29 июня прошло расширенное заседание Комитета Госдумы РФ по энергетике «Анализ работы розничных рынков электроэнергии по итогам первого полугодия 2011 года. Основные тенденции развития рынков в 2012–2013 годах». Несмотря на плановость заседания комитета, прошло оно остро, высказывались члены Комитета по энергетике резко, требовали ясности: что же происходит с тарифами в регионах – вместо благонамеренных 15%, обещанных руководителями государства, по словам депутатов, тарифы в ряде мест «зашкаливали за 20, 50 и даже 200%!». К сожалению, внятных ответов не услышали ни депутаты, ни пресса. Мы обратились за комментариями к председателю Комитета Госдумы РФ по энергетике Юрию Липатову, который согласился дать эксклюзивное интервью журналу «Энергополис».
Расширенное заседание комитета в конце июня проводилось для того, чтобы в полной мере оценить ситуацию, которая сложилась в сетевом секторе после формирования тарифной системы. С первого января текущего года электроэнергетика полностью перешла на рыночные отношения. Возникла необходимость отслеживать поведение оптового рынка, поскольку резкие всплески могли повлиять на формирование конечной цены на электроэнергию. Так, мы выяснили, что в 41 регионе России в феврале произошло резкое увеличение конечной цены для малого и среднего бизнеса, для бюджетных предприятий. Я пока не затрагиваю такую часть потребителей электроэнергии, как население, потому что в 2010 году Государственная дума приняла поправку в Федеральный закон об электроэнергетике, снимающий рубеж рыночного ценообразования с 1 января 2014 года, и на сегодняшний день эта тема находится в состоянии разработки. Мы считаем, что пока население не готово к тому, что конечная цена на электроэнергию будет формироваться на рыночных основаниях.
Так вот, в феврале мы начали получать с некоторых территорий сигналы о том, что непомерно, буквально в несколько раз выросли тарифы по транспорту электроэнергии, хотя сам оптовый рынок, по сути, не качнулся. Рост цен касался не столько магистральных, сколько территориальных, распределительных сетей – 110, 35, 10 и ниже киловольт. Я немедленно вынес проблему на обсуждение в Думу, по этому вопросу состоялось заседание правительства под руководством премьер-министра, он разбирался и на заседании Госсовета, которое проходило под руководством президента на Саяно-Шушенской ГЭС.
– Юрий Александрович, в чем суть проблемы?– Суть проблемы в следующем: когда обсуждались закон и поправки к нему, мы говорили, что контроль над тарификацией сетей должен находиться в руках Федеральной тарифной службы, потому что на той или иной территории могут возникать неожиданные, экстремальные процессы, и технологические, и производственные, которые потребуют строительства или реконструкции подстанций, строительства новых линий электропередачи для решения оперативных, локальных задач. Принятый закон разрешил субъектам Федерации в так называемых форс-мажорных обстоятельствах выходить за пределы тарифообразования, установленного Федеральной тарифной службой. Но правительства регионов и региональные комиссии были предупреждены о том, что, приняв такое непопулярное решение, они должны без оглядки на Москву, через своих представителей проводить с населением определенную работу, разъяснять причины, которые привели к повышению цен на электроэнергию.
Но к сожалению, теоретически возможный случай на местах приняли как сигнал к вольнице, и под флагом новой системы сбора денег, системы RAB-регулирования, возврата долгосрочно инвестированного капитала, все свои пожелания, нужные ли, ненужные в данный момент, отразили в конечной цене. Безусловно, мы сразу приняли оперативные меры, практически каждому губернатору объяснили, что сложилась недопустимая ситуация: экстремальные обстоятельства, прописанные в законе, властью на местах были восприняты как норма, что дало возможность чиновникам резко повысить конечные цены на электроэнергию. Но цена этой ошибки слишком высока. Мы приступили к решению проблемы в феврале текущего года, все рекомендации для выправления ситуации были сформулированы уже к апрелю, но инерционность решения этих вопросов такова, что только к началу лета восстановление пресловутых 15% отразится в платежных документах наших потребителей.
