Авторизация
 

Вектор развития


Не только и не столько кризис в России, сколько политическая воля руководства государства, ставящая целью и национальным приоритетом модернизацию страны, придала государственно-частному партнерству новый импульс развития.

Учитывая то, что при всех кризисных колебаниях рынка энергетика остается наиболее привлекательным сегментом для инвестиций, министр энергетики РФ Сергея Шматко неоднократно говорил о том, что никакие изменения макроиндикаторов не повлияют на программу развития отрасли. Именно в этот кризисный год энергетические государственные институты управления, такие как Министерство энергетики РФ и ГК «Росатом», выступили главными организаторами инноваций, инициируя запуск новых проектов.

Одной из отраслей энергетики, которая может быть привлекательной с точки зрения частных инвестиций, является атомная энергетика. С изменением стратегического вектора от сохранения потенциала российского мирного атома на его быстрое развитие и принятие практических шагов для технологического прорыва государство сегодня сверху начинает развивать государственно-частное партнерство (ГЧП) как оптимальную организационную форму для реализации проектов в отраслевых секторах, традиционно считавшихся исключительно бюджетными и государственными.

Но атомная энергетика в реалиях сегодняшнего дня России рассматривается преимущественно с точки зрения регулирования отношений совместного владения машиностроительными, уранодобывающими и ураноперерабатывающими активами в России и за рубежом. Это естественно для отрасли, недавно закончившей реорганизацию, которая началась в 2005 году и заключалась как раз в консолидации атомных активов в руках государства.

Вопрос возникновения ГЧП в атомной энергетике России не нов. Уже предпринимались попытки привлечь частный бизнес к развитию отрасли. Так, в свое время на Балаковской АЭС, например, за деньги частного инвестора была установлена турбина. Однако ГК «Росэнергоатом» через некоторое время решил, что на атомном объекте не должно быть частной собственности, и турбину выкупил. Похожая ситуация была и в акционерном обществе «Белоярская АЭС-2», которое создавалось для привлечения частных средств на постройку энергетических (неядерных) объектов нового, четвертого энергоблока БАЭС. Просуществовав пару лет, частный проект свернулся. Сейчас БН-800 строится только на деньги бюджета и Росэнергоатома. Так же пока не ладится со строительством за счет частного капитала второй очереди Кольской АЭС. Правда, как уверяет Сергей Обозов, генеральный директор ОАО «Концерн «Энергоатом», в случае с Кольской АЭС проблема только в экономике и возможно, что там все еще получится.
Александр Апканеев, первый заместитель генерального директора ОАО «Концерн Энергоатом», в свою очередь, подчеркивает, что по закону собственником ядерных энергетических установок и ядерных материалов может быть только государство, то есть частник не вправе владеть атомной электростанцией, ее частью или, например, акциями АЭС. Тем не менее Апканеев считает, что на строительство АЭС частные деньги можно привлекать, например, под долгосрочные фьючерсные контракты на поставку энергии либо на условиях ГЧП.
Частный бизнес откликнулся и принял активное участие в обсуждении развития пяти основных направлений технологического прорыва России. Ядерные технологии, энергоэффективность и энергосбережение, космические, медицинские и стратегические информационные технологии – основные направления, названные в программе технологической модернизации страны, где активно будет применяться ГЧП как форма взаимодействия и финансирования инновационных проектов, имеющих стратегическое значение для России.

Одним из представителей частного бизнеса в Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ является группа ОНЭКСИМ. На ежегодном Конгрессе национального бизнеса Михаил Прохоров обозначил ядерную энергетику в качестве сферы, в которой заложен потенциал российского инновационного прорыва. В качестве ключевой задачи атомной отрасли в этом контексте было названо повышение КПД использования урана, обозначенное Президентом РФ Дмитрием Медведевым и главой Росатома Сергеем Кириенко в качестве приоритета развития замкнутого ядерного топливного цикла.

Атомная отрасль как бизнес с точки зрения инноваций была воспринята и Олегом Дерипаской, который стал партнером на паритетных началах венчурного проекта Росатома. Энергетический дивизион группы En+ занимается созданием свинцово-висмутовых быстрых реакторов (СВБР-100) для атомных электростанций четвертого поколения. Именно на это направление бизнеса делает ставку Олег Дерипаска в следующем десятилетии.

Сегодня все мировые игроки в атомной отрасли имеют разработки малых и средних реакторов, претендующие на статус технологий нового поколения. К ним рассчитывает присоединиться и «Базэл».

По мнению Александра Полушкина, заместителя директора ОАО «Атомэнергопром», механизм привлечения частных инвестиций в отрасль позволит использовать ГЧП как один из способов, обеспечивающих поступательное развитие энергетики.






В условиях кризиса ведущие страны мира приняли решение о приоритетном развитии инфраструктуры. Так, в США направлены прямые инвестиции в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест при одновременных налоговых послаблениях. В Китае принято решение о направлении колоссальных инвестиций в развитие инфраструктуры. По оценке экспертов, инфраструктурный бум в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и роль инфраструктуры будет возрастать в течение ближайших пяти лет. ГЧП как форма проектного финансирования может быть очень эффективным механизмом по антикризисному управлению в условиях ограниченных ресурсов.
Долгосрочная экономическая политика государства заключается в усилении развития инфраструктуры в стране. Так об этом говорится в программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год: «Развитие инфраструктуры – транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики». Инфраструктурные проекты способны придать мощный импульс развитию территорий. Правительство РФ среди первоочередных антикризисных мер поставило задачу продолжить реализацию важнейших инфраструктурных проектов. Под строительство или модернизацию особо значимых, крупных объектов готовится выпуск инфраструктурных облигаций под гарантии РФ или Внешэкономбанка.

Негативные тенденции кризиса (сокращение свободных средств для инвестиций, ужесточение требований к проектам, сокращение числа и активов инвестбанков) будут тормозить развитие ГЧП, но портфель ГЧП-проектов, запуск которых намечен на 2009–2010 годы, способен стать одной из точек роста российской экономики.
Согласно мнениям многих экспертов, историческая миссия ГЧП в России может заключаться в том, что если «русское экономическое чудо» и станет возможным, то оно состоится именно благодаря государственно-частному партнерству.







Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области:

– В энергетической отрасли Тверская область может реально развивать практику ГЧП. Прежде всего это атомная энергетика. Несмотря на то что в российской атомной энергетике принят вектор на сохранение государственной монополии в указанной отрасли, остаются возможности для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.

Частный бизнес заинтересован в строительстве АЭС рядом со своими предприятиями. Однако для того, чтобы такое сотрудничество было реализовано, необходимы изменения в действующем законодательстве. Сейчас оно обязывает Росатом при новом строительстве АЭС осуществлять реализацию социальных программ на прилегающих к АЭС территориях. На эти цели направляется до 10% от суммы всех капитальных вложений. Объекты социальной сферы, создаваемые в рамках таких программ, требуют в перспективе средств на их содержание. Зачастую у муниципалитетов необходимых средств не находится, и объекты соцсферы не оправдывают тех огромных инвестиций, что потрачены на их сооружение. Необходимо изменить подход и создавать окупаемые объекты, которые будут приносить прибыль. К примеру, наряду со строительством домов культуры и спортивных сооружений необходимо создавать деловые центры и офисные здания, реализовывать энергосберегающие проекты. И здесь понадобится участие частного бизнеса. В качестве экспериментальной площадки реализации нового подхода могу предложить город Удомля Тверской области при строительстве энергоблока №4 Калининской АЭС.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.