В конце апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, отменяющее введение социальных норм потребления коммунальных услуг по водоснабжению, отоплению и газоснабжению. Соцнорма потребления электроэнергии по-прежнему сохраняется.
Напомним, идея ввести нормирование коммунальных услуг была озвучена в 2012 году в одном из «майских указов» президента Владимира Путина – «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В нем глава государства поручил «разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее десяти лет». Цель – приблизить платежи населения за свет к реальным затратам и побудить граждан начать экономить электроэнергию.
Согласно придуманной схеме, население должно платить за определенный объем электроэнергии по спецтарифу, а за потребление сверх нормы – по более высокой цене. В рамках экспериментального нововведения разница между тарифами составит 30%, в дальнейшем она будет повышаться и доводиться до «экономически обоснованного уровня». Доплата за сверхнормативное потребление коснется тех, кто пользуется кондиционерами, теплыми полами, домашними саунами и другим энергозатратным оборудованием. Для каждого региона величина нормы должна быть определена руководителями субъектов РФ, которые должны будут установить ее таким образом, чтобы не менее 70% населения региона попадали в коридор соцнормы потребления электроэнергии. Пилотный проект стартовал в прошлом году в семи регионах, по всей стране соцнормы на электричество должны были заработать в 2016 году. Нормы потребления воды планировалось ввести по всей России с 2015 года.
Официальной причиной отказа от соцнорм названа недостаточная оснащенность потребителей приборами учета. По данным из открытых источников, по состоянию на июнь 2013 года оснащенность квартир и индивидуальных жилых домов индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды составляла 57,5%. При этом установка счетчиков в старых домах требует немалых расходов.
Другая причина, ради которой вводились социальные нормы, – сокращение перекрестного субсидирования: планировалось часть затрат переложить с предприятий на обеспеченных и неэкономных граждан. Но внезапно оказалось, что в сфере водоснабжения проблемы перекрестки нет. Как нет и дефицита самой воды. Так что и нормировать тут нечего. А как в сферах тепло- и газоснабжения собирались вводить соцнормы, вообще непонятно.
Возможно, еще одной причиной отказа от введения соцнорм стало опасение социального взрыва. По некоторым данным, после перехода на новую систему оплаты коммунальных услуг более чем у 30% домохозяйств плата за электричество выросла. Это не могло не вызвать недовольства. Кроме того, никакие нормы не защитят от ежегодного роста тарифов и, соответственно, увеличения затрат на оплату ЖКУ. Нельзя не учитывать, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в 2013 году повысились на 9,8% (в 2012-м – на 9,4%).
Тот, по чьей инициативе когда-то и вводились соцнормы, также высказался на днях по этой теме. «К этому эксперименту нужно относиться в высшей степени аккуратно. Если кто-то ставил перед собой цель ограничить нерациональное использование ресурсов, такая цель – во всяком случае, из того, что мы сегодня видим, – не достигается, – сказал Владимир Путин на встрече с активом Федерации независимых профсоюзов России. – На практике действительно, к сожалению, происходит скрытое или даже открытое повышение тарифов, поэтому спешить с расширением эксперимента не следует» (цитата по РИА «Новости»). По словам главы государства, необходимо избавляться от нерационального использования электроэнергии и воды, однако это необходимо сделать без спешки.
Социальную норму неправильно позиционировали с самого начала. Даже сами слова «норма», «социальная» звучат неприятно, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Поэтому проект изначально проиграл информационную кампанию. Кроме того, установление норм на воду и тепло безосновательно.
Что касается соцнормы на электричество, по мнению эксперта, эксперимент фактически провалился. Правительство свернуло тему, отдав нормирование этого ресурса на откуп губернаторам. Произошло это на фоне негативного восприятия и низкой оценки, когда к информационной кампании присоединились политические партии и объединения. «Губернаторы не будут снижать себе рейтинги даже при том условии, что цена вопроса – копейки. Хотя проведенные эксперименты показали, что проблемы кратного роста платежей нет, а влияние на бюджет потребителя не очень большое», – говорит Сергей Пикин.
Сергей Пикин Директор Фонда энергетического развития– Вместо попытки ввести нормирование необходимо было переходить к экономически обоснованным тарифам по всем видам энергоресурсов. А также вводить адресные субсидии для тех, кто в них нуждается. В этом случае были бы учтены все те эпизоды, которые сейчас обнаруживаются как неучтенные. А главное, с точки зрения администрирования процесса все просто: есть доход, есть расход, и если второй показатель больше первого на определенную величину в процентах, автоматически применяется субсидия. Разработать этот механизм несложно, но требуется определенная политическая воля.
Михаил Делягин Экономист– Идея социального нормирования потребления на заведомо недостаточном уровне, пролоббированная естественными монополиями как способ скрытого повышения тарифов, потерпела поражение, насколько это возможно в нынешней политической ситуации.
Это выдающаяся победа всех здравомыслящих элементов российского общества – от крайних протестантов до благонамеренных представителей «Единой России». Это победа национальных интересов над корпоративными и либеральными грабителями и разрушителями нашей страны, победа, осуществленная без беспорядков, без насилия и даже без пропагандистских кампаний – просто в силу спокойного и твердого выражения страной своего мнения по этому поводу.
В России формируется новый, русский тип демократии, в котором государство вынуждено учитывать даже не формализованные, но преобладающие в обществе мнения.