Фото: EPA/Vostock-photo Делегации из почти 200 стран согласовали новое глобальное соглашение на конференции ООН по климату (CОР26) в Глазго. СМИ отмечают, что очень многие страны считают достигнутые договоренности слишком слабыми, однако делегациям пришлось согласиться на такой вариант, так как возможности добиться более «мощного» текста не просматривалось.
Как сообщает Financial Times, в вопросе создания и регулирования углеродных рынков делегатам удалось «закрыть многие лазейки, о которых беспокоились эксперты». В то же время газета отмечает, что некоторые старые квоты, «имеющие сомнительную экологическую целостность», будут ограниченное время учитываться в системе торговли углеродными единицами.
Инициатива развивающихся стран о введении обязательного налога на углеродные квоты, доходы от которого пошли бы на финансирование адаптации к изменениям климата, тоже была подтянута к консенсусу. В итоговом пакте зафиксировано добровольное обязательство стран вносить взносы в соответствующий фонд.
В пакте «с глубоким сожалением» отмечается, что богатые страны не выполнили взятые на себя обязательства о выделении $100 млрд в год к 2020 году. «Настоятельно рекомендуется» не только достичь этой цели до 2025 года, но и ежегодно увеличивать объемы финансирования.
Я приношу свои извинения за то, как развернулся этот процесс, я глубоко сожалею. Я понимаю глубокое разочарование, но, вместе с тем, нам жизненно важно защитить этот пакт.
Алок Шарма, председатель конференции CОР26
Генсек ООН Антониу Гутерриш завил, что считает достигнутые договоренности недостаточными. Соглашение сформулировано значительно мягче, нежели планировалось изначально. В частности, в последний момент Индия настояла на модификации части соглашения, которая касается угля. Так, в финальной версии говорится о необходимости «постепенно сокращать» использование угля, тогда как первоначально планировалось призвать к тому, чтобы «прекратить» использовать этот энергоресурс.
Общественность встретила «Климатический пакт Глазго» без восторгов. Большинство оценок, высказанных политиками и эко-активистами со всего мира, простиралось в диапазоне от «слабого документа» до «титанического провала».
Перед утверждением результатов конференции, в ответ на заявления неудовлетворенных итогами переговоров стран, председатель конференции Алок Шарма сказал: «Я приношу свои извинения за то, как развернулся этот процесс, я глубоко сожалею. Я понимаю глубокое разочарование, но, вместе с тем, нам жизненно важно защитить этот пакт».
На этих словах его голос сбился, Шарма замолчал. Присутствующие в зале - уставшие, разочарованные, обеспокоенные - поддержали его продолжительными аплодисментами.
Опубликовано в еженедельной рассылке 15 ноября. Этот и другие материалы вы могли бы прочитать, подписавшись на email рассылку нашего сайта, которая выходит еженедельно.