О кадрахОбеспечить безопасность работы предприятий ТЭК могут квалифицированные кадры. А защитить своих специалистов должно государство, считает председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов.Сегодня тема организации безопасности предприятий ТЭК стала очень востребованной. Причиной этому послужила авария на Саяно-Шушенской ГЭС – крупнейшая авария мирового значения. Это событие заставило серьезно подойти к этому вопросу Федеральное собрание, была организована первая комиссия парламентского расследования, целью которой было разобраться в истинных причинах этой колоссальной катастрофы.
Были сделаны выводы, что гидроэнергетика к этой аварии никакого отношения не имеет, а ставить под сомнение следует квалификацию кадров, работающих в отрасли. Вопрос кадров – принципиальный, важнейший вопрос. Люди стареют, уходят из жизни, а новыми кадрами мы этот разрыв не покрываем. Беда в том, что энергетические вузы России выпускают прекрасных специалистов, которые не задерживаются в отрасли. Те рекомендации, которые выдала Государственная дума в плане законодательной базы, – объемные и цельные.
Одна из рекомендаций такова: либо министерство или правительство займется кадрами, либо в перспективе мы ничего не будем иметь. Не надо ничего придумывать нового, так как в советское время все было отработано, постоянно проводилось повышение квалификации, если не сдавали квалификацию, то освобождали места. По мнению Федерального собрания, Министерству энергетики надо воссоздавать систему подготовки и переподготовки кадров. Это первый вопрос.
Второй вопрос. Мы столкнулись с такой ситуацией, что, оказывается, на законодательном уровне министерство специалистов не защищает. Кто разрешит директору станции вывести агрегат из оборота несмотря на то, что он прекращает свое функциональное действие по паспортным данным? Поэтому была дана рекомендация: разработать нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок вывода из работы или продления срока их службы основных фондов электроэнергетики, имеющих высокофизический и моральный износ; регламентировать в этом нормативном акте функционирование системы заказов оборудования, производимого взамен выбывшего.
Мы считаем, что если оборудование свой ресурс исчерпало, но есть основания для того, чтобы оно еще поработало, то это решение должна принимать соответствующая комиссия, но последняя подпись должна быть работника министерства. Мы должны реально понимать, что государство должно сделать все для того, чтобы защитить инженерные кадры.
В мае при событиях на шахте «Распадская» мы столкнулись с тем, что за последние годы роль Ростехнадзора была сведена до нуля. Все понимают, как эта система работала в советское время: если ты главный инженер, к тебе на производство приходит инспектор технадзора, и если существует опасная ситуация с оборудованием, выписывается предписание. Инспектор технадзора имел право мгновенно остановить работу.
Почему упразднили их функции? Потому что стали говорить о том, что они взяточники, обирают предприятия. Это заблуждение! Если есть серьезная техническая проблема, ни один инспектор не возьмет на себя такую ответственность. Если были предписания о закрытии предприятия, то мгновенно находились решения этого вопроса и оборудование приводилось в порядок. На тот момент Ростехнадзор находился в ведении Минприроды. Я думаю, что мы должны дать полномочия технадзору, такие, как были в советское время. Что произошло на шахте «Распадская»? Инспектор технадзора выписал предписание о закрытии шахты из-за загазованности, которое не только не было выполнено, но и было оспорено руководством шахты в суде. Это абсурд.
Что касается законодательной базы, сегодня нельзя говорить о промышленной безопасности объекта, не имея технических регламентов. Вот почему встал вопрос об оперативном принятии технических регламентов о высоковольтном оборудовании, об электрических станциях и сетях, об электроустановках, о безопасности гидротехнических сооружений. Два технических регламента находятся на втором чтении в правительстве уже около года. Процесс двигается очень медленно.
Какие перспективы? В ближайшее время никаких регламентов не будет. Это связано с тем, что для того, чтобы регламент об электрических станциях и сетях попал в Государственную думу, необходимо собрать множество подписей в разных министерствах и ведомствах. Вопрос нерешаемый.
Так как у нас будет единое технологическое пространство Россия – Белоруссия – Казахстан, то, учитывая, что на этом пространстве товары будут ходить без границ, технические регламенты должны быть унифицированы. На заседании комиссии Таможенного союза был утвержден проект плана по разработке единого техрегламента. Белорусская сторона уже уведомила российскую сторону о подготовке постановления Совета министров Белоруссии о приостановлении действия шести технических регламентов и выразила просьбу об аналогичном действии российской стороны. Учитывая то, что это будет межгосударственное соглашение, теперь специалисты будут сидеть на общей площадке и принимать соответствующие решения.
