Авторизация

 

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ АТОМА

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ АТОМАВ течение последнего десятилетия мы наблюдаем рост интереса к атомной энергетике. Значительное число стран, среди которых страны с развитой экономикой (США, Япония, Великобритания, Франция, Швейцария, Испания, Голландия, Финляндия, Швеция), так называемые "развивающиеся экономики" (Польша, Латвия, Белоруссия, Египет, Вьетнам, Южная Корея), а также почти все страны БРИК (Индия, Китай и Россия), - заявляют о своих планах по развитию отрасли.

Эти планы, на наш взгляд, символизируют окончание спада, вызванного ядерными катастрофами, самой серьезной из которых для России и Европы стала Чернобыльская авария (1986 г.), в результате чего было заморожено большинство проектов по строительству АЭС.


Атомная энергетика: международный взгляд

Те, кто собирается развивать энергетику за счет расщепления атома, руководствуются в первую очередь соображениями эффективности получаемой энергии с точки зрения затрат и надежностью поставок в долгосрочной перспективе: традиционное топливо - нефть и газ - постоянно дорожает, а запасов, по разным оценкам, может хватить на 30-100 лет. Так как основные поставщики практически не меняются, мировое сообщество обеспокоено возможностью возникновения в обозримом будущем газовой ОПЕК. Несмотря на то, что цены на уран также постоянно растут (в период с 2003 по 2006 год цены выросли почти в 10 раз: с 25 до 200 долларов США за один килограмм урановой руды), общего объема запасов урана, в отличие от других невозобновляемых энергоресурсов, может хватить до 6000 лет. Таким образом, неопределенность с ключевыми энергоносителями вызывает необходимость поиска оптимального предложения по выработке энергии - сбалансированного портфеля энергоносителей с учетом страхования рисков.
Экологические факторы в последнее время также приобретают большую значимость, когда речь идет об энергетике. Согласно нашим прогнозам, концентрация выбросов двуокиси углерода с уровня в 380 PPM в 1970 г. увеличится до уровня в 530 PPM к 2050 г. Такой рост выбросов будет в первую очередь обусловлен деятельностью электростанций и ТЭЦ. В целях предотвращения потенциальных последствий глобального потепления необходимо более активно развивать строительство АЭС, где уровень выбросов CO2 ничтожно мал по сравнению с угольными станциями.


Стратегический выбор России

Что же происходит в России и каким образом мировые тенденции могут повлиять на нашу страну? Для России атомная энергетика - это стратегически необходимый выбор, который будет способствовать усилению как ее внутреннего рынка энергии, так и ее позиций на внешних рынках.
Спрос на энергию на внутреннем рынке быстро растет и вскоре превысит уровень советского периода.


При сравнении других источников энергии с атомной можно выявить ряд существенных ограничений на их применение:

Уголь

- высокие затраты по доставке
- производство энергии неблагоприятно для окружающей среды (на разных рынках СНГ энергия на основе угля может стоить в 2-6 раз дороже, чем атомная)


Нефть

- экономически непривлекательно с точки зрения российской экономики (благодаря высоким ценам выгоднее продавать на внешнем рынке, а не потреблять на внутреннем)
- производство энергии неблагоприятно для окружающей среды)


Газ

- экономически непривлекательно с точки зрения российской экономики (благодаря высоким ценам выгоднее продавать ан внешнем рынке, а не потреблять на внутреннем)


Вода

- географическое расположение: ГЭС находятся преимущественно в восточных регионах страны, и текущая сеть не в состоянии обеспечить доставку энергии от места ее производства к местам ее потребления
- ненадежный источник


Возобновляемые источники энергии

- на данный момент производство неэффективно с точки зрения себестоимости. Со временем, с развитием технологий, ситуация может в корне измениться
- недостаточные мощности

Компенсировать потенциальный дефицит возможно с помощью атомной энергии и на данный момент планируется увеличение доли атомной генерации в энергобалансе России с 16 до 25%.


Россия как лидер на международной атомной арене

Россия обладает значительным потенциалом и возможностями для того, чтобы стать одним из ведущих игроков на глобальном рынке атомной энергии. Три фактора - полный технологический цикл, накопленный опыт строительства реакторов и человеческий капитал - будут работать на укрепление позиций России как ведущего мирового игрока в отрасли атомной энергетики.
С ростом финансовой стабильности в стране и при политической поддержке развития атомной энергетики позиции России на глобальном рынке вплотную приблизятся к лидерам развития отрасли: Японии, Китаю и КНДР. Россия может даже перегнать ряд стран с развитой экономикой - Финляндию, США, Францию и др.


Безусловно, накопленный опыт и имеющиеся в распоряжении ресурсы нуждаются в государственной поддержке. Сегодня мы видим, что правительство не только признает необходимость развития атомной энергетики, но и предпринимает ряд конкретных шагов по реформированию отрасли: создан государственный холдинг "Атомэнергопром" с активами, оцениваемыми в 40-50 миллиардов долларов США, перед которым стоит амбициозная задача "догнать и перегнать" западных и восточных конкурентов. Утверждена целевая федеральная программа для развития отрасли с бюджетом $56 млрд до 2015 года. Разворачивается программа по подготовке кадров для атомной индустрии.


