Авторизация

 

Смоленск. Региональная энергетическая политика


Энергетическая стратегия России до 2020 года определяет долговременные приоритеты деятельности, которые базируются на трех направлениях: энергобезопасность, энергоэффективность и энергоэкологичность. Этот курс остается главенствующим, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис. Вместе с тем кризисные потрясения внесли существенные коррективы в мировую и российскую энергетическую политику, что нашло отражение в ходе дискуссий на петербургских международных форумах: ТЭК и экономическом. Сегодня и на перспективу все большую актуальность приобретают такие факторы, как энергосбережение, рациональное использование энергоресурсов в национальном и региональном измерениях.
Естественно, наличие собственных ресурсов для нужд отопления, получения электроэнергии, производства материалов в рыночной среде серьезно облегчает жизнь и создает условия для энергетической независимости регионов в кризисных условиях, позволяет развивать промышленность. О состоянии ТЭК Смоленской области, о том, какие основные задачи энергетической политики решает администрация в этом стратегически важном западном регионе России, журналу «Энергополис» рассказывает представитель от законодательного органа государственной власти Смоленской области Виктор Маслов.


– Виктор Николаевич, энергетический потенциал на Смоленщине вселяет оптимизм даже в пору кризисную…
– Действительно, бесперебойно функционируют три блока мощностью по миллиону киловатт современной и одной из крупнейших в России атомной электростанции, а также Дорогобужская ГЭС, Озерная ТЭЦ, другие солидные объекты. В итоге электроэнергии у нас вырабатывается примерно в четыре раза больше на душу населения, чем в среднем по Российской Федерации. Короче, Смоленщина по электроэнергии – достаточный и экспортирующий регион.
Добавлю, что на нашей территории разведаны залежи низкокалорийного бурого угля, торфа, есть большие запасы материалов, используемых в строительстве: глины, мела, известняков, доломитов. Преобладающие низинные торфы пригодны в качестве топлива, их добыча не требует значительного финансирования, как в других регионах России.
Так что энергетический потенциал нашей области мощный. Его основные возможности, перспективы отражает «Программа развития энергетики, энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Смоленской области». В ней предусмотрен комплекс мероприятий областного значения и федерального уровня в интересах более широкого использования для собственных нужд электроэнергии, подъема региональной топливной промышленности. Уже разрабатывается экономическое оборудование для сжигания угля, торфа, древесины, начинается модернизация существующих отопительных и энергетических систем, завершается внедрение новой системы учета электроэнергии.

– Вместе с тем сегодня на первый план выдвигаются проблемы энергоемкости производства, энергосбережения. Что предпринимает администрация области?
– Несколько лет назад, в докризисный период, были приняты Закон «Об энергосбережении» и долгосрочная целевая программа «Энергосбережение в Смоленской области» на 2007–2010 годы. Они заработали, но реалии жизни меняются с такой скоростью, что их нужно корректировать.
Несмотря на то что Смоленская область энергоизбыточная, проблема энергосбережения в регионе тоже актуальна. Когда утверждали структуру администрации области, было решено объединить отдел энергетики департамента по ЖКХ и РЭК в новый департамент энергетики, энергоэффективности и тарифной политики. Необходимость такой реорганизации вызвана тем, что предыдущие структуры работали не столь продуктивно, как нам хотелось бы.
Департамент серьезно корректирует областную целевую программу «Энергосбережение в Смоленской области». К разработке другого варианта программы привлечены ученые. Причем на них возложена задача создать еще несколько программ и проектов, которые будут интересны для инвестора. Более того, областная администрация готова поощрять тех, кто добился высоких результатов в энергосбережении. Это касается не только конкретных предприятий, но и муниципальных образований.
Кроме администрации, законодателей, серьезное внимание аспектам энергоснабжения уделяет комиссия региональной Общественной палаты по вопросам промышленности, строительства и предпринимательства. Состоялся «круглый стол», где его участники акцентировали внимание на вопросах повышения эффективности теплогенерирующих объектов, строительства генерирующих объектов, использующих альтернативные виды топлива, учета энергии. Совместными усилиями представителей администрации, палаты, ученых, бизнеса конкретизируется стратегия развития энергетики и энергоснабжения, проводится мониторинг и технический аудит. Что позволяет рационально применять нормативно-правовую базу и тарифную политику в сфере энергетики и энергосбережения, способствовать внедрению инновационных энергосберегающих технологий, оборудования. А также проводить политику, направленную на развитие конкурентных рынков и привлечение инвестиций в ТЭК (в частности, создание частно-муниципальных предприятий). Более конкретные результаты деятельности в области энергетики комиссия региональной Общественной палаты огласит в ходе очередного заседания, которое запланировано на октябрь 2009 года.
В целом можно сказать, что в условиях кризиса число потребителей в области снижается. На реализацию программы энергоснабжения влияет и реструктуризация отдельных областей энергетики.

