Авторизация


 

Инвестиции в будущее

Инвестиции в будущееНемецкая компания «Вермут Эссет Менеджмент» планирует заняться привлечением инвестиций в Татарстан для развития передовых зарубежных технологий в области энергоресурсосбережения и защиты окружающей среды. Применять эти технологии можно в машиностроении, нефтехимии, энергетике. Почему именно Татарстан был выбран для создания специального фонда целевого капитала, объем которого может составить 300 млн. долларов, и возможно ли в принципе привлечение западных инвестиций в экономику нашей страны, «Энергополису» рассказал Сергей Езимов, советник по портфельным инвестициям компании.

– Сергей, построение инновационной экономики в России – миф или реальность?


– Не секрет, что как внутри страны, так и за ее пределами преобладает крайне скептическое отношение к способности России перейти от нынешней сырьевой ориентированности экономики к структуре экономики с преобладающей (или, по крайней мере, заметной) долей так называемых инновационных технологий.

Но мы полагаем, что подобный скепсис не совсем обоснован. Россия определенно движется в правильном направлении. Мы уже видим первые результаты данных изменений благодаря государственным инициативам, таким как Роснано и «Сколково». Конечно, только этих примеров недостаточно, но полагаем, что это всего лишь начало.

Стабильность экономики обусловлена высокими ценами на сырье, но мы убеждены, Россия понимает, что диверсификация посредством развития инновационных отраслей – это единственная стратегия, обеспечивающая рост в долгосрочной перспективе.

Мы в компании видим серьезный потенциал в России. Именно поэтому мы активно инвестировали в эту страну раньше и продолжаем это делать сейчас.

Россия вполне может стать серьезным игроком на международном рынке технологий. Износ оборудования стимулирует принятие мер по развитию инновационных технологий, которые могли бы стать лидирующими не только в России, но и во всем мире.

Поэтому мы не так скептически настроены, как другие, когда речь заходит о российской инновационной экономике. Потенциал определенно есть, и мы убеждены, что он может быть реализован.

– Каково ваше мнение о том, почему сегодня в стране многие инициативы по построению новой экономической идеологии не воплощаются в дела, а существуют на уровне красивых фраз?


– Мы видим, что даже наиболее либеральные и передовые идеи руководства страны разбиваются о систему неэффективного управления как политической системы, так и корпоративного сектора. Кстати, обе системы были выстроены при непосредственном участии нынешних властей. Что я имею в виду? Говоря о политической системе, мы отчетливо видим, что в существующей вертикально выстроенной политической модели часто применяется режим «ручного управления». Последние три года, а это кризисные годы, и именно в них проверяется дееспособность системы, вся страна живет в таком режиме управления. Это яркое свидетельство неэффективности существующей политической системы. Мы считаем, что такую большую страну невозможно администрировать через вертикальную систему управления. Мы призываем к децентрализации власти, возврату к прямым выборам губернаторов в регионах и перераспределению налоговых поступлений на уровень регионов, а не федерального центра.

Что касается корпоративного сектора, то поскольку он либо напрямую контролируется государством, либо зависим от государства по причине регуляторной среды и кредитного финансирования, то он тоже не является полностью независимым субъектом.

В таких условиях, когда система экономических стимулов попросту не работает, трудно ожидать, что корпорации бросятся повсеместно внедрять новые технологии и переходить на современные способы производства.

Видя, что призыв к модернизации на уровне корпораций не работает, государство насильно заставляет госкомпании тратить определенный процент выручки в год на расходы на НИОКР. Процесс идет с большим скрипом. Так оно и будет продолжаться, если в стране радикально не изменить систему госуправления.

По нашему мнению, наиболее эффективным является повсеместная приватизация госактивов, создание конкурентной среды во всех секторах экономики и создание четкой системы экономических стимулов, стимулирующих инвестиционную активность в корпоративном секторе.

– На ваш взгляд, для того чтобы Россия слезла с так называемой нефтяной иглы, необходима только политическая воля или нужно изменить ситуацию на уровне сознания представителей бизнес-сообщества?

