Пандемия Covid-19 сильно ударила по регионам. Наиболее проблемными выглядят моногорода, часть из которых до пандемии становились историями успехов. В топ-рейтинг Фонда развития моногородов (ФРМ) группы ВЭБ.РФ по итогам 2019 года вошли такие города как татарские Набережные Челны и Нижнекамск, Тольятти, Первомайский Тульской области, Губкин Белгородской области, Кумертау Республики Башкортостан, Череповец Вологодской области, Костомукша Республики Карелия, Невинномысск Ставропольского края и Тутаев Ярославской области.
Рейтинг моногородов рассчитывается исходя из 17 показателей. Среди них качество и доступность инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства, оценка экономического положения в моногороде. Составляется рейтинг с 2016 года.
Невинномысск - растет бюджет, Тутаев - детям мороженоеНевинномысск Ставропольского края не в первый раз попадает в рейтинг ВЭБ, ситуация в нем действительно улучшилась, благодаря инвестиционным программам и созданию новых производств. С 2018 года инвестиции выросли на 40%. Консолидируемые доходы бюджета города в 2019 году выросли на 46% и составили 4 миллиарда рублей.
«Грязный унылый грустный серый город», так характеризует прошлый облик Невинномысска мэр города Михаил Миненков, герой России, воевавший на Северном Кавказе.
В вузах города прибавилось студентов, а раньше люди уезжали из города, рассказал Миненков на презентации рейтинга. Есть и проблемы, кроме пандемии. Несмотря на удобное расположение города недалеко от Ставропольской агломерации, «строительный рынок раскачать не удалось».
Не хуже выглядит и Тутаев из Ярославской области, где создан техпопарк, строится самая большая в Европе фабрика по производству мороженого.
«Моногорода сегодня — это прежде всего территории развития, потенциал которых не исчерпан. Многие из тех, кто сегодня вошёл в список лучших, уже неоднократно становились победителями. Все они реализуют программы развития, которые являются драйверами для экономики и повышения качества жизни граждан», - отметил, комментируя рейтинг моногородов, председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Один из ярких примеров - город Сатка в Челябинской области, который ставят в пример федеральным центрам по части благоустройства. Мэр Александр Глазков рапортует, что город создает рабочие места, открывает новые места для туризма, несмотря на пандемию. «В городе успели отметиться уличные художники со всего мира, а по качеству стрит-арта Сатка может поспорить с Москвой и Питером. В Сатке для улиц разрабатывают уникальный дизайн фонарных столбов, лавочек, остановок и даже светофоров», - характеризует город в «Живом Журнале» фотограф и блогер Илья Варламов.
Классический моногород Тольятти, образованный вокруг «АВТОВАЗа», некогда известный криминальными войнами, тоже меняется к лучшему. Средняя зарплата выросла в два раза и, хотя это всего 20000 рублей, даже на эти деньги можно жить относительно сносно. Свидетельство тому - приезд в Тольятти работников из бывших азиатских республик СССР.
Но в первую волну пандемии малый и средний бизнес в моногородах пострадал больше всего, отмечал в интервью ТАСС в мае этого года общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей моногородов Юрий Тебин.
Моногородам достанется меньшеПравда, местные власти в чем-то смогли помочь.
«В большинстве моногородов власти предоставляют отсрочки для бизнеса по уплате земельного налога и единого налога на вмененный доход. Многим малым предприятиям в моногородах сегодня удалось перепрофилировать производство и запустить пошив масок, а также производство антисептиков и защитных костюмов», - рассказывал Тебин.
Производить защитные средства в моногородах было позитивной идей, к тому же плюсом было то, что заболеваемость в них была ниже из-за структуры городского населения. При этом, учитывая закрытия тысяч малых и средних предприятий в пандемию, моногорода смогли выживать в этот период только благодаря федеральной поддержке, говорит Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ.
Ильина, которая сама принимала участие в чтении лекций для руководителей моногородов, отмечает наличие во многих из них «сильных управленцев». При этом, она констатирует, что несмотря на рейтинги, за год решить проблемы невозможно: «Проблемы моногородов острые и пандемия только обострила кризис». Она обращает внимание на то, что рейтинг касается 2019 года, то есть составлен до того, как Covid-19 смешал все планы.
Стоит отметить, что пандемия повлияла на бюджет фонда по развитию моногородов. Фонд развития моногородов теперь будет тратить меньше на развитие социальной инфраструктуры моногородов. На 2021–2023 годах субсидии будут сокращены на 10%. Впрочем, как отмечал «Коммерсант», проекты по софинсированию социальной инфраструктуры не были осуществлены и ранее.
Новая пост-пандемическая ситуация может стать для моногородов определенным благом. Здесь вдали от больших центров можно вполне разместить филиалы и региональные офисы банков и компаний на «удаленке».
Главное, что россияне ждут от любых городов как моно, так и «стерео», это улучшение качества жизни и эта проблема особенно остро чувствуется во времена пандемии. На первом месте, как выяснилось из
опубликованного исследования «Росгосстрах Жизнь», стоит качественная медицина. Именно ее вместе с крепким здоровьем поставили на первое место 70,4% респондентов. Эта категория оказалась важнее высокого уровня доходов и наличия собственного жилья.В моногородах ситуация с медицинским обслуживанием стоит достаточно остро. Известно, что, например, в Тольятти в первую волну пандемии ситуация в медицине была крайне сложной, в больницах не хватало коек, а деньги местным врачам собирали через Русфонд.
Однако, несмотря на проблемы, новая пост-пандемическая ситуация может стать для моногородов определенным благом. Здесь вдали от больших центров можно вполне разместить филиалы и региональные офисы банков и компаний на «удаленке». О подобном важном стимуле для развития моногородов писал задолго до пандемии заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков.
«Развитие таких форм занятости, требующее относительно небольших инвестиций, могло бы выручить многие проблемные города, но требует, во-первых, существенного улучшения статистики (пока эти формы в официальной статистике не отражены), а во-вторых, новых методов их стимулирования», - писал автор. Возможно, к этим советам следует прислушаться сегодня, чтобы статистика развития моногородов улучшалась не только в бумагах ответственных чиновников.
Братерский Александр