Не так давно строка «пресс-секретарь» вошла в общий реестр профессий. И если раньше каждый год свой профессиональный праздник отмечали только строители, врачи, юристы, металлурги, десантники, а такой специфической профессии, как специалисты PR, не существовало, то не так давно День пиарщика обрел свою легитимность и теперь ежегодно отмечается в июле. «Энергополис» встретился с советником министра энергетики РФ по связям с общественностью и СМИ, руководителем Комитета по коммуникациям в ТЭК Российской ассоциации по связям с общественностью Ириной Есиповой.
– Ирина Феликсовна, что представляет собой Комитет по коммуникациям в ТЭК Российской ассоциации по связям с общественностью?– Прежде чем ответить на этот вопрос, я думаю, сначала надо сказать, что такое Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая объединяет профессионалов и PR-элиту страны. Цель РАСО – формирование общих правил работы на PR-рынке, обмен опытом, информацией, технологиями. РАСО работает, чтобы придать импульс развития нашему общему делу, чтобы поддерживать традиции и вырабатывать новые стандарты качества профессии, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Уже невозможно совершенствовать рынок, развивать экономику страны без информирования общественности и позиционирования компаний или проектов в публичном пространстве.
Комитет по коммуникациям в ТЭК был создан в этом году. Зачем он был создан и почему потребовалось специально выделять это отраслевое направление и специализацию? Вопервых, ТЭК – это основа основ экономики нашей страны, как бы банально это ни звучало. И Комитет по коммуникациям в ТЭК призван объединить, консолидировать опыт PR-специалистов отрасли, чтобы можно было обмениваться информацией, делиться опытом, определять эффективность тех или иных мероприятий и помогать друг другу их реализовывать, с максимальным эффектом решать конкретные задачи конкретных компаний.
– Можно ли назвать то, чем занимается комитет, структурированием информационного пространства? На мой взгляд, на взгляд редактора отраслевого журнала, это важный момент, который позволяет решить задачу эффективных коммуникаций в общем деле СМИ и PR.
– Абсолютно точно. Говоря, что Министерство энергетики РФ проводит открытую информационную политику, необходимо сделать это наглядным и донести до всех, чтобы все участники рынка понимали и знали, что все мы находимся в одной лодке, где нет конкурентов, а есть партнеры, потому что независимо от PR-усилий каждой компании их деятельность напрямую влияет на развитие всего топливно-энергетического комплекса страны. Понимание этого создаст условия, при которых все только выиграют – компании, потребители, общество. Выиграет и Россия. Развитие топливно-энергетического комплекса напрямую свзязано с информационной активностью каждой компании. Однако имидж топливно-энергетического комплекса не есть совокупность имиджевых потенциалов энергокомпаний. Здесь должны быть использованы другие механизмы.
Я, с вашего позволения, скажу, что пиар – это очень широкое и обобщающее понятие. Сюда входят и интегрированные маркетинговые коммуникации, технологии менеджмента, маркетинговые технологии, GR. Технологии PR тесно переплетены с рекламными технологиями и инвестиционным менеджментом. Понятие «связи с общественностью» все больше напоминает микс креативности и разных технологий. Одно остается неизменным – цель PR: формирование доверия. Общественное мнение складывается из кусочков восприятия маленьких и ежедневных информационных поводов, фактов, слухов, символов, картинок, слов, флюидов, которые носятся в воздухе, даже ощущений… PR-менеджеры каждый день шьют «лоскутное одеяло», чтобы накрыть им информационное поле. Шить его нужно сообща. Необходимость жить в едином публичном пространстве с единой системой фактов, тезисов, аргументов – это тренд, который дает понимание, как и чем сегодня живет ТЭК, необходимость, которая позволяет формировать доверие к тем действиям государства, которые оно предпринимает, увеличивая степень доверия и лояльности к конкретным энергетическим компаниям, проектам и всему российскому ТЭК в целом. В этих условиях компании получают обратную связь в своем обращении к обществу, донося информацию о том, что компания занимается важным, нужным и полезным для народа этой страны делом.
Комитет по коммуникациям в ТЭК призван обобщать опыт, структурировать и систематизировать знания пресссекретарей, руководителей и специалистов пресс-служб компаний, менеджеров по коммуникациям, предоставляя каждому площадку для обмена информацией и мнениями.