Энергосбережение в народном хозяйстве – важнейшая задача на ближайшие десятилетия, так как уровень затрат на производство и транспортировку энергоресурсов в последнее время как для промышленности, так и для населения резко возрос и в десятки раз превышает затраты на рубль ВВП по сравнению с другими экономически развитыми странами. Только в 2009 году прирост регулируемых тарифов для конечных потребителей в городе Москве составил +30%; прирост тарифов для населения +27%, он обусловлен ростом тарифов всех составляющих структур тарифов на электрическую энергию. Так, стоимость покупной энергии увеличилась на 17–20%; услуги, связанные с передачей электроэнергии, подорожали на 38–51%; сбытовая надбавка возросла на 5–9%. В результате в 2009 году стоимость одного кВт.ч возросла и составила 3,01 рубля (для населения), прогноз к 2020 году – 5 рублей. Стоимость одной Гкал тепла – 955 рублей. Поэтому, если учитывать возрастающие тарифы и большое удельное энергопотребление, программе энергосбережения в нашей стране, скорее всего, будет придан статус национального проекта.
Проблема настолько важна и актуальна – и это понимает каждый здравомыслящий хозяйственник, – что назрела необходимость проявлять инициативу по ее реализации на местах, а не ждать директив и указаний по ее реализации непосредственно от президента страны и мэра города Москвы.
– Анжела Васильевна, как в Москве пытаются реализовывать программу энергосбережения?– Начиная с 1999 года в Москве реализовано три комплексные программы по энергосбережению (1999–2001, 2002–2004, 2005–2008 годы). Есть закон города Москвы об экономии энергоносителей, однако ни одна из программ не дала ожидаемого результата, так как в целом не носила комплексного характера, не охватывала все сферы экономики города, также отсутствовал план научно-исследовательских и экспериментальных работ в этой области. В настоящее время принята новая концепция городской целевой программы энергосбережения на 2009–2013 годы и определены направления энергосбережения в домостроении до 2020 года.
Восточный административный округ – один из наиболее больших по территории округов города Москвы с численностью населения 1,5 млн. жителей, он имеет 4,56 тыс. многоэтажных жилых домов различных годов постройки; большое количество объектов науки, промышленности, социальной сферы и потребительского рынка, поэтому он не мог остаться в стороне от разработки программы энергосбережения. Учитывая, что 48% всего энергопотребления приходится на жилищный сектор, 18% – на социальную сферу, 10% – на торговлю и бытовое обслуживание, в качестве объектов по разработке программы энергосбережения приняли именно эти сферы экономики. В качестве точки отсчета для выявления резервов энергопотребления в коммунальном комплексе, сокращения нерациональных потерь электроэнергии при транспортировке и потреблении населением, создания демонстрационного комплекса для отработки решений и их дальнейшего тиражирования во все сферы экономики в округе был выбран типичный московский микрорайон, состоящий из сорока зданий различных лет постройки.
Для выполнения такой комплексной задачи были привлечены специалисты различного профиля: электро- и теплоэнергетики, инновационные предприятия по выпуску и монтажу специального энергосберегающего оборудования и приборов, специалисты по системам управления и мониторинга. В течение 2008–2009 годов проведено комплексное энергетическое обследование зданий, тепловизорная съемка зданий, уточнены тепловые балансы зданий, выявлены резервы энергосбережения.
На базе этих исследований в округе разработана Программа энергосбережения на 2009–2013 годы, а также механизм оказания помощи при ее реализации. Планом технического переоснащения предусмотрены: установка частотных регуляторных насосов холодного и горячего водоснабжения (экономия 15%), компенсаторы реактивной мощности (экономия 10%), энергосберегающие светильники с автоматикой регулирования светового потока (экономия до 30%), автоматические узлы управления системой отопления (экономия 25%) и многое другое.
– Имеет ли смысл проводить энергосберегающие мероприятия в домах всех серий?– На наш взгляд, это экономически нецелесообразно, так как из 4,5 тыс. жилых домов округа 3 тыс. домов – пятиэтажки, дома индивидуальных серий и здания, подлежащие капитальному ремонту. В пятиэтажных домах постройки 50-х годов, имеющих износ несущих конструкций более 60%, проведение энергосберегающих мероприятий неэффективно и может привести к обрушению несущих конструкций в связи с увеличением нагрузки на них. Остается 1,5 тыс. домов, в которых целесообразно проведение энергосберегающих мероприятий. Работы по капитальному ремонту зданий включают: утепление фасадов и кровель, остекление лоджий, замену окон на стеклопакеты, а также установку оборудования для экономии энергоресурсов. К слову, до 2008 года существовали понятия «капитальный ремонт» и «выборочный капитальный ремонт». В доме, который подлежал капитальному ремонту, проводился весь комплекс вышеперечисленных работ, при выборочном капитальном ремонте объем работ был очень ограничен и сводился к замене только изношенного и устаревшего оборудования. Результат от такого выборочного ремонта был малоэффективен, что вызывало большие нарекания жителей. Префектура ВАО выступила с инициативой об отмене проведения выборочного капитального ремонта. Эта инициатива правительством Москвы была поддержана, и в настоящее время в городе проводится только комплексный капитальный ремонт.
– Но все упирается в финансирование?– Программы приняты, проблемы ясны, но никаких средств на их реализацию не выделено. Кроме того, одна из важнейших проблем – это отсутствие механизма, обязывающего подрядные строительные организации при проведении работ применять энергоэффективное оборудование. В настоящее время основной критерий выбора оборудования – меньшая стоимость, а мы знаем, что все новое и высокоэффективное оборудование, естественно, стоит дороже. Подрядчика же не интересует экономия, которая будет получена при эксплуатации оборудования. Это интересует только нас с вами – будущих жильцов и государство, которое вынуждено затрачивать средства на строительство новых генерирующих мощностей и их передачу потребителю.