– Именно поэтому вы проводили заседание Комитета по энергетике?
– Конечно. Как показало заседание, дать объективную картину того, что же сейчас происходит на местах, смогли только представители Независимого партнерства гарантирующих поставщиков. А ведь главное заключается в том, что процесс должен быть не просто контролируемым, но в первую очередь прогнозируемым. Мое мнение – необходимо в кратчайшие сроки доработать его организационную составляющую и создать Федеральное агентство по электроэнергетике. Сегодня Министерство энергетики отвечает за весь топливно-энергетический комплекс. Безусловно, у министра есть заместители, курирующие ту или иную часть энергетики, уголь, нефть или газ. Для этого существует и Комитет Госдумы по энергетике: мы обязаны регулировать законодательную базу, и должны делать это оперативно, чтобы энергокомплекс эффективно развивался. За электроэнергетику отвечает Андрей Шишкин, заместитель министра, толковый, грамотный специалист. Но для оперативной работы его статусности как заместителя министра энергетики недостаточно. Я уверен, что отрасль электроэнергетики заслуживает того, чтобы для ее полноценного развития было сформировано федеральное агентство, небольшое по численности, но руководимое значимой персоной, известной не только энергетикам, но и всей стране.
– Юрий Александрович, сегодня существует такая непростая проблема, как участие среднего и малого бизнеса в электроэнергетике. Кроме тяжелого оборудования, которое в небольшом цехе не произведешь, существуют тысячи и тысячи мелочей, без которых электроэнергетика существовать не может. Но путь среднего бизнеса, а уж малого тем более, к большой энергетике перекрыт крупнейшими зарубежными фирмами: с ними нашим компаниям иметь дело проще. Зачастую они и не надежнее, и далеко не всегда дешевле, но срабатывает имя фирмы…
– Когда-то российская энергетика, точнее сказать энергетика Советского Союза, обходилась практически без участия иностранных фирм. Мы были в состоянии все производить самостоятельно. После того как наше производство стало рушиться, на открытый рынок хлынула западная продукция. Приходится признать, что западные энергетические компании развивались без обрушений и срывов и в чем-то значительно ушли вперед. Но мы должны понимать, что являемся участниками процесса всемирной глобализации, а энергетика находится в первых рядах этого естественного процесса. Кроме этого, мы стали понимать, что энергетика – это еще и огромный бизнес, строящийся по своим законам, и, если выгодно, удобно, экономически оправданно использовать готовые технологии, мы можем и будем их использовать. Но нельзя забывать, что энергетика связана напрямую с проблемами национальной безопасности, как невозможно и превращаться в страну, сидящую на отверточных производствах. Этот этап пройден, и я уверен, что у отечественного малого и среднего бизнеса в энергетике огромное поле деятельности.
Министерство энергетики, Федеральная сетевая компания решают сейчас вопрос о том, чтобы загрузить на несколько лет вперед наши отечественные заводы. Философия такова: если ФСК заказывает у завода на три-четыре года вперед оборудование, то ФСК имеет право поставить задачу перед заводом-изготовителем: не менее такого-то процента прибыли должно быть выделено на освоение новых площадей, новых технологий, а через три-четыре года завод уже обязан поставлять оборудование на другой технологической основе.
Безусловно, малому и среднему бизнесу трудно бороться с гигантами энергетики. Крупная компания – это имя, это выстроенная инфраструктура поставок, даже если соотношение цена-качество и не всегда устраивает заказчика. Но представители небольших производств должны активно продвигать себя: участвовать в выставках, конференциях, участвовать в тендерах, стараться войти в пул компаний, которые постоянно работают с крупными заказчиками. По этому вопросу я занимаю принципиальную позицию: даже там, где мы не можем обойтись без западных технологий, мы должны так выстроить взаимоотношения с иностранными партнерами, чтобы, развивая свои производства, они оставляли нам технологии, формировали рабочие места и возможность повышать уровень квалификации рабочих и инженеров, а в итоге – уровень производства.