От понимания проблем к действиям


Укрепление позиций интеллектуальной и энергетической сверхдержавы требует разрешения фундаментальных проблем индустрии, особенно касающихся организационных вопросов. Одной из ключевых организационных проблем является исторически сложившаяся автономность 10 существующих АЭС, которые из-за различий в технических характеристиках установленных в них реакторах не могут управляться унифицированно, что негативно сказывается на управляемости всей системы. Система будет действовать намного эффективнее, если бы все составляющие единого технологического процесса управлялись согласно единым правилам и механизмам. Автономность АЭС отчасти породила текущую ситуацию, при которой генеральные директора являются мощными независимыми руководителями, знающими все особенности своей станции и системы и принимающими большинство решений на местах. Такая независимость, подкрепленная уникальностью и специфичностью каждого "объекта" может привести к осложнениям и задержкам в ходе проведения реформы. Второй организационный вопрос, который стоит на повестке дня многих российских и зарубежных компаний Старого Света, обусловлен демографическими сдвигами, происходящими на протяжении последних десятилетий и связанных с уменьшением средней продолжительности жизни и сокращением численности трудоспособного населения. Для отрасли атомной энергетики это привело к тому, что средний возраст технического персонала равен 56 годам, что подходит опасно близко к пенсионному рубежу (а нередко - и переходит его), и возникает закономерный вопрос о том, кто будет работать на реакторах через 5-10 лет. Необходимо озаботиться сменой и подготовкой новых кадров уже даже не завтра - а вчера. Инициативы относительно подготовки кадров (вузы, институты повышения квалификации работников отрасли и др.), которые запланированы при создании Атомэнергопрома, могут принести результат в ближайшие 5-7 лет, до этого момента следует обеспечить максимально эффективное управление имеющимися в наличии кадрами.
Третье направление решения организационных проблем связано с усложнением системы выстроенных вокруг атомных станций - рост применения аутсорсинга вызвал значительный рост расходов, в результате чего появилось много аффилированных с руководством станций структур.
Помимо организационных вопросов, предстоит решить ряд стратегических проблем. Во-первых, российская индустрия в данный момент не адаптирована к либерализации рынка электроэнергетики. Государством обозначены меры по переводу отношений в сфере энергетики как на внутреннем, так и на внешнем рынках на рыночную основу, лишенную какой бы то ни было политической конъюнктуры, однако этот процесс займет некоторое время. Также крайне необходимо перевести саму отрасль атомной энергетики на самофинансирование.
Вторая стратегическая задача заключается в повышении эффективности структур отрасли. Почти перед всеми компаниями энергетической отрасли стоит задача повышения денежных потоков, ведь денежные потоки - это один из главных показателей, по которым аналитики оценивают тот или иной бизнес, и именно денежные потоки наилучшим образом отражают положение дел в той или иной компании. Кроме того, для выхода на мировой рынок, помимо мощной организационной системы, необходима высокая капитализация компании.
Третьим стратегическим направлением деятельности должно стать увеличение синергии, экономии от масштаба и операционной эффективности управления портфелем АЭС.
При этом ключевые игроки отрасли, такие как "Атомэнергопром", выходящие на мировую арену, должны постоянно иметь в виду своих мировых конкурентов (Areva - Siemens , General Electric - Hitachi , Westinghouse - Toshiba). Для того чтобы укрепить имеющиеся позиции и выйти в лидеры, "Атомэнергопрому" необходимо использовать передовой опыт управления, опирающийся на лучшую мировую практику, а не полагаться на устаревший и доказавший свою неэффективность административно-командный способ управления. Перед "Атомэнергопромом" стоит задача усиления его конкурентного преимущества перед западными гигантами - оптимизация цепочки поставок по всей длине: от добычи урановой руды, ее переработки и производства ядерного топлива до строительства и оперирования атомными станциями, вплоть до вывода из эксплуатации отработавших реакторов, и эта цепь поддерживается промышленной и научной инфраструктурой, образовательными организациями.


Три "кита" реформы атомной энергетики

Реформа атомной отрасли и создание компании мирового уровня - холдинга "Атомэнергопрома" - сверхмиссия, для реализации которой потребуется разработка и реализация стратегии, учитывающей специфику российского рынка и при этом основанная на лучшем мировом опыте. Эта стратегия, на наш взгляд, должна опираться на трех "китов": бизнес-модель, включая деятельность на международном рынке, организация и управление человеческими ресурсами. Бизнес-модель должна определить, на каких принципах будут строиться отношения между холдингом, корпоративным центром и филиалами, какие процессы будут отданы на аутсорсинг, а какие могут быть реализованы самими структурами холдинга. Организация - разработка новой и/или преобразование существующей организационной структуры заключается в определении корпоративного центра и органов управления компанией, пересмотре основных процессов, улучшении операционной эффективности и др. К первоочередным задачам по управлению человеческими ресурсами относятся разработка системы по снижению негативного влияния демографических рисков, выстраивание системы управления персоналом, реструктуризация системы мотивации. Примерами решений могут быть преобразования, уже осуществленные как в нашей стране (ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"), так и за рубежом, например - французской энергетической компанией EDF. Опыт этих компаний свидетельствует о том, что в сжатые сроки возможно разработать и внедрить четкие процессы отчетности и зоны ответственности, подготовить команду и линейный персонал для работы в новых условиях, добиться запланированной оптимизации численности персонала и намеченного сокращения затрат в поставленные сроки.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.