Президентом и Правительством Российской Федерации поставлена задача по обеспечению снижения энергоемкости экономики России на 40% к 2020 году. Действующее c 1996 года законодательство об энергосбережении устарело и давно требует модернизации всей нормативной базы для достижения поставленной задачи по энергоэффективности. О происходящем рассказывает Олег Тришкин, председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга.23 ноября 2009 года был подписан долгожданный федеральный закон №261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Закон разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Теперь к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены: проведение государственной политики в области энергосбережения, разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения, установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, что очень важно. Кроме того, сформулировано установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (то, что раньше вообще не было прописано в законе). В новом законе есть следующие пункты: информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также контроль за их проведением (что тоже очень важно), бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями; осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и осуществление иных полномочий.
Ряд мероприятий, которые предусмотрены новым федеральным законом, в Санкт-Петербурге реализуется в течение нескольких лет. Это, например, порядок установления лимита потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в организациях бюджетной сферы. Комитет по энергетике определяет эти лимиты в организациях и приводит их в соответствие действующему законодательству. И, как показывает опыт, у нас идет ежегодное уменьшение лимитов потребления в государственной сфере от 5 до 8% за последние пять лет. Также следует отметить, что одновременно с федеральным законом об энергосбережении правительством Санкт-Петербурга, наверное первым из всех субъектов Российской Федерации, была принята концепция повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения. На сегодняшний день эта концепция является базой для разработки и реализации целевых программ Санкт-Петербурга в области энергоэффективности и проведения согласованной экономической, научно-технической, правовой политики в этой сфере. Федеральным законом введен новый вид программ – это региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональная программа включает в себя паспорт программы, цели и задачи, сроки ее реализации, нормативно-правовое обеспечение, оценку потенциала энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии и перечень конкретных мероприятий по разделам. По каждому мероприятию рассчитываются целевые показатели в области энергосбережения и эффективности. До 15 мая 2010 года мы должны разработать и принять программу в области энергосбережения и энергоэффективности для организаций с участием государства и для организаций, осуществляющих регулированный вид деятельности. Эти разработки лягут в основу тарифного регулирования на 2011 год. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, газом, теплом, электроэнергией или их передачу по сетям и имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. С 1 августа 2010 года будет осуществлено принятие региональной программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. До 31 декабря 2012 года дан срок организации первого энергетического обследования для организаций, указанных в части 1.16 статьи 16 федерального закона, в том числе и органов государственной власти, наделенных правами, и юридических лиц, и организаций с участием государства. То есть мы должны перейти к энергосервисным контрактам. Для выполнения указанных поручений требуется ряд подзаконных нормативных актов, которые должны быть изданы уполномоченным федеральным органом власти. Пока большинство этих подзаконных актов отсутствует, но мы ожидаем их выхода уже во втором квартале этого года. Несмотря на все эти проблемы, комитетом по энергетике осуществляется координация деятельности организации инженерного комплекса Санкт-Петербурга в части подготовки предложений по целевым показателям энергосбережения и повышения энергоэффективности, достижение которых может быть обеспечено при реализации инвестиционных программ всех этих предприятий. Это позволит существенно сократить срок принятия программы в области энергосбережения и энергоэффективности сразу после утверждения необходимых подзаконных актов.
Раньше мы использовали общие фразы, говоря про энергосбережение. Сегодня не только мы, энергетики, но все отрасли – и государственные, и территориальные органы – обязаны подготовить программу по энергосбережению и повышению энергоэффективности с конкретными первоочередными мероприятиями. В настоящее время Правительством Российской Федерации подготовлен и принят ряд нормативных актов, определяющих реализацию федерального закона. Следует обратить внимание на то, что теперь государственные или муниципальные заказчики – что, на мой взгляд, очень правильно, – органы, уполномоченные осуществлять функции по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, работ, оказание услуг для госнужд только в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ и услуг. Такие требования будут установлены Минэкономразвития в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства 12-21, включая, что очень важно, строительство и приобретение жилья для государственных нужд Санкт-Петербурга только с учетом новых требований по энергоэффективности ограждающих конструкций внутридомовых систем инженерного обеспечения и освещения. Теперь мы не имеем права для госнужд купить ни одной квартиры, где не применяются энергоэффективные ограждающие конструкции и внутридомовые сети. И сами ничего не можем построить за счет бюджета без учета этих требований. Этим условиям давно следуют в Европе и Америке, но для нашей страны это совершенно новый опыт.
В целях разграничения полномочий между законодательным собранием Санкт-Петербурга и правительством города комитетом по энергетике в установленном порядке подготовлен и согласован проект постановления правительства Санкт-Петербурга о проекте закона по разграничению полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В настоящее время уже ведется работа по региональной программе, уже подготовлено и согласовано техническое задание, направлены все опросные листы для сбора исходных данных, сформирован состав разделов региональной программы. Также комитетом по энергетике на сегодня подготовлен ряд долгосрочных целевых программ в области энергосбережения на период до 2015 года, предусматривающих полную модернизацию южной зоны водоснабжения. Это реконструкция насосных станций, создание систем управления распределительной сетью, реконструкция систем измерения количества воды. В результате реализации пилотного проекта в зоне Урицкой водопроводной станции нам удалось добиться снижения ежемесячного потребления электрической энергии на подачу воды на 39%. Долгосрочная целевая программа Санкт-Петербурга предусматривает реконструкцию систем наружного освещения с внедрением светильников нового поколения взамен светильников с лампами ДРЛ. Эта программа позволит снизить затраты на содержание наружного освещения уже к 2015 году на 33 с лишним миллиона рублей. Кроме вышеназванных комитет по энергетике готовит еще несколько долгосрочных целевых программ: по энергосбережению и повышению энергоэффективности в системах наружного освещения парков, садов, скверов Санкт-Петербурга до 2015 года; по энергосбережению и повышению энергоэффективности при строительстве метантенков для извлечения биогаза для работы теплоэлектростанций на период до 2015 года. В Санкт-Петербурге работают два больших комплекса, выбрасывающих в атмосферу значительное количество метана. Используя опыт Западной Европы, мы хотим собирать метан путем установки метантенков, сжигания его и выработки тепла и электроэнергии. Для реконструкции и модернизации объектов газового хозяйства Санкт-Петербурга в части обеспечения газосбережения и энергосбережения будет осуществляться внедрение технологий комбинированной выработки тепла и электроэнергии для повышения энергоэффективности при реконструкции и строительстве источников теплоснабжения в Санкт-Петербурге. Строительство котельных осталось в прошлом, будет использоваться только когенерация.
Следующая программа – внедрение энергетически эффективных и коррозионностойких материалов для повышения энергетической эффективности при реконструкции теплосетевой инфраструктуры Санкт-Петербурга. Это позволит существенно снизить в первую очередь повреждаемость, естественно, и во вторую очередь потери. В заключение необходимо отметить, что только при конструктивной и слаженной работе органов государственной власти Санкт-Петербурга, предприятий и организаций различных форм собственности, монополистов, граждан, то есть всех потребителей, Санкт-Петербург сможет выполнить свои обязательства в части требований федерального закона по энергосбережению.