Санкт-Петербург является неотъемлемой частью гигантской энергетической системы России, но этот город никак нельзя назвать центром топливно-энергетического комплекса страны. Тем не менее к развитию отрасли Северная столица имеет самое непосредственное отношение, прежде всего за счет своего научного потенциала, за счет своего мощного энергетического машиностроительного комплекса и международного петербургского форума ТЭК. За прошедшие годы форум стал серьезной дискуссионной площадкой для представителей бизнеса и госструктур и площадкой развития частно-государственного партнерства в сфере ТЭК. И мы, скажу откровенно, гордимся, что вот уже в десятый раз на берегах Невы собирается столь представительный форум, в ходе которого обсуждаются важнейшие вопросы топливно-энергетического комплекса, энергосбережения, энергоэффективности и промышленной безопасности. На мой взгляд, за прошедшие годы форум зарекомендовал себя и стал хорошей площадкой для консолидации государственных структур, бизнеса и научной общественности в выработке общих позиций и отстаивании общих интересов уровня национальных. Прошлогодний форум состоялся в период пика первой волны мирового финансового кризиса, но обсуждавшиеся на нем вопросы и выработанные в результате дискуссий «круглых столов» рекомендации были рассмотрены правительством и учитывались, например, при подготовке Закона об энергоэффективности, принятого в конце прошлого года. Форум – площадка презентаций и обсуждений передовых технологий энергетического комплекса, технологий, которые ставятся на службу города и страны, технологий, которые позволяют отрасли успешно преодолевать последствия мирового экономического кризиса. Я убежден, что форум этого года будет способствовать тому, чтобы в процессе его работы вырабатывались решения и меры для устойчивого развития и повышения уровня российского ТЭКа и для реализации энергетической стратегии России.
Кроме всего, в новейшей истории Санкт-Петербурга есть страница, имеющая непосредственное отношение к развитию энергетики страны. В начале 2000-х годов наш город столкнулся с острейшим дефицитом электрической энергии. Это было вызвано начавшимся мощным промышленным ростом и активизацией жилищного строительства. Понимая важность проблемы нехватки мощностей, Санкт-Петербург первым из городов Российской Федерации принял Генеральный план развития города до 2025 года в виде городского закона. Правительство утвердило его, и как приложения к этому плану были утверждены генеральные схемы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Стратегическим партнером, с которым город реализует инвестиционные проекты, предусмотренные планом, стало ОАО «Газпром». О масштабах проводимых работ скажу, что реконструкция систем теплоснабжения сегодня идет в трех крупнейших городских районах, каждый из которых по населению может быть приравнен к среднему российскому городу. К настоящему моменту завершена реализация программ по реконструкции систем теплоснабжения в Петроградском и Курортном районах, и в 2011 году мы планируем вместе с нашим партнером завершить эти работы в Петро-
дворцовом районе. Проводимая реконструкция позволит уменьшить на 1 кг удельный расход условного топлива на выработку 1 Гкал.
Экономический эффект от реализации проекта мы уже ощущаем. В 2008 году это было более 120 млн. рублей, в 2009 году этот экономический эффект увеличился почти до 200 млн. рублей. Таким образом, все программы развития инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга нацелены на повышение надежности и качества энергоснабжения всего городского хозяйства и обеспечение гарантированного подключения к сетям объектов инвестиционного и в первую очередь жилищного строительства.
В настоящий момент город на Неве решает вопросы несколько другого характера, ставит перед собой задачи перспективного создания и развития эффективной системы противодействия рискам чрезвычайных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе. В частности, каким должен быть механизм консолидации усилий государства и бизнеса в создании условий, обеспечивающих опережающий экономический рост и безопасное, сбалансированное территориальное инфраструктурное развитие.