С одной стороны, опубликованные Saxo Bank прогнозы на 2021 год в силу их фантастичности больше напоминают предсказания и не представляют собой официальных рыночных прогнозов на 2021 год. А с другой, они предупреждают, что, оценивая вероятность наступления того или иного события как пренебрежимо малую, нельзя забывать, что самые крупные потрясения и события всегда оказываются наиболее неожиданными. Особенно актуально это в контексте внезапного коронавирусного кризиса этого года. В 2020 году мы увидели самое быстрое в истории падение и восстановление рынка. При этом балансы центральных банков и бюджетные дефициты раздувались беспрецедентными темпами. Таким образом, можно сделать не такое уж шокирующее предсказание: 2021 год заставит усомниться в том, будто можно бесконечно притворяться, что все в порядке, пусть даже рынки ориентируются именно на это.Куплю КипрСША и другие страны в 2021 году пойдут в наступление на монополии, возомнившие о себе слишком много. Наступающий год заставит информационных гигантов с опаской смотреть на правительства, которые считают, что те стали слишком могущественными и платят слишком мало налогов.
В 2021 году, видя растущую неприязнь со стороны чиновников, например, Amazon перенесет свою европейскую штаб-квартиру на Кипр. Там с распростертыми объятиями встречают гигантскую корпорацию и ее налоги, которые помогут стране снизить отношение долга к ВВП, сейчас составляющее почти 100%. Кипр помнит, как авторитарно обращался с ним Евросоюз во время кризиса суверенного долга 2010–2012 годов.
Консультанты, допустим, от Amazon «помогут» Кипру переписать его налоговый кодекс по образцу ирландского, только с еще более низкими ставками налога на прибыль и других налогов. И лидеры, и население страны только рады неожиданному притоку денег и снижению налогов.
Но европейские регуляторы быстро разберутся в происходящем и примут меры против, предположим, Amazon, заставив компанию сменить методы, а Кипр — привести налоговое законодательство в соответствие с другими странами ЕС.
Блокчейн уничтожит фейковые новости В 2021 году нарастающая угроза распространения дезинформации и подрыв доверия даже к хорошо известным новостным агентствам достигают критического уровня, требуя системной реакции. Крупные СМИ и социальные сети вынуждены принять новые меры против лжи и манипуляций в новостях.
Такие компании, как Twitter и Facebook, обильно инвестируют в разработку этих методов, причем их заботит прежде всего самосохранение, поскольку угроза внешнего регулирования в последние годы дошла до опасного уровня. Дезинформация о пандемии COVID-19, ничем не подкрепленные новости о том, что Интер РАО покупает «Юнипро» или «РусГидро», ложные доказательства подтасовок на выборах — все это в одночасье исчезнет. Реальность победит, а «эхо-камеры» потерпят поражение.
Цифровой юань«Цифровое средство электронных платежей» (DCEP) — это цифровая версия юаня (CNY), основанная на блокчейне. В 2019 году 80% всех платежей в Китае проводилось через WeChat Pay и AliPay. Народный банк Китая намеревается сделать следующий шаг и заодно повысить эффективность монетарных и фискальных мер за счет дальнейшего отказа от наличных денег и обеспечения финансовой инклюзивности.
Предоставление иностранцам полного доступа к китайским рынкам капитала ослабит главный аргумент иностранных инвесторов против использования юаня для торговли и инвестирования — сомнение в его ликвидности и в прямом доступе к их вложениям внутри Китая. В то же время стабильность китайской валюты и присущая технологии блокчейна прослеживаемость и контролируемость практически устранят риск оттока капитала и незаконного вывода средств из страны.
Новая китайская цифровая валюта спровоцирует тектонические сдвиги потоков капитала. Эта идея хорошо сочетается с принятой Китаем стратегией «двойной циркуляции», так как увеличивает прозрачность внутренних операций и стимулирует использование CNY во внешних, делая его заманчивой альтернативой доллару США. Цифровой юань будет по-прежнему считаться «необеспеченной валютой», но, с точки зрения Китая, это даже плюс, так как допускает отрицательные процентные ставки на «наличность» и облегчает таргетирование номинального ВВП.
Раскрытие китайского рынка капитала и создание валюты, конкурирующей с американским долларом за статус резервной, обеспечит рост внутреннего потребления, финансирование совершенно новой пенсионной системы и углубление рынка капитала страны.
Термоядерный реактор SPARC Миру срочно нужен прорыв в энергетике. И вот наступает 2021 год, и передовые системы искусственного интеллекта решают сложнейшие нелинейные задачи физики плазмы. Открывается путь к коммерческому использованию ядерного синтеза. Проект реактора SPARC, одобренный в 2020 году в MIT как обещающий удешевление термоядерной энергии, резко совершенствуется благодаря новым технологиям ИИ. Инженеры модифицируют конструкцию реактора, получая коэффициент усиления мощности порядка 20 — это самый грандиозный скачок в энергетике со времен создания первых ядерных реакторов. Более того, обильное государственное и частное финансирование позволит реализовать новую технологию за считанные годы.
