Интервью полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева.– Виктор Иванович, президент страны, премьер-министр постоянно говорят о необходимости модернизации экономической и политической системы страны…– Должен отметить, что главная задача, которую ставит президент, очень импонирует мне: Россия должна войти в число ведущих мировых держав, при этом обеспечив своим гражданам достойную жизнь. Это главная цель и задача. Модернизация – это механизм. Модернизация – это то, чего мы все долгие годы хотели, особенно дальневосточники. Цели мы можем добиться через демократизацию и построение новой экономики. Нам нужно модернизировать существующие институты. Это абсолютно правильно, потому что сырьевая зависимость нас губит, особенно дальневосточников. Необходимо менять экономику от сырьевой в сторону экономики знаний и инноваций. Сегодня уже сделаны определенные шаги в политическом пере- устройстве государства, но мы не имеем права останавливаться.
Для этого нужно ориентировать экономику на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, повышать покупательскую способность и уровень жизни населения, ориентироваться на внутренний спрос, то есть на выпуск продукции, которая действительно нам необходима. Эти задачи созвучны с задачами развития Дальневосточного федерального округа. Сейчас мы с дальневосточными губернаторами активно работаем над формированием мероприятий по реализации Послания Президента России. Мы обязаны сделать все возможное, чтобы реализовать те задачи, которые поставлены Президентом России.
– В настоящее время на завершающем этапе подготовки находится проект «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», во всех субъектах Федерации округа идут публичные обсуждения этого документа, готовится план реализации стратегии. Как идет подготовка этого документа и каково его значение для Востока России?– «Стратегия социально-экономи- ческого развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» определяет вектор развития Востока России и государственную политику в отношении дальневосточных регионов. От того, насколько грамотно и комплексно мы сегодня определим приоритеты в социально-экономическом развитии округа, зависит, как мы будем жить в будущем.
В ходе публичных обсуждений проект стратегии одобрен экспертным сообществом Дальнего Востока, а все предложения, высказанные в процессе обсуждения стратегии, учтены в проекте плана мероприятий по ее реализации.
Так, например, предлагается разработать проект Федерального закона «О развитии Дальнего Востока и Байкальского региона», устанавливающий принципы, цели и задачи государственной политики в отношении ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона, а также механизмы и инструменты ее реализации. В том числе необходимо сформировать перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализация которых направлена на решение задач «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Также на основе этой стратегии предлагается разработать и утвердить новую редакцию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года».
В сфере создания условий для комфортного проживания людей на Дальнем Востоке предлагается разработать программу обеспечения высококвалифицированных и молодых специалистов, работающих на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, жильем за счет средств федерального бюджета с возможностью последующей приватизации или выкупа на льготных условиях. В том числе увеличить объем ежегодно выделяемых средств из федерального бюджета на реализацию Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Предлагается разработать и внедрить систему субсидирования из федерального бюджета переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, и проведение капитального ремонта жилфонда для субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона. А также разработать и утвердить комплекс мер государственной поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Продлить действие системы субсидирования пассажирских авиаперелетов с Дальнего Востока в другие регионы России и обратно, с включением всех категорий граждан, предусмотрев также субсидирование межрегиональных пассажирских авиа- перевозок внутри Дальневосточного федерального округа, и другие.
– Одним из сдерживающих факторов социально-экономического развития Дальнего Востока является энергетическая инфраструктура, особенность которой на Дальнем Востоке заключается в ее локальности и высоком энерготарифе. Каковы перспективы энергетики на Дальнем Востоке? – Нынешняя энергетика сильно изношена и очень затратна, нужна современная, экономичная и эффективная энергетическая система.
Сегодня мы находимся на завершающей стадии обсуждения проекта Стратегии развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года и на перспективу до 2025 года.
Данная стратегия рассматривает два основных сценария развития. В соответствии с инерционным сценарием к 2025 году производство электроэнергии должно выйти на уровень 53 млрд. киловатт-часов в год, по целевому прогноз составляет 82 млрд. киловатт-часов. Для достижения прогнозных показателей требуются серьезные материальные, финансовые, трудовые и топливные ресурсы. По прогнозам для реализации мероприятий, намеченных в стратегии, необходимый объем инвестиций составляет 1,5 трлн. рублей.
Важное значение в стратегии должно быть уделено выработке эффективной тарифной политики, для того чтобы обеспечить доступность электроэнергии для всех потребителей. При этом доля дизельной генерации, которая сегодня является самой дорогостоящей, в топливно-энергетическом балансе должна снижаться. Предполагается, что будет создан независимый от субъектов электроэнергетики центр координации развития электро- энергетики Дальнего Востока с четкими функциями, полномочиями и ответственностью.
– Расскажите о своих взглядах на энерготарифы более подробно…– В недавно утвержденных Федеральной сетевой службой предельных значениях энерготарифов для разных регионов опять заметна значительная разница между западом и востоком страны.
