Авторизация
 

НАКАНУНЕ

Часто употребляемая фраза «анализ современного состояния и перспективы развития электроэнергетики России», ставшая устойчивым выражением, не несущим при этом в себе никакого смысла, равно как и бесконечное повторение того, что энергетика – ключевая отрасль экономики страны, конечно, не звучит как «больной скорее жив, чем мертв», но уж совсем как-то ни о чем. Казалось бы, и ни про что, но если уж собрались уважаемые люди в Swissotel, то поговорить на темы энергетики России всегда найдется о чем. Перекрестка, «последняя миля», единая техническая политика, генеральная схема, тарифное регулирование, развитие ВИЭ и распределенной генерации – все было на конференции так же, как на любой другой отраслевой конференции, с одним лишь отличием: уважаемые спикеры и участники панельных дискуссий собрались послушать в основном о новой модели рынка. Пришли они, расселись и услышали с трибуны, что «если бы эта конференция проходила бы недели на три позже, то нам, возможно, и было бы что обсуждать». На фоне контрапункта большинства выступлений того дня, что обсуждать вроде и нечего, тем не менее кое-что интересное в Swissotel все-таки было.

 

Комплекс сетей

 

Принявший участие в пленарном заседании первый заместитель председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС» Роман Бердников в своем докладе говорил о том, что за последние три года электросетевой комплекс продемонстрировал существенное повышение надежности и эффективности по основным параметрам: удельная аварийность снижена в осенне-зимний период на 17%, недоотпуск электро-энергии потребителям сократился на 43,1%, количество закрытых центров питания уменьшилось на 15,1%. «С 2010 по 2012 год потери в электросетевом комплексе снижены на 1,1 млрд. кВт·ч, – отметил он, – что сопоставимо с годовым потреблением таких областных центров, как Липецк или Воронеж». Это о сегодняшнем состоянии, а что касается перспектив, то они, по мнению Романа Бердникова, не за горами и выражаются, конечно, в первую очередь в формировании единой управляющей компании ОАО «Российские сети».

 

По его мнению, закрепляемые в обсуждаемой сегодня «Стратегии развития электросетевого комплекса РФ» предусматриваемые ею мероприятия и намечаемые в их результате показатели должны и могут оказаться программой действия. Если все намеченное воплотить, то можно качественно изменить как минимум сетевой сегмент рынка электроэнергетики.

 

«Обеспечить координацию действий всех сетевых компаний России, включая территориальные сетевые организации, не входящие в состав объединенной компании, в области тарифов, технической политики и в планировании инвестиций, обеспечении прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. Создание в лице новой электросетевой холдинговой компании единого центра ответственности и компетенций позволит повысить управляемость отрасли, эффективность и качество предоставляемых услуг, улучшить доступность к электросетевой инфраструктуре, создаст условия для опережающего развития электросетевого комплекса, а также для формирования справедливого тарифа и минимизации перекрестного субсидирования. В частности, внедрение единой технической политики позволит снизить аварийность электросетевого комплекса на 5%, а синхронизация инвестиционных программ и единая ценовая политика приведет к снижению стоимости инвестиций минимум на 3–5%», – сказал докладчик.

 

Горячо о теплоэнергетике и не только

 

В своем выступлении на конференции генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (ЗАО «АПБЭ») Игорь Кожуховский высказал мысль, что начатая десять лет назад реформа не привела к изменению технологического уклада электроэнергетики в стране. Коренным образом изменить существующий расклад, по его мнению, может развитие распределенной генерации.

 

«Тепловая энергетика потребляет порядка 72% топлива, при этом 47% топлива сжигается только на производство тепла в котельных, после чего все полученное тепло безвозвратно рассеивается в окружающей среде. 21% топлива сжигается на производство электроэнергии, при котором 60% тепла пара, отработавшего в турбинах, выбрасывается в окружающую среду. И лишь 32% топлива сжигается в циклах когенерации тепла и электроэнергии», – сказал докладчик.

 

ЗАО «АПБЭ» разработало и предлагает к рассмотрению всем профессиональным участникам рынка программу развития большой электроэнергетики, исключающую в будущем ввод новых мощностей генерации и активное развитие технологий распределенной генерации, которое позволит в перспективе до 2030 года сократить вводы большой генерации на 50 ГВт. Эта программа, по словам Кожуховского, требует и предполагает координированные действия всех заинтересованных сторон с приоритетным развитием распределенной когенерации в коммунальной энергетике и у потребителей, что будет способствовать внедрению энергоэффективности в стране. Вводы новых мощностей в большой энергетике, подчеркнул Кожуховский, должны происходить по остаточному принципу. Свои предложения ЗАО «АПБЭ» предлагает учесть при очередной корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.

 

«Развитие распределенной генерации требует изменения институциональных и регулирующих факторов: изменения правил рынка электро-энергии, требований к развитию электрических сетей и введения обязательной совместной разработки схем теплоснабжения и электроснабжения на муниципальном уровне, ориентированных на развитие когенерации, и регулярного мониторинга и анализа эффективности тепловой энергетики и топливно-энергетических балансов территорий», – сказал он.
Торговать, а не сбывать

 

Не оспаривая тезиса дня, что о новой модели рынка говорить рано, потому что у каждой организации своих сценариев или моделей рынка много, но до сих пор нет ни одного проектного документа к обсуждению, председатель правления Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая высказала мнение о том, что важнейшей составляющей новой модели рынка может и должна стать конкуренция за розничных потребителей.