Революционная термоядерная технология принесет человечеству энергетическое изобилие. Освоение термоядерной энергии устранит нехватку воды и пищи в мире благодаря опреснению морской воды и вертикальному сельскому хозяйству. Мы увидим мир дешевого транспорта, всеобщей роботизации и автоматизации, а нынешняя молодежь станет последним поколением, которому приходится работать по необходимости. Самое главное: энергия ядерного синтеза сделает практически каждую страну независимой в продовольственном и энергетическом отношении, обеспечит самое большое и быстрое в истории повышение уровня жизни.
Пустые городаПандемия COVID-19 лишь ускорила К-образное движение экономики, которое и без нее усиливало неравенство и рвало ткань социума. Угроза полного разрушения общества заставляет осознать, что меры, принятые в ответ на пандемию, были не просто панической реакцией, а началом новой эпохи безусловного базового дохода.
Безусловный базовый доход приведет к запустению больших городов Устранение лишних рабочих мест и переход на работу из дома, ставший более привычным из-за COVID-19, приближает загруженность городских офисов к нулю. Стремительно падают цены на коммерческую недвижимость, в том числе и на площади, занятые магазинами и ресторанами, которые ранее обслуживали офисных работников.
Введение ББД меняет также отношение к роли работы в жизни, так что многие молодые люди остаются жить там, где выросли. Тем временем и профессионалы, и малоквалифицированные работники в больших городах начинают увольняться, потому что предложение на рынке труда падает, а с ним и качество жизни; тесные квартиры в криминализованных районах теряют привлекательность.
Фонд гражданских технологий Победное шествие высоких технологий при поддержке принципов свободного рынка уже подрывает общественный договор и саму ткань социума; пандемия COVID-19 только ускорила эти тенденции. Если мы хотим избежать усиления несправедливости, политических конфликтов, массовых беспорядков и системных угроз, в 2021 году и далее нашему обществу придется найти новый путь экономической политики.
Потребуется совершенно новый подход к снижению неравенства, и речь вовсе не о поправках в налоговые кодексы. Создается Фонд гражданских технологий, который выделяет каждому человеку долю владения капитальными активами, причем дополнительные доли идут потерявшим работу, давая им, как и всем остальным, выгоду от роста производительности в цифровую эпоху. Эта политика «дивиденда на технический прогресс» направлена на снижение экономических и социальных трудностей тех, кто не смог получить финансовую выгоду от экономического прогресса последних лет. Она высвобождает гигантскую предпринимательскую энергию на индивидуальном и общественном уровне, так как миллионы людей получают в свое распоряжение время и силы, которые раньше тратили на монотонную и напряженную работу.
Спрос на солнечные батареи благоприятен для серебраС массовой вакцинацией от COVID-19 к середине 2021 года избыточная ликвидность и сверхмягкая экономическая политика задают высокий спрос на твердые активы. Растет спрос на серебро. Но больше всего цены на серебро тянет вверх быстро растущий спрос на его промышленное применение при изготовлении солнечных батарей. Более половины добываемого серебра представляет собой побочный продукт добычи цинка, свинца и меди; из-за этого добывающим компаниям трудно удовлетворить избыточный спрос.
Начинается реальная нехватка серебра на рынке, и это подрывает политическую поддержку администрацией Байдена инвестиций в солнечную энергетику, а также Европейское зеленое соглашение, программу Китая по достижению углеродной нейтральности к 2060 году и другие инициативы.
Взлет развивающихся и пограничных экономик В 2021 году экономисты обнаруживают, что темпы экономического роста во многих странах с пограничной и развивающейся экономикой в последние годы катастрофически недооценивались. Внимательный анализ показывает, что некоторые технологии могут обеспечивать там гораздо большее повышение производительности в частном секторе, чем наблюдается в последние десятилетия в развитых странах.
Во-первых, внедрение спутниковых систем раздачи интернета обрушит цены на связь и на порядок повысит скорости обмена данными. Первой здесь будет группировка Starlink от SpaceX — 1500 спутников к концу 2021 года. В выигрыше на развивающихся и пограничных рынках будут прежде всего эффективное образование и производительный бизнес. Во-вторых, уже сейчас идет революция финтеха и электронных банковских систем, давшая миллиардам людей доступ к цифровой экономике при помощи мобильных устройств.
Наконец, развитие беспилотников вместе с автоматизацией будет применяться и в сельском хозяйстве, повышая производительность труда в слаборазвитых сельских регионах по всему миру.
Стин Якобсен, директор по инвестициям Saxo Bank:Пандемия COVID-19 и трудный ход выборов в США приблизили то, что могло казаться далеким будущим, ускорили практически каждую социальную и техническую макротенденцию. Попросту говоря, произошедшее в 2020 году означает, что на 2021-й будущее уже наступило.
Банк
публикует подобные прогнозы уже 18 лет. Они привлекают внимание инвесторов не к основным трендам, хотя, несомненно, их учитывают, но к маловероятным событиям, которые могут оказать значительное влияние на финансовые рынки, если воплотятся в реальности.