Принимаемые и действующие федеральные законы и программы зачастую не работают на региональном уровне. Как строится работа РЭА с регионами и субъектами Федерации в части исполнения законов и развития программ энергоэффективности?– Пока регионы, особенно бюджетная сфера, еще недостаточно расшевелились. Если и есть какое-то движение в регионе, то зачастую пока это только бизнес. Пока со стороны регионов не прозвучали конкретные вопросы прикладного характера: что им мешает на местах реализовывать федеральный закон, где основные проблемы. Возможно, это отсутствие законодательства, отсутствие информационной поддержки. Цель нашей работы, с одной стороны, разъяснить им практические аспекты, как будет реализовываться программа, как она будет управляться, каким образом будут вводиться субсидии, предоставляться госгарантии в рамках реализации программы, а с другой стороны, мы хотим получить обратную реакцию: что мешает регионам в реализации этой программы.
Наша задача – обеспечить полную информационную поддержку, довести до регионов, рассказать им, чего конкретно от них ждет Федерация, оказать им поддержку и помочь начать реализовывать эти законы. Наша роль – стать проводником и обеспечивать реализацию законов.
– По новым проектам, предусмотренным в части исполнения 261-го Федерального закона, планируется привлечение иностранных инвестиций. Расскажите об этом. – Все банки, как российские, так и зарубежные, заинтересованы в кредитовании проектов энергосервисной деятельности в области энергоэффективности. Существует несколько базовых проблем. Например, ненадежные заемщики, которым требуется достаточное обеспечение, и пока энергосервисный договор как таковой не является достаточным обеспечением для банковского кредитного договора. Мы сейчас со всеми ведущими банками разрабатываем дополнительный инструментарий, который позволит запустить процесс энергосервисной деятельности. Минэнерго сейчас создает энергосервисную компанию, которая будет на 100% принадлежать государству и будет выступать катализатором этой деятельности в бюджетной сфере. Эта организация должна будет выступать инициатором проектов в области энергоэффективности, принимать риски на себя, возможно, даже входить в акционерный капитал региональных энергосервисных компаний, тем самым стимулируя реализацию этих проектов на местах.
– Каким образом РЭА планирует содействовать привлечению инвестиций?– На сегодняшний день мы создаем множество двусторонних центров с зарубежными странами. Недавно мы создали российско-французский центр по энергоэффективности. Российско-немецкое агентство уже работает. Сейчас создаются центры с Китаем, Америкой и другими ведущими странами. Если говорить о Китае, то эта страна выражает огромную заинтересованность в создании совместных предприятий на территории России в области биоэнергетики. РЭА планирует рабочий визит в Китай для обсуждения конкретной формы этих предприятий, кто станет акционером с российской стороны. Мы сейчас заинтересованы в поиске лучших технологий для развития проектов по производству биотоплива в России, оценке ресурсного потенциала и в том, какие именно ресурсы или вторичные отходы могут быть использованы в качестве источника сырья для производства биотоплива. Например, мы сейчас ведем активный диалог о торфе, об отходах лесопромышленности, об отходах аграрно-промышленного комплекса. Все это, по сути, сегодня в России является почти бесплатным сырьем для производства электроэнергии, тепла и различных видов биотоплива. Все страны, с которыми так или иначе ведутся переговоры, заинтересованы в больших инвестициях в наш энергетический сектор, но они хотят, чтобы в России был единый движок, единый центр, который будет реализовывать все проекты по направлениям. Они все хотят понять, куда инвестировать, говоря, что проблемы в деньгах у них нет. РЭА в конце этого года планирует провести Road-show в Азии и в европейских странах, чтобы показать нашим партнерам инвестиционный потенциал российских регионов, адреса, куда и в какие проекты они конкретно могут инвестировать. Но сейчас нам нечего представить. Одна из ролей агентства – помочь упаковать эти проекты и состыковать все заинтересованные стороны, нарисовать ту модель и создать тот продукт, который станет тиражируемым во всех регионах.
– Вы говорили, что сейчас существует критическая ситуация с получением энергопаспортов. – Мы сейчас активно стимулируем масштабное мероприятие для энергоаудиторов, для СРО, чтобы указать и объяснить основные ошибки, которые допускаются при энергоаудите. Мы хотим разработать методологию проведения энергоаудитов бюджетных организаций, бюджетной сферы, а для объектов ЖКХ разработать некие стандарты, чтобы это не вводило никого в заблуждение и народ не гнался за дешевизной. Невозможно провести комплексный энергоаудит обслуживаемого технического здания за 30–50 тыс. рублей. В итоге это обернется формальным заполнением какой-то таблицы энергопаспорта, которая никакой значимой информации в себе не несет. Во-первых, этот документ не примет Минэнерго по формальным признакам. Во-вторых, возможно, будет произведена выборочная проверка, насколько это соответствует действительности. В-третьих, невозможно после этого привлечь инвесторов и реализовать план мероприятий, который будет составлен в результате энергообследования.
Беседовал Андрей Агафонов