 

В своем выступлении глава партнерства рассказала о мировом опыте и о сложившейся ситуации в России. «Если взглянуть на мировой опыт, то мы увидим, что потребитель может свободно выбрать любую энергосбытовую организацию, которая, в свою очередь, имеет возможность предложить ему конкурентную цену, – отметила Наталья Невмержицкая, – поскольку опирается на свободные двусторонние договоры с производителем электро-энергии. Наши правила формально разрешают потребителям смену поставщика с самого момента принятия – в 2006 году, а в 2012 году были сняты административные барьеры для этого. Однако до сих пор отсутствует реальная возможность любой энергосбытовой компании приобрести электро-
энергию для любого потребителя».

 

Независимо от того, какой путь будет выбран, по мнению Натальи Невмержицкой, в новой модели институт гарантирующих поставщиков должен приобрести новое качество – иметь возможность сохранения конкурентных позиций, обладая для этого необходимыми инструментами, как и любая другая энергосбытовая компания.


Укрупнение и либерализация

 

Одним из предложений, вызвавших некое подобие дискуссии среди участников конференции, было предложение ФАС о снятии части ограничений продажи электроэнергии в связи с тем, что, по мнению этого уважаемого ведомства, энергорынок исчерпал свою мощность.

 

ФАС считает, что правительство может резко укрупнить деление оптового энергорынка, сократив количество зон свободного перетока с 23 до четырех и сняв большинство ценовых ограничений при определении цены на мощность. Пока потолок цен на мощность для генераторов снят лишь в пяти зонах, но это уже приводило к тому, что государство, недовольное скачками цен, отменяло торги и заново вводило ограничения.

 

ФАС предложила повысить степень либерализации энергорынка и уже к следующему конкурентному отбору мощности (КОМ) на

 

2014 год сократить в Единой энергосистеме России количество зон свободного перетока (ЗСП) с 23 до четырех. По мнению начальника Управления контроля электроэнергетики ФАС Виталия Королева, количество зон можно сократить, просто внеся изменения в порядок формирования ЗСП в приказе Мин-энерго. «Осталось проявить политическую волю», – добавил чиновник.


Зона свободного перетока – часть Единой энергосистемы, внутри которой, как считается, нет технических ограничений на передачу электро-энергии от генераторов к потребителям. Деление на ЗСП принципиально с точки зрения конкурентного отбора мощности, который проводится раз в год по каждой из них в отдельности. На КОМ выделяются наиболее дешевые электростанции, которых будет достаточно для покрытия планового спроса на электроэнергию, а также определяется цена на мощность (фиксированные ежемесячные выплаты для генераторов) в каждой зоне.

 

Напомним, что КОМ-2013 проводился по 23 ЗСП, в 18 из которых действовало верхнее ограничение цены (price cap). Потолок цены вводится распоряжением правительства в тех зонах, где, по оценке ФАС, уровень конкуренции недостаточен для исключения возможности манипулирования ценами.

 

Как заявил на конференции господин Королев, в большинстве зон будет допущено свободное ценообразование без потолка цен на мощность, но об этом более конкретно можно будет говорить, когда будут определены границы ЗСП и проведен анализ монопольной концентрации в них.

 

Но на практике зачастую оказывается, что в тех зонах, где price cap отменен, все же требуется вмешательство для ограничения роста цен. Так произошло в 2012 году, когда были отменены итоги КОМ-2013 по ЗСП «Волга», впервые выведенной из-под ограничения цены. Цена в ней на 20% превысила потолок цен других ЗСП для первой (европейско-уральской) ценовой зоны. Результаты КОМ отменили, а при повторном расчете цена по ЗСП «Волга» была снижена до уровня price cap. Затем против Волжской ТГК и ТГК-6 (входят в КЭС-Холдинг) возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства.


Ранее планировалось к 2016 году довести количество ЗСП до 20, а сократить их количество до четырех лишь после 2020 года. Радикальное решение ФАС предполагает создать в первой ценовой зоне две ЗСП – условно-западную (за вычетом Кольского полуострова) и условно-восточную. Вторую (сибирскую) ценовую зону предложено разбить на Западную и Восточную Сибирь.


«По второй ценовой зоне, – отмечает Виталий Королев, – есть и альтернативное предложение: оставить в том виде, в котором она есть, то есть не дробить на две зоны ЗСП «Сибирь», а оставить ее и несколько мелких зон, которые существуют сейчас. И тот и этот подход – это уже шаг вперед».

 

Этот вывод, уточняет он, подтверждает анализ Системного оператора ЕЭС, который осуществляет диспетчерское управление ЕЭС и проводит КОМ и где уверены, что с точки зрения перетоков проблем не возникнет.

 

В свою очередь, Системный оператор идею сокращения ЗСП уже выдвигал и обсуждал и готов, если государство согласится на эти предложения, выполнить решение. Для этого, считают в компании, не потребуется строительства новых сетей и для проведения КОМ с меньшим количеством ЗСП достаточно будет лишь изменить процедуры расчета, что не очень сложно.


Во время перерыва в сессии источник, близкий к НП «Совет рынка», подтвердил, что высказанная ФАС идея не новая, но в последнее время она активно не обсуждалась. По словам собеседника, для сокращения количества ЗСП необходимы поправки в нормативные акты, но только за последнее время не было ни одного упоминания о том, что они кем бы то ни было разрабатываются.

 

Андрей Агафонов

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.