Антон Шалаев,
заместитель генерального директора – руководитель внешнего органа по сертификации ТЮФ Интернационал РУСНаблюдающийся в настоящее время рост интереса к существующему международному опыту в области разработки стандартов, регулирующих вопросы энергетической эффективности и энергетического менеджмента, вполне объясним, в том числе и с точки зрения практической реализации положений Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗВнедренная данным нормативным актом обязательность саморегулирования в области энергетических обследований подразумевает не только систематизацию рынка организаций, выступающих в роли энергоаудиторов, но и, что, возможно, гораздо более важно, создание данными саморегулируемыми организациями стандартов профессиональной деятельности в области энергетических обследований и повышения энергетической эффективности, так как в противном случае данное чрезвычайно важное для отечественной экономики направление грозит обернуться отсутствием единообразия требований к качеству предоставляемых услуг, последствия чего весьма опасны.
В связи с вышесказанным более тесное знакомство с существующей системой соответствующих европейских и международных стандартов может стать весьма полезным для отечественного профессионального сообщества, тем более что, например, ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» гласит: «К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся (…) международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств», а в соответствии со ст. 16 указанного закона «в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, стандарты и своды правил иностранных государств». Так что же предлагает зарубежный опыт в отношении стандартов, связанных с повышением энергетической эффективности?
Единого мнения относительно появления первого подобного европейского стандарта нет. Многие специалисты отдают пальму первенства датскому стандарту BD 77, появившемуся в 1977 году в рамках национальной энергетической программы, направленному на регулирование строительной сферы, предъявляя при этом достаточно жесткие требования к энергосбережению. Однако стоит признать, что требования энергетической эффективности в данном нормативном документе были лишь составной частью среди достаточно многочисленных направлений регулирования. Первым же стандартом, связанным исключительно с энергоэффективностью, стал британский национальный стандарт BS 8207 «Свод практик для энергоэффективности зданий», появившийся в 1985 году и в определенной степени учитывавший более ранний опыт датских коллег. За океаном вопросы энергоэффективности в стандартах в той или иной степени появлялись достаточно давно, однако стандарты, направленные исключительно на решение задач в данном направлении, появились лишь в конце ХХ века, зато сразу целой серией, и наиболее интересным из них, безусловно, стал стандарт, утвержденный совместно Американским национальным институтом стандартов (ANSI) и Институтом инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) ANSI/IEEE 739:1995 «Рекомендуемая практика для энергоменеджмента на промышленных и коммерческих предприятиях». В отличие от своих датского и британского предшественников указанный стандарт рассматривал вопросы энергоэффективности не с точки зрения обеспечения энергосбережения при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных и гражданских зданий и сооружений, а приводил комплексную модель достижения и повышения энергоэффективности от деятельности предприятия в целом и впервые ввел понятие энергетического менеджмента как совокупности мероприятий и форм управления энергосбережением в организации в целях снижения затрат на энергетические ресурсы.
Следующей важной вехой в развитии стандартов в области энергоэффективности, безусловно, стал вышедший в 1998 году в Германии стандарт VDI 3922 «Энергетический консалтинг для промышленности и бизнеса» (с точки зрения содержания более правильным было бы наименование «Энергетическое обследование для промышленности и бизнеса»). Несмотря на то что данным стандартом охватывается гораздом меньший объем, чем ANSI/IEEE 739, на нем все же стоит остановиться подробнее по следующей причине. Каждый из приведенных выше стандартов был разработан и утвержден национальным органом по стандартизации того или иного государства. В отличие от них стандарт VDI 3922 – это документ, разработанный и утвержденный Ассоциацией немецких инженеров (VDI). Это различие представляется достаточно важным, так как является наглядным примером реализации так называемого третьего этапа в истории европейской стандартизации (после таких этапов, как национальная стандартизация стран Европы, приоритетом в работе которой обладало само государство, и этапа так называемого «нового» и «глобального» подходов, в рамках которых инициативы государств – членов Европейского союза объединялись для работы в области стандартизации, результатом чего стало появление директив и европейских стандартов – EN).