– Прежде всего нужна четкая система экономических стимулов, когда в стране было бы выгодно заниматься бизнесом. Нужно снижать риски, чтобы сюда возвращались российские деньги, выведенные в офшоры, и приходили западные инвесторы. Пока же за неполные полгода из страны утекло более 30 млрд. долларов, которые могли быть вложены в развитие производства.

Россия является потенциально самым большим рынком во всей Европе, в стране проживает более 140 млн. человек. Мы уже видим, что по некоторым показателям страна выходит на ведущие позиции, по крайней мере по сравнению с Европой. Так, например, объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в предкризисном 2008 году максимально приблизился к уровню Германии (ведущего рынка в Европе). В России было продано 2,9 млн. новых автомобилей против 3 млн. в Германии. Но отрадно не то, что в стране продается все больше автомобилей, а что среди продаваемых автомобилей год от года растет доля техники, произведенной в России. Тот факт, что государство смогло создать условия для стимулирования производства автомобилей в России, что привело сюда крупнейших мировых производителей и побудило их открыть здесь производственные линии, свидетельствует о том, что со стороны инвесторов существует интерес к инвестициям в Россию. Инвесторы, как западные, так и российские, видят возможности инвестировать в Россию. Но к сожалению, наличие высоких входных барьеров на рынок, прежде всего обусловленных неэффективной системой государственного управления, существенно повышает риски и делает стоимость капитала и требуемый возврат на капитал слишком высоким, что побуждает многих крупных игроков концентрироваться на других развивающихся рынках, как, например, Китай, Индия и Бразилия. Мы считаем, что главным ограничителем на пороге инвестиционного бума в стране является неэффективная система госуправления. Многие отрасли очень сильно зарегулированы или попросту закрыты для входа иностранных инвесторов, что создает плодородную почву для коррупции. Многие инвесторы чувствуют себя некомфортно в рамках действующей судебной системы, так как последняя не всегда позволяет эффективно защищать свои права собственности.

В последнее время мы видим, что существуют реальные шаги со стороны государства, направленные на улучшение инвестиционного климата, но мы понимаем, что предстоит много потрудиться, чтобы сделать Россию конкурентоспособной с точки зрения притока сюда долгосрочных инвестиций, в том числе идущих на развитие нового (несырьевого) типа экономики в стране.

– Почему именно Татарстан выбран вами в качестве стартовой площадки для внедрения на практике новых технологий в области энергоресурсосбережения и защиты окружающей среды?

– Татарстан – один из наиболее развитых в России регионов не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения выстраивания системы экономической мотивации контрагентов. В республике действует достаточно эффективное правительство, чья программа развития региона во многом способствовала развитию экономики региона и притока сюда инвестиций. Последнее находит свое отражение и в рейтингах открытости и инвестиционной привлекательности региона. В исследованиях независимых консультантов Татарстан стабильно занимает самые высокие места в России по уровню потенциала и соотношения рисков.

Для себя мы видим возможность применения опыта, накопленного за многие годы работы в России. Используя наши обширные связи в других странах, мы способны обеспечить приход сюда игроков – стратегических инвесторов, обладающих наиболее передовыми технологиями во многих отраслях производства, но прежде всего в области энергосбережения и эффективного использования энергии. К сожалению, в России пока уделяется мало внимания эффективному использованию энергии, что обусловлено относительно низкими ценами на электроэнергию и энергоресурсы внутри страны. В долгосрочном плане мы видим, что стоимость последних будет неизбежно расти, это заставит всех игроков применять передовые технологии энергосбережения и энергоэффективности. Нам приятно осознавать, что мы стоим у истоков формирования долгосрочного тренда.

При выборе инвестиционного партнера немаловажным для нас оказался тот факт, что правительство Республики Татарстан и лично президент Минниханов проявили личную заинтересованность в развитии новейших технологий в республике. Мы верим, что совместными усилиями и с привлечением ведущих специалистов из России и из-за рубежа нам удастся реализовать в республике целый ряд новых, поистине инновационных проектов, которые призваны не только обеспечить привлекательный возврат на вложенные инвестиции, но и создать совершенно новый для России инновационный кластер. В конечном итоге это позволит улучшить экосреду и сделать жизнь людей лучше.

Елена Гудкова
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.