Перспектива здесь есть: вывести тариф внутри страны на один уровень. Сегодня Россия идет в этом направлении, пытаясь приравнять западный тариф к восточному за счет того, что не дает нашему большого роста.
Есть и другая проблема: так же велика дифференциация энерготарифов уже среди регионов Дальнего Востока. Виной тому в том числе и популистская политика региональных властей.
Если устанавливают дешевый тариф на электрическую энергию, то перегружают его на тепло. Но у нас тариф двойной, и его нужно рассматривать как суммарный. В Хабаровском крае, например, электротариф дороже, чем в некоторых других субъектах ДФО, зато тепло дешевле.
Подход здесь должен быть более сбалансированным. В том числе нецелесообразно перекладывать всю тяжесть энерготарифа с населения на промышленность. Например, в Ульчском районе Хабаровского края электроэнергия, вырабатываемая на дизельных генераторах, стоит сегодня 15 рублей/киловатт. Поэтому очень трудно здесь планировать какое-то промышленное развитие.
Я считаю, что промышленность должна платить за энергию столько, сколько она стоит, а населению энерготариф необходимо дотировать из бюджета. Хабаровский край, к примеру, в этом году выделил 2 млрд. 205 млн. рублей для выравнивания тарифов. В результате население везде – во всех районах, независимо от себестоимости, – платит одну цену.
– В командировках вы интересуетесь подготовкой к отопительному сезону, посещаете ТЭЦ, поскольку энергетика в этом холодном регионе на особом месте. Какие вы можете сделать из этого выводы?– Вся энергетика на Дальнем Востоке требует модернизации: здесь избыточны энергомощности, но при этом не развиты электрические сети. Передать с избыточных мощностей энергию туда, где ее не хватает, мы не можем, поэтому везде у нас практически двойной запас электроэнергии, которую оплачивает население или бюджет. Кроме того, нам остро необходимо диверсифицировать топливный баланс: не использовать только одно топливо – уголь или мазут. Нужно, чтобы в города и поселки пришел газ. И использовать и газ, и уголь, и мазут. Это должно сократить расходы, привести к снижению себестоимости производимой тепловой и электроэнергии, снизить зависимость от поставщиков топлива. Но для этого требуются создание инфраструктуры: трубопроводов, подъездных путей, а также развитие портов, реконструкция теплоэлектростанций и котельных.
– Дальний Восток занимает значительную часть территории России, при этом транспортная система здесь развита недостаточно. Какие перспективы вы связываете с развитием транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке?– Сегодня колоссальные государственные и частные средства вкладываются в реализацию на территории округа грандиозных инвестиционных проектов, в том числе в развитие транспортной инфраструктуры.
В последние годы выделяются достаточные средства на строительство и реконструкцию федеральных автодорог, таких как, например, федеральная трасса «Амур» (Чита–Хабаровск), «Уссури» (Хабаровск–Владивосток), «Колыма» (Якутск–Магадан), «Лена» (Невер–Якутск). Только на их строительство в 2009 году из федерального бюджета было выделено около 16 млрд. рублей. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» в 2010 году будет завершено строительство автомобильной дороги «Амур».
Идет реконструкция и развитие железнодорожного хозяйства. Совсем недавно была открыта вторая очередь железнодорожного мостового перехода через р. Амур. В перспективе организация высокоскоростного сообщения между Хабаровском и Владивостоком.
Рассматриваются возможности сооружения транспортно-энергетического коридора между материком и о. Сахалин с продолжением на о. Хоккайдо (Япония). Большие перспективы развития транспортной системы Дальнего Востока связаны с интенсивным использованием потенциала Северного морского пути.
Снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортных коммуникаций для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны – один из важнейших стратегических приоритетов развития Дальнего Востока.
Важная особенность транспортной системы Востока России – это транзитная составляющая, перевозка больших объемов грузов в другие регионы России. Создание современной транспортной сети с логистическими узлами на Дальнем Востоке позволит повысить интеграцию округа не только в единое экономическое пространство страны, но и в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Сегодня на Дальнем Востоке реализуются важные инфраструктурные проекты, в том числе идет активная и масштабная подготовка к саммиту АТЭС 2012 года во Владивостоке. Что даст саммит АТЭС 2012 года Дальнему Востоку? Какие перспективы вы связываете с привлечением иностранных инвестиций? Не будет ли это интеграция в АТР в роли сырьевого придатка?– Бурное экономическое развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона заставляет нас сегодня по-новому взглянуть на роль и место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощный подъем экономики. Дальний Восток России в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества со странами этого региона. Интеграция Дальнего Востока и всей России в АТР – это правильное решение. Сегодня на страны АТР приходится более 54% мирового валового продукта, около 44% объема мировой торговли, более 40% прямых инвестиций и более 40% населения Земли. Для Дальнего Востока и России очень важно занять в этом регионе достойное место.