– В минувшем году было заявлено о решении основных задач реформы РАО «ЕЭС России». Как отразилась либерализация энергетической политики в регионе?
– Негативных последствий применительно к региону не прибавилось. Были одни компании, теперь названия поменялись, они стали территориальными. Но есть своя специфика. Во многом пакет РАО был сформирован за счет средств, поступающих от так называемого платежа присоединения. Сейчас порядок изменился, пакет уменьшается. Что выгодно для тех, кто строит объекты, а для энергетиков не очень. Не случайно скукожилась составляющая инвестирования. В связи с чем руководство области уделяет самое серьезное внимание выбору приоритетов вложения финансовых средств для оптимизации потребления энергоресурсов при одновременном повышении надежности, качества и безопасности энергоснабжения, определяя это как главную задачу для руководителей региональной энергетики.
Если брать село, то там до реформы РАО «ЕЭС России» люди не стремились к энергосбережению, некоторые годами не платили, были проблемы с воровством электроэнергии. Но сегодня на глазах все меняется: не заплатишь – электроэнергию отключат. А если платишь, то есть смысл и экономить.
В целом надо учесть, что масштаб проекта реформирования РАО таков, что судить о его итогах серьезно можно будет через несколько лет. Самое существенное, о чем, на мой взгляд, следует упомянуть, – заложены серьезные механизмы либерализации в этой сфере. Основной – постановление федерального правительства и закон об электроэнергетике, который предусматривает с 1 января 2011 года запрет на установление государством тарифов на оптовом рынке.

– Но пока стоимость электроэнергии растет…
– Сейчас тарифная политика регламентируется федеральным центром и, к сожалению, на уровне местных властей поднимается под верхнюю планку. Но куда сложнее с теплоснабжением. Особенно это ощущается в связи с проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве, а точнее – в связи с необходимостью модернизации теплоснабжения, повышения эффективности управления, эксплуатации коммунальной инфраструктуры.
Проявилась такая тенденция: крупные поставщики, работающие на рынке, крайне не заинтересованы в том, чтобы хозяйствующие объекты обеспечивали cебе автономное энергоснабжение. Хотя технические возможности имеются. Например, в ряде микрорайонов на Смоленщине, где не хватает мощностей, нашли возможность разместить газотурбинные установки. Работают они в автоматическом режиме, они мобильные, компактные, экологичные, обслуживание их стоит недорого, у них хорошие генераторы. Их тепловой энергии достаточно для нужд предприятия, его работников, проживающих в ближнем микрорайоне. Но, чтобы добиться независимости, требуется согласовать столько регламентирующих норм на установку ГТУ, что зачастую невозможно преодолеть все барьеры. Поэтому процесс замедлился, а в выигрыше остаются оптовики.
Вместе с тем монополизм на рынке должен постепенно разрушиться. Чем больше будет поставщиков, тем серьезнее станет конкуренция между ними. Надеюсь, это позволит со временем если не снизить, то стабилизировать цену. И тогда перспективнее окажется приобретение энергоресурсов у оптовиков, несмотря на привлекательность автономных источников.

