Авторизация


 

Негативные эффекты гарантированы. Правительство рассматривает введение RAB-регулирования в ЖКХ

В середине октября, когда страна готовилась к зиме, на фоне обсуждения в Госдуме закона о капремонте появилась еще одна новость, которая, казалось бы, не имеет такого же, как в случае с капремонтом, непосредственного отношения к каждому гражданину страны, но в том, что нам это еще аукнется, можно не сомневаться. В правительстве рассматривается вопрос о переводе ЖКХ на RAB-регулирование. Эксперты предупреждают о безудержном росте тарифов.

 

В конце 2011 года Владимир Путин на посту премьер-министра оценивал дефицит финансирования в сфере ЖКХ в 6 трлн. рублей. План по привлечению частных инвестиций в эту отрасль, принятый правительством в 2011 году, по оценке вице-премьера Дмитрия Козака, ощутимых результатов не дал. Причины – непредсказуемость действий властей, несформулированность требований к участникам рынка, отсутствие проработанного регулирования, перечислил чиновник.

Глава ФСТ Сергей Новиков заявил, что RAB-регулирование для организаций, занимающихся водо- и теплоснабжением, может вступить в силу с января 2016 года. Возглавляемое им ведомство отправило соответствующий законопроект на межведомственное согласование и отказалось комментировать что бы то ни было в этой связи.

 

Новая методика тарификации предусматривает, что источником финансирования инвестпрограмм в области ЖКХ может быть только тариф. В действующей методике заложены инвестиционная надбавка и плата за подключение, которые регулярно изменяются в зависимости от финансовых результатов компаний-операторов.

Что изменится потом и как сейчас работают рынок и компании на нем? Что, какие причины они называют среди своих главных проблем? Как привлечь длинные деньги в отрасль, дефицит финансирования в которой достигает 6 трлн. рублей? Как и чем гарантировать возврат денег инвесторам?

 

Нынешнее ценовое регулирование предусматривает существование предельных тарифов. Сегодня же уже есть предложения о включении в законодательство возможности их превышения при условии проведения муниципального референдума. Тарифы устанавливаются на долгосрочный период: при первом применении схемы RAB – не менее трех лет, далее – пяти лет. Таким образом, казалось бы, инвесторы получают возможность рассчитать бизнес-планы, где ключевым моментом и принципом всей схемы является возврат инвестированного капитала в определенный срок, а также гарантированный доход от инвестиций, но тот самый тариф, основа основ ценового регулирования и механизм расчета бизнес-планов, – одна из первых проблем компаний, работающих на этом рынке. Дело в том, что при долгосрочном расчете тарифов заложен прогнозный уровень инфляции (в 2012 году это 6,5%), но рост цен может превысить самые смелые ожидания. RAB предполагает, что инвестору будет гарантирован возврат всех вложенных денег в течение установленного срока, при этом тарифы увеличиваются равномерно.

 

Сегодня отраслевые компании испытывают постоянные проблемы с кредитованием. Если норма доходности на новый инвестиционный капитал составляет 12%, то компании могут брать кредиты под 10% годовых (около 2% уходит на налог на прибыль). Если ставка по кредиту выше 10%, то это прямые убытки. Но сегодня на рынке нет банков, которые давали бы такие кредиты. Это может себе позволить только ВЭБ. А получить кредит ВЭБа, по оценкам специалистов, чрезвычайно трудно и высокозатратно. RAB-регулирование предусматривает сохранение сэкономленных средств в компании, которая таким образом получает заинтересованность в снижении издержек.

 

RAB – это чистая экономика в вопросах и методах ценообразования. Нельзя забывать о том, что в условиях России экономическая целесо-образность часто приносится в жертву политическому популизму. Уже имеющийся опыт внедрения RAB в электро-энергетике показывает, что и в этой схеме тарифообразование не всегда основано на жестких экономических подходах, что декларирует и требует RAB-методика, исключающая возможность применения административных рычагов, например, перед выборами.