– Юрий Александрович, Государственная дума пятого созыва заканчивает работу. Что удалось сделать Комитету Госдумы по энергетике, председателем которого вы являетесь?– В период работы Государственной думы пятого созыва Комитет по энергетике провел большую работу в области реорганизации энергетики, как большой, так и коммунальной. Но нужно еще много работать над тем, чтобы в коммунальном хозяйстве работали профессионалы. Кроме того, для развития регионов нужно строить новые электростанции для получения избытка электроэнергии, что приведет к снижению ее цены для всех потребителей. Требует доработки качество поставляемой электроэнергии и модернизация сети. Мы должны следить за тем, чтобы электроснабжение было бесперебойным в каждом поселке, в каждой деревне, даже самой удаленной. Нужно привести в порядок тарифы на электрическую и тепловую энергию, на горячее водоснабжение.
Этапным в наведении порядка в коммунальной сфере стал принятый Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении», где определены пути развития теплоснабжения, ответственность организаций за теплоснабжение населения, определен закрытый перечень тарифов и платежей в области теплоснабжения, положен конец инвестиционным надбавкам, являвшимся основным механизмом роста цен на отопление и горячее водоснабжение.
Еще один закон, № 261, «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», предусматривает последовательность мер по преобразованию жилищно-коммунального сектора для повышения его энергетической эффективности и энергосбережения. Эта последовательность начинается с установки приборов учета, продолжается проведением обязательных энергетических обследований и заканчивается программами мероприятий по энергосбережению товариществ собственников жилья и управляющих компаний, целью которых будет энергосбережение.
– С принятием законов работа над ними не заканчивается? – Да, она продолжается, и примером может служить Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»: после его принятия в 2003 году прошло семь лет напряженной работы правительства и Государственной думы, издания нормативных актов по реализации его положений и поправок в закон для коррекции его отдельных положений. Такая же напряженная работа предстоит в Государственной думе шестого созыва по реализации основных положений Законов «О теплоснабжении» и «Об энергосбережении».
Кроме этого, есть проекты федеральных законов, которые не удалось принять в этом созыве, в первую очередь это проект закона «О торфе». Российская торфяная отрасль находится в глубоком кризисе, предприятия на грани банкротства, большое число работавших на них стали безработными. Этот вопрос особенно актуален для юго-восточной части Московской области, богатой природными запасами торфа. На сегодняшний день от законодательной неурегулированности, от пожаров страдают жители и Подмосковья, и всего Московского региона. Изменить это можно, изменив налогообложение в этой отрасли, в первую очередь упорядочив плату за землю. Нам предстоит большая работа не только по предотвращению торфяных пожаров, но в первую очередь по восстановлению торфоразработок, созданию рабочих мест, реконструкции городов и поселков.
Конечно, это далеко не все, что нам удалось сделать, но время это прошло недаром и чувство удовлетворенности есть. Сделали действительно много и продолжаем делать. Даже сейчас, когда Дума ушла в отпуск, мы с подачи сенатора Николая Рыжкова, заручившись с его стороны серьезной поддержкой, внесли на обсуждение проект федерального закона «Об использовании газового моторного топлива». Важнейший, серьезнейший закон, поддержанный не только Рыжковым, но и Валентином Межевичем, Валерием Язевым, Виктором Глухих, Светланой Орловой, мной. Надеюсь, за время осенней сессии Государственной думы мы успеем доработать и принять этот важнейший закон.
– Что бы вы хотели сказать, завершая наш разговор?– Я, как представитель партии «Единая Россия» и гражданин, которому небезразлично все, что происходит в нашей стране, сказал бы так: есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Что я имею в виду? Мы лишились огромного числа специалистов во многих отраслях российской экономики за постперестроечный период, но сейчас наступает новый этап, когда мы должны профессионалов собирать. России нужны профессионалы.
Беседовал главный редактор журнала
Алексей Иванов
На момент выхода номера председатель Комитета Госдумы по энергетике, руководитель Совета сторонников Московского регионального территориального отделения ВПП «Единая Россия» Юрий Липатов вошел в пятерку лидеров, проходящих в Подмосковье праймериз.