Действующий Федеральный закон №94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» также не стимулирует внедрение новых строительных и инженерных технологий при проведении работ в жилищном фонде. Известно, что при проведении тендеров выигрывает тот, кто дает меньшую цену. В 2009 году эта ситуация дошла до абсурда, так как по отдельным работам выигрывают организации, предлагающие снижение до 71% от экономически целесообразной цены. Правда, мы надеемся, что это положение изменится, так как Правительство России и мэр Москвы обязывают внести изменения в проектно-сметную документацию, предусматривающие замену импортных материалов и оборудования на отечественные и запрещающие применение импортных материалов без специального обоснования. Мосгорстройнадзор и Мосжилинспекция установят жесткий контроль за внесением изменений в документацию строящихся, реконструируемых и ремонтируемых объектов города Москвы. Кроме того, Госдума готовит поправки в вышеупомянутый федеральный закон, позволяющие при проведении конкурсов устанавливать преференции российским производителям. Думаем, лед тронется, господа.
Префектура ВАО города Москвы на протяжении последних пяти лет прикладывает огромные усилия по продвижению продукции отечественных производителей в объекты строительства и капитального ремонта. Ряд важнейших позиций, выпускаемых нашими предприятиями: ОАО «Сантехпром» – отопительные приборы, ОАО «МЭЛ» – лифты, высоковольтное и низковольтное оборудование, ОАО «Московский завод специализированных автомобилей» – специальные двери, ОАО «Оптрон» – энергосберегающие светильники, ООО «Энит» – регуляторы температуры теплоносителей, ООО «РЭМИК-2» – автоматические устройства, регулирующие световой поток, ООО «МАШ XXI век» – подъемники для людей с ограниченными возможностями, – включены в проектно-сметную документацию и рекомендованы для применения.
Кроме того, для продвижения продукции московских предприятий на внутренний и внешний рынки в округе проводятся конференции, семинары, выставки, издаются каталоги продукции, применяемой в строительстве и ЖКХ. Два года округ работает над созданием городского научно-технического центра по продвижению продукции, выпускаемой предприятиями города для нужд строительства и капитального ремонта. Создаваемый выставочный комплекс (открытие планируется в сентябре) представляет собой макет жилого дома, в котором установлено и работает новейшее энергосберегающее оборудование, постоянно действующую выставку, учебный центр, центр сертификации продукции. Программа учебного центра предусматривает обучение специалистов, сотрудников управляющих компаний и ТСЖ, жителей правилам эксплуатации и техническим возможностям энергосберегающей техники. Для стимулирования энергосбережения в округе объявлен открытый конкурс по восьми номинациям, в котором могут принять участие учащиеся школ, жители, организации социальной сферы, промышленные и научные предприятия, СМИ.
В ВАО созданы два центра логистики для комплектации строительных объектов сантехникой и лифтами, кроме того, эти центры несут ответственность за качество не только своей продукции, но и всей комплектации, применяемой для ее функционирования.
Так, например, если в доме, прошедшем капитальный ремонт, или в новом доме произойдет утечка воды по вине отопительного прибора, то завод-поставщик ОАО «Сантехпром» несет полную материальную ответственность не только по замене отопительного прибора, но и по ремонту всех пострадавших помещений. Эта новая инициатива предприятия округа позволила резко расширить объемы поставок продукции, так как подрядные строительные организации больше заинтересованы иметь дело с одним поставщиком, отвечающим за качество поставки, чем закупать на рынках у неизвестных производителей разрозненную номенклатуру комплектующих изделий и самим собирать оборудование, не имеющее гарантии.
– Что же надо сделать, на ваш взгляд, для повышения эффективности экономии энергоресурсов?– На мой взгляд, сейчас очень важно заинтересовать и вовлечь в работу по сбережению энергоресурсов не только промышленные предприятия, но и непосредственно каждого жителя. Для этого должен быть разработан механизм материальной заинтересованности в результатах проводимых работ. Во всем мире источником проведения энергосберегающих мероприятий является экономия, полученная от их внедрения, при этом экономически поощряются как производитель оборудования, так и конкретные потребители. У нас пока такой механизм отсутствует.
Чтобы привлечь внимание хозяйствующих субъектов к проблеме энергосбережения, требуется: уделить особое внимание экономическому стимулированию и пропаганде энергосбережения (включая социальную рекламу); продолжить, до внедрения новых методов, практику установления организациям, реализующим программы энергосбережения, стимулирующих (экономических) нормативов; сформировать механизм перераспределения объема потребления ресурсов между организациями-потребителями через переуступки излишней установленной мощности; создать эколого-энергетический фонд и механизм его использования для развития и стимулирования работ по энергосбережению.
Префектура Восточного административного округа предлагает создать и реализовать в округе пилотный проект по отработке и внедрению автоматизированной системы оперативно-диспетчерского контроля, коммерческого учета и регулирования потребления энергоресурсов с последующим созданием аналогичных структур в административных округах и на общегородском уровне.
Только при применении аппаратных и программных решений по управлению и регулированию систем тепло- и водоснабжения, получению и использованию данных от приборов учета воды и тепла префектура способна обеспечить: законные права потребителей по контролю за качеством и количеством услуги, продаваемой ОАО «МОЭК»; поддержание реальных стимулов для энергосбережения и рациональных методов потребления тепло- и водоресурсов; контроль достоверности количества энергоресурсов, предъявляемого поставщиком для оплаты; поддержание оптимальных и эффективных режимов работы систем отопления и горячего водоснабжения; экономию бюджетных средств и средств потребителей на оплату энергоресурсов.