 

Последние предложения Минэкономразвития по переходу на RAB-тарификацию ухудшали условия ведения бизнеса: если в старой редакции предлагалось при расчете тарифа в необходимую валовую выручку включить арендную плату, то теперь фигурирует минимум из арендной платы и амортизации. Ранее предполагалось, что в первоначальный размер инвестированного капитала включаются инвестиции, сделанные до перехода на RAB, а также стоимость объектов, построенных по лизинговой схеме. Теперь первоначальный капитал равен нулю для всех, за исключением тех, кто имел систему в собственности до 1 января 2011 года. Кроме того, новыми предложениями предусмотрено, что норма доходности выше минимальной может быть установлена не для всех, а только в регионах, кредитный рейтинг которых меньше среднего кредитного рейтинга всех регионов.

 

Участники рынка по большей части выступают за RAB-регулирование. Переход нужен, согласны они, но, по их мнению, RAB в том виде, как он введен в России, не гарантирует интереса потенциальных инвесторов. Эффект от применения RAB-метода отодвинут на более поздние периоды тарифного регулирования. Хорошим примером этому может служить Владимирская коммунальная система, где уже в течение двух лет в качестве пилотного проекта введена RAB-система установления тарифов на тепло. Руководитель департамента анализа эффективности проектов и тарифного регулирования компании РКС Андрей Радченко так говорит о «полете этого пилота», или, другими словами, о том, как этот проект работает: «Первый период тарифного регулирования по данной методике составляет три года, последующие – по пять лет. Спустя два года мы не можем назвать эффект от новой методики очевидным. Но он может возникнуть в следующих периодах», – говорит Радченко.

 

Главное опасение при введении новой системы – резкий скачок тарифов, как это было в электроэнергетике. Вы можете себе представить ежегодный 20–50-процентный рост тарифов в ЖКХ, где и сейчас качество коммунальных услуг абсолютно не соответствует их стоимости? Не можете? Не получается? Попробуйте еще раз.

 

Эффективность освоения инвестиций в ЖКХ еще ниже, чем в других естественномонопольных секторах, поэтому даже ускоренного обновления фондов в тепло- и водоснабжении с помощью RAB будет сложно добиться, а негативные эффекты гарантированы.

 

Андрей Агафонов

 

 

Санкт-Петербург


ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» рассматривает возможность перехода c 2013 года на формирование тарифов по методу доходности инвестированного капитала с целью финансирования десятилетней инвестиционной программы объемом 60–70 млрд. рублей, сообщил гендиректор компании Евгений Хачатуров. Это продолжение проекта перехода компании на формирование тарифов по методу доходности тарифов. В июле городской комитет по тарифам не согласовал переход «Теплосети Санкт-Петербурга» на RAB, но компания намерена согласовать этот вопрос через ФСТ РФ. «Будем выносить вопрос на федеральный уровень с привлечением наших стратегических акционеров, администрации Санкт-Петербурга и Газпрома. Инвестпрограмма компании, рассчитанная на десять лет, предполагает ежегодный объем финансирования в размере 6–7 млрд. рублей, что позволяет реконструировать 40 км магистральных теплосетей и 100 км внутриквартальных теплосетей в год».

 

Орел

 

В рамках проекта по переходу на тарифное регулирование по методу RAB в Орловской области ООО «Орловская теплосетевая компания» (100% ДЗО ОАО «Квадра») продолжает реализацию трехлетней инвестпрограммы.

 

ОАО «Квадра», входящая в список компаний Министерства экономического развития РФ по реализации пилотных проектов в области внедрения RAB-метода в теплосетевом комплексе, реализует в Орловском регионе трехлетнюю инвестиционную программу в объеме 250 млн. рублей. 1 октября 2010 года между правительством Орловской области и ОАО «Квадра» было подписано соглашение о сотрудничестве по развитию системы теплоснабжения города Орла и модернизации его теплоэнергетического комплекса. Основным условием реализации инвестиционной программы ОАО «Квадра» является переход к установлению долгосрочных тарифов по методу доходности инвестированного капитала. В свою очередь, региональное правительство обязуется содействовать компании в решении вопросов, касающихся реализации инвестиционной программы, а также внедрения RAB-метода и установления экономически обоснованных тарифов. В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» Управление по тарифам Орловской области установило для стопроцентной «дочки» компании «Квадра» ООО «Орловская теплосетевая компания» долгосрочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на ближайшие три года. При этом в тарифах была учтена инвестиционная составляющая, включающая затраты на реконструкцию и модернизацию теплосетевого комплекса в зоне ответственности Орловской теплосетевой компании.

 

рейтинг: 
  • 0
теги: Путин
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.