Неэффективное использование энергетических ресурсов – одна из главных проблем российской экономической сферы. Традиционный подход к тарифу и ценообразованию консервирует технологическую отсталость основных отраслей национальной экономики и не стимулирует процессы энергосбережения и повышения энергоэффективности, хотя возможное снижение энергоемкости производства всего на 2,5% в год будет равносильно производству дополнительных 200 млн. тонн условного топлива.По данным Международного энергетического агентства, российская экономика превосходит другие страны мира по объему использованного газа на производство единицу продукции. Показатели России почти в шесть раз уступают США, в восемь раз Германии. Национальная структура энергобаланса привела в последнее десятилетие к отставанию в развитии атомного энергопромышленного комплекса. В настоящее время установленная мощность атомных электростанций обеспечивает только 16% производства электроэнергии. Российская электроэнергетика сжигает лишние 40–50 млрд. кубометров газа. Нарастает процесс физического, морального старения электросетевого оборудования. Основная масса действующих сегодня электростанций сетевых распределительных систем вводилась в 60-е – 70-е годы прошлого века. Выработали свой ресурс 19 электростанций России. Почти 40% электростанций имеют оборудование с возрастом свыше 40 лет. Средний показатель износа составил 57%. По оценкам отраслевых институтов, к 2015 году 70% мощности тепловых электростанций будет требовать реконструкции или замещения новыми агрегатами. Особенно сложная ситуация со старением оборудования гидроэлектростанций возникла в европейской части страны, где они обеспечивают 20% потребности электроэнергии.
При этом основные фонды в электроэнергетике амортизированы более чем на 50%. Несмотря на существенное улучшение положения в теплоснабжении ЖКХ в последние годы, ситуация в теплоснабжении остается сложной. Износ тепловых сетей по приближенным оценкам превышает 55%. Сложившаяся структура промышленности, жилищно-коммунального хозяйства обуславливает двукратное превышение удельного расхода энергоресурсов на производство валового продукта по сравнению с большинством развивающихся стран.
Соотношение затрат между инвестициями в энергосбережении и затрат, необходимых для выработки энергии, соответствующей сэкономленному количеству, составляет 1 к 2,5. Реализация энергосберегающих мероприятий у потребителей энергетических ресурсов требует в 3–4 раза меньше инвестиций, чем осуществление затрат на соответствующее увеличение производства энергии, в том числе рост добычи топливно-энергетических ресурсов. Макроэкономический эффект снижения недельной энергоемкости ВВП на 1% оценивается ростом национального дохода на четыре десятых процента.
Описанная ситуация с энергоэффективностью энергосбережения давно требует принятия нового федерального закона об энергосбережении. После практически годичной доработки в стадии второго чтения закон был принят и сегодня действует. Что можно сказать об этом нормативном акте? Если при рассмотрении в первом чтении он представлялся в основном законом для энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, то окончательный его текст содержит очень большой потенциал норм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сегодня стоит вопрос правильного понимания этих норм и полноценная реализация его положений путем создания адекватной системы подзаконных актов. К сожалению, как обычно, бывает, что разработка этих актов задерживается. Так, например, случилось с обеспечением нормативного регулирования разработки 1 августа этого года региональных муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственная политика в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом № 261 реализуется в форме энергогосударственного регулирования.
Но если рассмотреть механизмы энергетического обследования, то становится ясно, что хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей на календарный год.
Эти перечисленные пункты практически говорят, что вся экономика подлежит обязательному энергетическому обследованию. И не только экономика, а все сферы деятельности. Таким образом, в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все мало-мальски значительные объекты экономики.
В законе сказано, что энергетическое обследование вправе проводить только лица, которые являются членами СРО в области энергетического обследования. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть организовано и проведено до 31 декабря 2012 года, последующие – не реже одного раза в каждые пять лет. Таким образом, есть еще некоторое время для создания СРО в области проведения энергетических обследований и разработки нормативной базы, регулирующей их деятельность. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен разработать соответствующую нормативную базу, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ данных энергетических паспортов. Каждая СРО в области энергетического обследования раз в три месяца обязана направлять заявления и копии энергетических паспортов, составленных ее членами по результатам проведения ими за указанный период обязательных энергетических обследований. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать и получать у СРО в области энергетического обследования данные о добровольно проведенных энергетических обследованиях, а также данные по результатам добровольных обследований энергетических паспортов. Вот все, что фактически в законе сказано о деятельности организаций в области энергетических обследований и энергоаудита.
Если требования к энергетической эффективности, составлению региональных, муниципальных программ, к внедрению обязательных приборов учета прописаны в законе достаточно подробно, то работа организаций в области энергетических обследований требует еще большой работы в области подзаконных актов. Как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны? Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.
Что должно получаться по результатам энергетического обследования? В законе говорится: это получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения, повышения энергетической эффективности, разработка типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение их стоимостной оценки.
Такая общая формулировка в законе требует значительных усилий при разработке подзаконных актов, конкретизирующих данное положение, позволяет наполнить эти положения закона значительным реальным содержанием и сделать их действенными механизмами повышения энергоэффективности отраслей отечественной экономики. С одной стороны, огромная ответственность ложится на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен организовать методическое обеспечение, регламентацию деятельности СРО в области энергетического обследования. С другой стороны, встает вопрос о специализированных СРО в области энергетического обследования.
Два года назад, когда происходил переход от лицензирования к саморегулированию, в строительстве возникла аналогичная необходимость специализированных СРО для строителей, проектировщиков в энергетике, в атомной энергетике, в некоторых других отраслях, имеющих существенную специализацию или допуск к технологиям. Возможно, при реализации положения 261-го закона должна возникнуть такая же ситуация. Для проведения энергетических обследований, для выдачи рекомендаций по повышению энергетической эффективности в конкретных секторах экономики, в частности в производственных процессах энергетики и топливно-энергетическом комплексе, требуется высочайшая профессиональная квалификация в этих отраслях, а также знание тех мероприятий, которые могут привести к повышению эффективности.