– В Смоленской области с середины 90-х годов началось внедрение автономных и – впервые в России – индивидуальных (поквартирных) систем теплоснабжения. Это направление развивается?
– Да, поскольку позволяет каждому жителю обеспечить себе комфортные условия проживания. Кроме того, исчезает необходимость строительства наружных тепловых сетей, решается проблема потерь тепловой энергии в процессе ее транспортировки. Поквартирная система теплоснабжения находит широкое применение на Смоленщине как один из перспективных методов решения проблемы по обеспечению жителей области теплом и горячей водой. Добавлю, опыт эксплуатации автономных источников тепла в жилых домах показал, что экономия средств по сравнению с централизованным отоплением в отдельных случаях достигает 35%. Вместе с тем руководство области не считает автономное и индивидуальное отопление панацеей от всех бед. Комплексное и пропорциональное развитие централизованного и децентрализованного отопления, большой и малой энергетики – вот путь, по которому развивается топливно-энергетический комплекс Смоленской области.
Большая работа ведется по обеспечению качественного энергоснабжения глубинки. Модернизация систем энергообеспечения ведется практически в каждом районе нашей области. К примеру, в Починковском районе решена проблема теплоснабжения муниципального жилья в деревнях Денисово и Пересна. Там вместо старой мощной производственной котельной, имеющей протяженные тепловые сети, введены в строй две современные блочно-модульные котельные – в каждой деревне своя. Теплоснабжение этих деревень сегодня технологически автономно, около двух тысяч жителей зимой больше не испытывают проблем.
Важное значение имеет и тот фактор, что внедрение автономного и индивидуального отопления позволяет высвободить значительные объемы природного газа, хронический дефицит которого Смоленщина испытывает уже не первый год.

– Каковы перспективы решения упомянутой проблемы?
– Во исполнение Соглашения о сотрудничестве между администрацией области и открытым акционерным обществом «Газпром» успешно проводится комплексная газификация городов и населенных пунктов, разработка и внедрение газосберегающих технологий.
Полагаю, что новый импульс газификации в нашем регионе придаст реализация проекта Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Она пройдет по территориям Смоленской, Тверской и Новгородской областей. Трубопровод позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча (Брянская область) – Усть-Луга (Ленинградская область), а завершение его строительства намечено на 2011 год.

– Как вы считаете, должна ли ускоренными темпами развиваться атомная энергетика? Некоторые известные ученые считают более важными альтернативные источники энергии…
– Есть страны, где ядерная энергетика на 80–90% обеспечивает внутренние потребности, ей отдается предпочтение и на перспективу. В России ситуация вариантная: самые современные проекты – плавучие атомные станции. Другое дело, что необходимо больше внимания уделять разработке технологий безопасности действующих и строящихся АЭС. Требования в этой сфере постоянно ужесточаются, и расслабления быть не должно. Много зависит и от человеческого фактора. Наша Смоленская, в частности, отнесена к разряду наиболее надежных, там работает высококвалифицированный оперативный персонал.
В целом технологическое оборудование электроэнергетической отрасли уже не отвечает требованиям безопасности, что может приводить к системным авариям, создавать угрозу жизни и здоровью людей. В связи с проводимой реформой системы технического регулирования нормы безопасности технологического оборудования и объектов должны быть установлены в технических регламентах до 2010 года. Но пока принятие единого технического регламента на правительственном уровне и на уровне федерального законодательства продвигается очень медленно.
А если коснуться альтернативной или возобновляемой энергии, то и за ними большое будущее. Все зависит от технической мысли, а она развивается стремительно. Я думаю, уже привычное биотопливо – не последнее слово научного прогресса. Будут созданы новые виды на основе суперсовременных технологий.

– Обычные лампочки дешевы, но их КПД не более 5%. Недавно международный коллектив исследователей, обработав нить накаливания лазером, добился увеличения яркости, снижения энергопотребления, большего срока службы. Параллельно в ряде стран мира продолжается массовое внедрение экономичных, но более дорогих и отчасти вредных для здоровья люминесцентных ламп. Как вы к этому относитесь?
– Нельзя исключать конкурентной борьбы. Когда кому-то выгодно продвигать свою продукцию, под эту марку работает реклама, заманчивая для потенциального покупателя информация. Но однозначно не стоит навязывать человеку что-то одно, необходимо оставить право выбора. Человек сам решит, за что платить.
У меня дома есть и те и другие лампы: в подвале сберегающие, в кабинете – обычные лампочки Ильича. Как подсказывает мой опыт, люминесцентные предпочтительнее во дворе, на открытых участках, а внутри жилого помещения важнее свет высокой яркости, хорошего качества.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.