Ключевой характеристикой третьего этапа стандартизации стало создание на территории государств Евросоюза (как в рамках одного государства, так и трансграничных) различных профессиональных сообществ экспертных организаций – ассоциаций, союзов и т.д. При этом подобные ассоциации были сформированы по принципу введения единых регламентов (стандартов) деятельности и установления минимально необходимых критериев к членству. По сути дела, можно фактически говорить о саморегулируемых организациях, разрабатывающих стандарты для своих нужд и тем самым во многом определяющих требования рынка и профессионального сообщества к осуществлению той или иной деятельности, в частности, в отношении VDI 3922 – к осуществлению энергетического консалтинга и проведению энергетических обследований.
В начале 2000-х годов стандарты в области энергообследований, энергоаудита и энергоменеджмента стали разрабатываться повсеместно, в большинстве своем учитывая опыт своих предшественников. Так, соответствующие национальные стандарты появились в Швеции, Норвегии, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Подобные инициативы не могли остаться вне поля зрения Международной организации по стандартизации (ISO), которая в 2008 году создала отдельный технический комитет «Энергоменеджмент», к деятельности которого было привлечено 55 государств-членов (43 – в качестве участников, в том числе Российская Федерация, и 12 – на уровне наблюдателей). Заявленной целью деятельности данного технического комитета, согласно пресс-релизу самой ISO, стала «стандартизация в области энергетического менеджмента, в том числе включая вопросы энергоэффективности, практик энергообеспечения и энергопотребления применительно как к оборудованию, так и к системам, а также вопросы измерения текущего потребления энергии, внедрения систем измерения для документирования, анализа и оценки постоянного улучшения в области энергетического менеджмента организации». Практическое применение данных стандартов, также согласно пресс-релизу ISO, «ориентировано на производительность и непрерывное совершенствование и позволит организациям повысить свою энергоэффективность».
Не оставалось в стороне и европейское профессиональное сообщество, которое в период с 2008 года разработало и утвердило такие стандарты, как EN 16001:2009 «Система энергетического менеджмента» (ставший предшественником утвержденного спустя два года ISO 50001:2011 «Система энергетического менеджмента. Требования и руководящие указания по применению»), EN 15900:2010 «Энергоменеджмент и энергоэффективность. Словарь терминов», а также рассматриваемый в настоящее время проект prEN 16247-1 «Энергоаудиты. Часть 1. Общие требования». В стенах ISO в настоящее время идет активная работа над проектами таких стандартов, как, в частности, «Индикаторы энергетической эффективности. Общие принципы и руководящие указания», «Руководящие указания по внедрению, поддержанию и совершенствованию систем энергетического менеджмента», «Энергоаудиты».
Безусловно, несмотря на свою короткую пока еще историю, самым известным из приведенных выше стандартов уже успел стать упомянутый выше ISO 50001:2011, в котором установлены требования к организациям по созданию, реализации, поддержанию и улучшению системы энергоменеджмента, позволяющий организации применять системный подход к обеспечению непрерывного повышения энергетических параметров, эффективности использования энергии и энергосбережения. Согласно тексту самого стандарта его цель «заключается в том, чтобы дать организациям возможность создания систем и процессов, необходимых для улучшения энергетических параметров, в том числе энергетической эффективности, использования и потребления энергии, а внедрение стандарта должно привести к сокращению финансовых затрат и негативных воздействий на окружающую среду путем систематического управления энергией». Уже сейчас европейские и азиатские организации, внедрившие на практике требования стандарта ISO 50001, рапортуют о снижении в потреблении энергии не менее чем на 10–15% по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Требования по внедрению и сертификации системы энергоменеджмента становятся одним из обязательных условий при реализации энергосервисных контрактов со стороны глобальных энергосервисных компаний, а сама сертификация на соответствие ISO 50001 становится одним из факторов, способствующих повышению капитализации предприятий.