Объекты, которые сейчас строятся во Владивостоке и на которые выделяются большие бюджетные средства, предназначены не только для проведения саммита АТЭС. Есть много городов в России, где можно было бы провести эту встречу, где уже готова инфраструктура и не нужно вкладывать деньги в строительство новых объектов. Тут другая логика: если Дальний Восток становится лицом Российской Федерации в АТР, то регион нужно развивать, а фасад его украшать.
Эти проекты, несомненно, имеют мощный мультипликатор, создают благоприятный фон для экономики всего Дальнего Востока. Строитель, который производит продукцию на конечном этапе, создает минимум пять рабочих мест. А если сложная техника, то до 10 рабочих мест.
АТЭС – это 41 объект. Полным ходом идут работы по аэропортовому комплексу, двум мостовым переходам, на острове Русском. Люди работают, зарабатывают деньги, пускают их в потребительский оборот. Так что проекты помогают многим промышленным предприятиям на Дальнем Востоке.
Комплексное развитие инфраструктуры имеет и стратегический эффект: это основное условие развития всей экономики. Если государство строит дороги, порты, линии электропередачи, тогда бизнес приходит и развивает производство. Показательный пример – компания «Соллерс». Газопровод Сахалин–Хабаровск–Владивосток еще только пошел в сторону Приморья, а автомобилестроители уже планируют подключиться к газу.
Но надо понимать, что государство в сложной экономической и финансовой ситуации, и необходимо выбирать приоритеты, чем-то жертвовать. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос о государственно-частном партнерстве. И радует, что крупные инвесторы не сворачивают свои проекты на Дальнем Востоке.
Важно эффективно использовать имеющуюся ресурсную базу – развивать шельфовые проекты, а также рационально пользоваться биоресурсами. Не брать рыбу и отдавать ее за копейки, а выпускать хорошую продукцию. Продавать на внешний рынок не замороженную рыбу, а развивать глубокую рыбопереработку. Мы не можем вечно быть интегрированными в мировую экономику в качестве сырьевого придатка. Необходимо создавать условия для эффективного функционирования капитала на нашей территории. Убрать барьеры, которые сегодня существуют, для того, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно. Бизнес работает там, где он чувствует себя безопасно и комфортно, когда уверен, что не только вернет вложенные средства, но еще и заработает.
– Завершается 2009 год, который был довольно сложным для всех субъектов Федерации и страны в целом. Каковы итоги социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа? Какие пути и механизмы необходимо использовать для решения проблем дальневосточников?– Руководство страны уделяет большое внимание развитию Дальнего Востока. С момента моего назначения полпредом здесь уже побывал Президент России, а премьер-министр был в федеральном округе четыре раза.
В результате реализации государством крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке ДФО остается единственным федеральным округом в стране, где отмечен рост социально-экономических показателей и сохраняется положительная динамика развития. Так, например, индекс промышленного производства за десять месяцев 2009 года к аналогичному периоду прошлого года составил 102,6%. Валовая продукция сельского хозяйства – 100,8%. Грузооборот с начала текущего года также увеличился и составил 100,4%, пассажирооборот – 102,9%. Выросли и инвестиции в основной капитал. По сравнению с десятью месяцами 2008 года – 110,5%. Идет активное строительство нефтепроводов, газопроводов. Развиваются месторождения, во Владивостоке возводятся объекты к саммиту АТЭС, уверен, что будет развиваться нефтегазохимия.
– Какова сегодня демографическая ситуация в регионе? Что необходимо сделать, чтобы привлечь и закрепить население и сколько людей должно жить на Дальнем Востоке?– Ко всем сложным вопросам нужно подходить с простыми решениями. Чтобы человек жил на определенной территории, ему прежде всего необходима хорошая работа, достойная заработная плата и перспектива получения жилья в ближайшее время. Человеку нужно, чтобы его окружала нормальная инфраструктура: спортивные заведения, театры, и чтобы города не были похожи на Грозный после бомбежки, а имели хорошие качественные дороги, красивые фасады, места отдыха для взрослых и детей. Если всего этого не будет, мы не удержим людей.
Обязательно нужно строить жилье. Так, например, в Хабаровском крае с 2000 года существует молодежная программа, которая фиксирует стоимость квадратного метра и позволяет держать цены на 40% ниже, чем на вторичном рынке. В прошлом году молодым семьям была оказана помощь в размере 60% от стоимости жилья, полностью сданного под ключ, со всеми детскими площадками во дворе. Работает также программа «Доступное жилье» для работников социальной и бюджетной сферы, 75 тыс. квадратных метров доступного жилья сдается в этом году в Хабаровском крае – это примерно полторы тысячи квартир.
Ни в какие времена за идею люди здесь не жили и не работали. Если Столыпин проводил реформу, то он давал приезжим по сто рублей, бесплатную землю и инвентарь. Конечно, никто не говорит, что в Магадане будет жить столько же народу, сколько в Москве. Но на Дальнем Востоке должно жить столько людей, сколько требуют этого экономика региона и страны. Нам нужно сделать жизнь людей на востоке России комфортной.
Евгений Алексеев