Авторизация

 

Электроток без шока. Совершенствуются правила технологического присоединения к сетям

Федеральная антимонопольная служба определила условия проведения конкурентных отборов мощности на 2014 год. Количество зон свободного перетока (ЗСП) сократится на две единицы: в прошлом году было 23, сейчас будет 21 зона. О подробностях рассказал Виталий Королев, начальник управления контроля электроэнергетики ФАС России.

 

ЕЛЕНА ШМЕЛЕВА: Виталий Геннадьевич, за счет чего сократилось количество зон свободного перетока?


ВИТАЛИЙ КОРОЛЕВ: Зона свободного перетока «Пермь» вошла в зону свободного перетока «Урал», в которой конкурентный отбор мощностей проводится без установления предельного уровня цены на мощность. Соответственно, мы несколько расширили, на объем ЗСП «Пермь», сектор свободного ценообразования на мощность. Также в ЗСП «Ростов» вошла ЗСП «Кубань», но и там и там был введен прайс-кэп, поэтому в смысле расширения сферы конкурентного ценообразования ничего кардинально не изменилось в результате этого последнего слияния. Когда мы проводили первый отбор мощности, зон было 29, сейчас их уже 21, и я думаю, это не предел сокращения их количества, укрупнения зон. При очередном отборе мы еще существенно сократим их число. Принципиально вопрос сокращения зон обсуждался в рамках Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, и думаю, можно ожидать сокращения зон до 10-11. При этом в целевой модели мы и Системный оператор Единой энергетической системы («СО ЕЭС»), отвечающий за проведение конкурентных отборов мощности, видим сокращение ЗСП до четырех крупных зон: двух – в первой ценовой зоне Европы и Урала и двух – во второй ценовой зоне Сибири.

 

ЕШ: Будут ли вводиться в отношении поставщиков мощности дополнительные требования к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощностей?


ВК: Такие требования введены приказом антимонопольной службы № 462/13, он был опубликован, кстати, в «Российской газете» и размещен на сайте «СО ЕЭС». Дополнительные требования к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности на 2014 год поставщиками мощности (группы лиц), компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке в пределах одной зоны свободного перетока, остались неизменными по сравнению с предыдущим годом, так как по итогам анализа выявлено, что структура ЗСП и мощностей на рынке не претерпела существенных изменений.

ЕШ: Недавно ФАС инициировала дело в отношении «Кубаньэнерго». Стало ли оно резонансным?


ВК: Это дело интересно по нескольким аспектам. Во-первых, оно примечательно тем, что связано с ограничением и ущемлением интересов потребителей в связи с введенным ранее мораторием на присоединение к электрическим сетям до окончания Олимпийских игр. Поясню, это такое специальное ограничение, которое было связано именно с подобным крупным мировым мероприятием и носило временный характер. При этом оно касалось только тех лиц, которые подавали заявку на техприсоединение после 22 июля 2012 года.


Сетевая компания «Кубаньэнерго» пыталась продлить срок присоединения даже тем лицам, у которых на 22 июля 2012 года договор на техприсоединение уже был заключен и которых нельзя было ограничивать в соответствующем праве получения этой услуги по техприсоединению. Собственно, основная идея была в этом: «Кубаньэнерго» уклонялась от исполнения соответствующих заключенных условий договора и пыталась навязать потребителям более длинные сроки их исполнения путем направления дополнительных соглашений об осуществлении их действий по техприсоединению по окончании Олимпийских игр. Но императивными нормами правил техприсоединения, утвержденных постановлением правительства, это как раз запрещено. Таким образом, это первое обстоятельство, характеризующее дело как значимое.