Необходимо отметить, что среди целого ряда стандартов, предъявляющих требования к системам менеджмента (таким как ISO серии 9000, ISO серии 14000, OHSAS серии 18000 и т.д.), стандарт ISO 50001 определенно стоит особняком, поскольку вопросы достижения экономического эффекта (за счет рационального использования энергии и энергосбережения) изначально стоят в качестве заявленных целей во внедрении на предприятиях требований данного стандарта. Сама Международная организация по стандартизации в опубликованном в январе 2012 года докладе «На пути к устойчивому развитию» приводит стандарты ISO 50001 среди документов, направленных на достижение экономических и управленческих целей предприятия. Иными словами, внедряя системы энергетического менеджмента, отвечающие требованиям данного стандарта, предприятие должно в первую очередь реализовывать не «имиджевый» проект (хотя это, безусловно, также немаловажно), а решать вполне прикладную задачу повышения эффективности и достижения лучших экономических показателей, повышая тем самым свою инвестиционную привлекательность. Выше было упомянуто о том, что требования по внедрению и сертификации системы энергоменеджмента становятся одним из обязательных условий при реализации энергосервисных контрактов со стороны глобальных энергосервисных компаний. Почему это происходит? На самом деле по той простой причине, что международная практика энергосервисного бизнеса состоит в том, что энергосервисная компания, как правило, реализует проект энергосбережения и повышения энергетической эффективности на предприятии-заказчике первоначально полностью за свой счет, получая оплату только в виде процента от достигнутого экономического эффекта вследствие снижения затрат на энергию (сравним с отечественной практикой, когда весь энергосервисный контракт зачастую сводится к получению энергосервисной компанией средств за «оформление» энергетического паспорта и формулировке общего, зачастую типового (!) набора мероприятий по повышению энергоэффективности). В описанной же выше зарубежной практике энергосервисная компания реализует, по сути дела, инвестиционный проект и, как любой инвестор, хочет минимизировать возможные риски. И именно внедрение предприятием-заказчиком системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта получается наиболее действенным инструментом по минимизации данных рисков. Справедливости ради необходимо отметить, что подобные «правильные энергосервисные» проекты начинают реализовываться и в Российской Федерации, правда, считанными единицами в море прочего якобы энергосервисного рынка.
Впрочем, ситуацию с внедрением требований ISO 50001 среди российских предприятий нельзя назвать совсем удручающей. На сегодняшний день уже несколько десятков предприятий различных отраслей промышленности заявили о начале работ по внедрению системы энергетического менеджмента. Впрочем, первыми проектами по независимому подтверждению соответствия (сертификации) стандартам ISO 50001 среди государств СНГ стали инжиниринговая компания «С-Инжиниринг» (Украина) и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан). Для сравнения можно упомянуть, что первой компанией в мире, успешно прошедшей сертификацию на соответствие требованиям ISO 50001, является Schneider Electric (Франция), осуществляющая свою деятельность именно на энергетическом рынке. На территории Российской Федерации в данном случае крайне интересным представляется опыт внедрившей требования стандарта ISO 50001 Холдинговой компании «Теплоком», в составе которой есть как производственные площадки, так и непосредственно энергосервисные компании. Охват столь диверсифицированной деятельности единой системой энергетического менеджмента станет первым подобным примером в России и одним из немногих в Восточной Европе.
Таким образом, деятельность в области стандартизации вопросов, связанных с повышением энергетической эффективности, в настоящее время развивается весьма бурно, и крайне важной задачей представляется активное участие в данном процессе Российской Федерации. С этой целью в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1985 от 09.06.2009 года в России был создан Технический комитет по стандартизации № 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент», в рамках которого осуществляется в том числе анализ отечественной и зарубежной практики стандартизации в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Техническому комитету предстоит решить многие непростые задачи в рамках данного направления, среди них, в частности, обеспечение единого терминологического аппарата, который зачастую существенно различается в международных стандартах и отечественных нормативных документах (достаточно, например, сравнить определения термина «энергоаудит» в стандарте EN 15900:2010 и аналогичного, по сути, термина «энергетическое обследование», приведенного в ст. 2 Федерального закона № 261).
От оказания содействия в решении подобных задач ни в коем случае не должны оставаться в стороне отечественные организации, деятельность которых направлена на повышение энергетической эффективности в том числе энергоаудиторов, энергосервисных компаний, промышленных предприятий, внедряющих системы энергоменеджмента. Ведь, как показывает международный опыт, передовые и наиболее распространенные в дальнейшем стандарты разрабатываются именно благодаря активному участию профессионального сообщества, ежедневно применяющего их положения в своей практической деятельности.