Я хотел бы выразить большое удовлетворение от того, что со сменой руководства в Министерстве энергетики активизировалась работа. Мы понимаем, о чем говорим, мы ставим ясные и понятные задачи, у нас есть уже результаты. В июне 2010 года мы приняли Закон о теплоснабжении, который в нынешних условиях будет систематизировать работу жилищно-коммунального сектора и всего, что касается теплоэлектроцентрали, потому что 70% электроэнергетики у нас вырабатывается ТЭЦ, и многие вещи должны быть урегулированы законом.
Мы старались принять этот закон в июне, потому что по закону в течение 4-5 месяцев правительство обязано подготовить нормативно-правовые документы. Для того чтобы Закон о теплоснабжении в полной мере заработал, необходимо подготовить 19 постановлений правительства и два приказа министерства. Но здесь мы попали в коллизию, в межведомственную неразбериху.
Закон о теплоснабжении под эгидой министерства был передан в Думу, но теперь Минрегион его берет на себя, учитывая то, что малые котельные находятся в их ведении. Мы «проспали» эти 4-5 месяцев, ни одного подзаконного акта нет, и идет спор, кто будет вести дальше закон: Министерство энергетики или Министерство регионального развития. Нерешенных вопросов много. Но мы и дальше будем работать с министерствами по энергетике, с тем чтобы проблемы решались быстрее и приводили свои правовые механизмы в действие.
О безопасности
Дмитрий Гвоздев, заместитель председателя правления – главный инженер ОАО «ФСК ЕЭС»:Создание Единой национальной электрической сети происходило в рамках формирования, реформирования электроэнергетики, и требования, которые были к ней предъявлены, понятны. Это надежность, эффективность работы, безопасность и соответствие потребностям потребителя. Это позволяет решать следующие задачи: электроснабжение потребителей среди мегаполисов стратегических отраслей промышленности, выдача электроэнергии электростанций, повышение эффективности функционирования единой энергосистемы России.
Что такое Федеральная сетевая компания? Когда происходило выделение электросетевого комплекса, для того чтобы кто-то им управлял, была сформирована Федеральная сетевая компания, основной задачей которой является эксплуатация объектов ЕНЭС, их модернизация, расширение и инновационное развитие сети. Сегодня в составе ФСК около 800 подстанций, порядка 120 тысяч линий электропередачи и 305 тысяч мегаватт установленной мощности трансформаторов на наших объектах. Мы одна из крупнейших сетевых компаний в мире.
К сожалению, не все гладко и хорошо. Экономический кризис 90-х годов повлиял и на ФСК. На сегодня около 47% оборудования выработало свой ресурс. Мы эксплуатируем его, проводим техническое освидетельствование вместе с Ростехнадзором, продляем срок эксплуатации, но это не может продолжаться вечно. Это ведет к риску технологических нарушений, риску возникновения несчастных случаев. Это рост эксплуатационных затрат, в том числе на ремонт.
Для того чтобы бороться с этими проблемами, есть программа реновации основных фондов, порядка 60 млн. рублей в год. К сожалению, она не позволяет переломить тенденцию старения оборудования. Поэтому необходимо наращивать объем замены на новое оборудование, чтобы довести ее до 50% от нашей инвестиционной программы. До 2014 года предполагается установить около 11 млн. киловольт трансформаторных мощностей, значительный объем замены коммутационного оборудования и измерительных трансформаторов.
Как повышать надежность? Спад электропотребления, который был в 80–90-х годах, позволил недоинвестировать в сети и избегать значительных системных аварий до 2005 года. Тем не менее на сегодня тенденция роста электропотребления существует, уровень электропотребления 1991 года, а он был максимальный, будет достигнут, по нашим оценкам, в 2010–2011 годах, и нагрузка на электросетевые объекты будет увеличиваться. Исходя из этого в условиях ограничения финансовых, строительных и производственных ресурсов, а также качества персонала мы вынуждены принимать экстренные меры, делать заплатки на существующую сеть. Для этого есть три программы: замена коммутационного оборудования, повышение грозоупорности и замена измерительных трансформаторов.
Есть еще проблема, относящаяся к повышению надежности, – это проблема совершенствования эксплуатации. После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС ФСК приняла решение, во-первых, совершенствовать сервисный фонд, привлекать заводы-изготовители. Во-вторых, развивать интеллектуальную систему диагностики и online-диагностики оборудования подстанций, линий электропередачи, для того чтобы понимать их состояние. И в-третьих, повышать квалификацию персонала. При этом также предусматривается совершенствование оперативно-технологического управления сетью. Необходимая мера при этом – пересмотр технической политики. Это наше будущее, это то, как мы будем жить завтра.