а с 2000 года – генеральным директором ОАО «Псковэнерго». В ноябре 2004 года председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс принял решение назначить руководителя ОАО «Псковэнерго» Вениамина Пинхасика генеральным директором ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (МРСК Северо-Запада). Его кандидатура была единогласно поддержана правлением РАО «ЕЭС России».

1 июля 2008 года Вениамин Пинхасик попросил совет директоров МРСК Северо-Запада в связи с выходом на пенсию освободить его от занимаемой должности. В настоящее время он является советником вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросам энергетики.

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.