Второе: в рамках дела мы рассмотрели 70 заявлений от граждан и организаций, обратившихся в комиссию по техприсоединению, созданную при антимонопольной службе. Они жаловались на действия сетевой компании. Мы все эти жалобы рассмотрели, выдали компании рекомендации о необходимости осуществить техприсоединение данных лиц и о недопустимости навязывания продления сроков по сравнению с нормативными. Однако компания данные рекомендации не выполнила, и уже другая комиссия ФАС России – по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства – установила факты нарушения антимонопольного законодательства в действиях сетевой компании. Комиссия пришла к выводу, что своими действиями компания могла ущемить интересы потребителей их услуг. Впервые в истории антимонопольной службы было выдано предписание, направленное на защиту неопределенного круга лиц. Причем не только тех граждан и организаций, которые подали заявки, но и всех тех, с кем были заключены договоры до 22 июля 2012 года. Мы издали предписание, по которому компания должна удовлетворять их заявки на присоединение и исполнять мероприятия по техприсоединению, а не переносить их на неопределенный срок, и для этого уже не нужно будет каждому лицу жаловаться в ФАС России. Сетевой компании предписано на основании обращения таких лиц сразу осуществлять мероприятия по техприсоединению. Таким образом, дело оказалось достаточно значимым.

ЕШ: Возможно ли нарушение приказов ФАС России в определении ЗСП?


ВК: Нарушений приказа об определении зон свободного перетока вообще не может быть. Мы определили зоны, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием установленного Правительством РФ предельного размера цены на мощность, и системный оператор, проводя конкурентный отбор мощности, просто руководствуется этим приказом. В остальных зонах отбор проводится без использования предельного размера цены на мощность.

ЕШ: Как проходит конкурентный отбор мощности в этом году?


ВК: С начала сентября начался конкурентный отбор мощности. Субъекты подают соответствующие заявки, пока процедура только началась, рано говорить даже о промежуточных итогах. Мы предприняли все действия, необходимые для проведения отбора, издали два приказа, опубликовали их в установленном порядке, и они вступили в силу.

ЕШ: Насколько выросла доля объемов мощностей по конкурентным объемам, торгуемых по нерегулируемым ценам?


ВК: Нерегулируемая зона увеличилась на объем зоны свободного перетока «Пермь», которая вошла в ЗСП «Урал». Правила оптового рынка в настоящее время подразумевают, что доминирующие субъекты рынков обязаны перед участием в конкурентном отборе подавать в антимонопольную службу ходатайства, в которых раскрывают свои данные по планируемым к подаче заявкам. Антимонопольная служба должна оценить соответствующие заявки на предмет их экономической обоснованности и при необходимости дать дополнительные требования в рамках рассмотрения этих ходатайств. Но эта норма вступает в силу одновременно с вступлением в силу Правил антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, а это постановление пока правительством не принято. Этот документ мы разработали, произведены все регламентные процедуры по его согласованию, и он внесен в правительство в установленном порядке в июне этого года. Мы рассчитываем, что он скоро будет принят, но на нынешний конкурентный отбор мощностей он не будет распространяться, потому что отбор уже идет и ходатайства подавать некогда. Но на следующий конкурентный отбор, и это с крайне высокой долей вероятности можно говорить, будут распространяться эти требования. Все это позволит в предварительном режиме увидеть признаки манипулирования и не допустить того, что было в прошлом году в ЗСП «Волга», когда имел место сговор двух субъектов. В результате были сильно повышены цены на мощность в данной зоне свободного перетока. Чтобы пресечь последствия, нам необходимо было инициировать вопрос на совете рынка о наличии признаков манипулирования. Совет рынка принял решение и пересчитал соответствующие торги. Но если бы у нас была процедура предварительной подачи ходатайства, этого не нужно было бы делать, мы в предварительном режиме увидели бы, что имеют место признаки необоснованных заявок.

ЕШ: Каковы ближайшие планы на будущее?


ВК: Многое делается в направлении совершенствования правил технологического присоединения к электросетям. В рамках реализации «дорожной карты» обеспечения доступности энергетической инфраструктуры подготовлены к принятию проекты актов, направленных на обеспечение прозрачности процесса техприсоединения для потребителей. В частности, предусмотрена подача заявок на присоединение к электросетям через Интернет, кроме того, предусмотрена возможность отслеживать этапы прохождения заявки также с использованием Интернета. Планируется продолжать положительно зарекомендовавшую себя практику утверждения типовых форм договоров в электроэнергетике. Сейчас уже действуют типовые формы договоров на технологическое присоединение, разработаны и планируются к принятию в этом году типовые формы заявки на осуществление технологического присоединения. В дальнейшем целесообразно разрабатывать типовые формы договоров энергоснабжения. Закрепление этих форм на уровне постановления Правительства РФ позволяет снять вопросы и разногласия, часто возникающие между потребителями и сетевыми организациями или гарантирующими поставщиками на этапе заключения договора. То есть условия договоров будут нормативно предписаны и естественная монополия или доминирующий субъект уже не смогут навязывать невыгодные условия договоров потребителям.


В рамках предложений по развитию конкуренции на оптовом рынке электроэнергии и мощности также есть определенные наработки.


ЕШ: Какие?


ВК: Недавно по инициативе ФАС России наблюдательный совет НП «Совет рынка» принял решение об отмене дискриминационной нормы о различных требованиях к системам коммерческого учета, предъявляемых в отношении новых участников (более высокие требования) рынка по сравнению с действующими участниками. Теперь эти требования установлены равными. Также у антимонопольной службы вызывает озабоченность кратный рост текущего регулярного членского взноса для участников НП «Совет рынка». Само по себе участие в данном некоммерческом партнерстве обязательно для тех, кто имеет намерение работать на оптовом рынке, однако с этого года платежи становятся непосильными для ряда небольших участников рынка, имеющих небольшие обороты и невысокую прибыль. ФАС России предложила несколько вариантов изменения способа расчета членских взносов, например, пропорционально объемам, приобретаемым соответствующим участником рынка, а также перераспределение большей части расходов на содержание партнерства в адрес организаций технологической инфраструктуры рынка. Однако эти предложения не были услышаны, и бремя уплаты взносов было возложено на всех участников рынка независимо от их возможностей нести это бремя. По этому поводу в настоящее время возбуждено и рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства со стороны НП «Совет рынка» и компании «Администратор торговой системы».


При этом ФАС России считает, что необходимо проводить дальнейшую последовательную политику по либерализации доступа на оптовый рынок субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время подготовлены и внесены в правительство изменения в правила оптового рынка электроэнергии и мощности, изменяющие понятие группы точек поставки таким образом, что на оптовый рынок смогут выходить субъекты, имеющие несколько объектов энергопотребления в рамках одного региона, суммируя потребления этих объектов. Это позволит допустить на рынок новых относительно небольших участников и позволит им экономить на покупке электроэнергии за счет разницы цен оптового и розничных рынков.


Стоит подумать о введении уведомительного порядка доступа на оптовый рынок, чтобы он перестал быть закрытым клубом крупных и приближенных к ним игроков, а стал бы, как это и положено, реальным доступным инструментом рыночных отношений в сфере электроэнергетики. Сейчас согласование выхода на оптовый рынок нужно проводить с конкурентами, сетевыми компаниями, с инфраструктурой рынка, что занимает, без пре­увеличения, годы. Также надо создать довольно дорогостоящую систему учета электроэнергии, заплатить вступительный членский взнос (1 млн рублей) и оплачивать текущие членские взносы (от 100 тыс. рублей в месяц). Полагаю, что для функционирования рынка нужны только обеспечение надлежащего учета и эффективная независимая экспертиза, подтверждающая, что такой учет обеспечен. Остальное – административные, технологические и экономические барьеры входа на рынок, запрет на установление которых установлен статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции».  


«Российская бизнес-газета»,
Промышленное обозрение, № 913 (35)

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.