Авторизация

 

Зачетный хайп с прогибом

Зачетный хайп с прогибом
Фотохост-агентство ТАСС
Во время работы Санкт-Петербургского международного экономического форума, который был главным событием прошедшей недели, на наш взгляд, был один сквозной сюжет, который с точки зрения своего развития, наилучшим образом характеризует положение дел в отечественной экономике.

Сюжет этот развивался в классической логике литературного произведения, где были завязка, кульминация и развязка. Первого июня, аккурат, накануне форума самый, на наш взгляд, инициативный член кабмина, г-н Белоусов в интервью телеканалу РБК сказал, что отечественные металлурги должны вернуть в казну 100 миллиардов рублей ($1,4 миллиарда) доходов через дополнительные налоговые изъятия.

По словам чиновника, компании одной из главных отраслей реального сектора на фоне пандемии коронавируса «нахлобучили» государство на 100 миллиардов рублей, в разы увеличив доходы, в том числе за счет роста цен на внутреннем рынке.

Мы посчитали, что нас, извините за это слово, металлурги нахлобучили, нас - государство, бюджет - в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 миллиардов рублей по году.

«Они» посчитали, он сказал и покатил в Питер, игнорируя реакцию металлургических компаний на свою очередную нездоровую инициативу. Самой корректной реакцией на высказывание Белоусова можно назвать фразу владельца НЛМК Владимира Лисина, который сказал: «Не чини то, что работает».

Казалось бы, можно было и болт забить на этот хайп с прогибом, который в моменте обрушил акции металлургов, но, видимо, уже по прибытии на берега Невы, Белоусов получил сверху сигнал «охолони», и продолжил развивать нездоровую полемику, стараясь хвостом вильнуть и сохранить лицо…

Оказалось, что по мнению первого вице-премьера, во всем виноват Китай, восстановление экономики которого происходит опережающими весь остальной мир темпами. По мнению чиновника, Китай генерирует такой спрос, что он чреват не просто разовой волной инфляционного давления, а системными ценовыми сдвигами на глобальном рынке.

«Я видел цифры, рост производства металлов за последнее время – 13%. У меня вопрос: куда это все девается вообще? 13 процентов! Это еще нигде восстановления-то такого нет ни в инвестициях, нигде. Такого вообще не было, наверное, последние лет двадцать или тридцать, я не знаю», - сказал Белоусов на сессии Петербургского международного экономического форума.

«Моя версия очень простая, она связана с асинхронностью восстановления. Китай пошел вверх, и они еще ускорили вот это восстановление накачкой потребительского спроса. Но потребление Китая – оно очень специфично по своей структуре. И мировые рынки начали подстраиваться под это потребление. И если это так, то мы имеем не просто инфляционную волну, а мы имеем переструктуризацию мировых цен на продовольствие, металлы и энергетику», - отметил первый вице-премьер.

В моменте, озвученная первым вице-премьером мысль, блеснула, но тут Владимир Владимирович тоном воспитателя попросил металлургов «не обижаться на Андрея Рэмовича».

«Что касается металлургов, то я прошу коллег, я их всех знаю поименно, мы с ними знакомы много лет, не обижаться на Андрея Рэмовича. Он в таком запале дискуссионном может быть высказался несколько резковато, но дело в чем – дело в том, что конъюнктура рынка изменилась, и эта отрасль начала получать сверхдоходы, это очевидная вещь», – констатировал президент.

Но это не точка в этом сюжете. Если посмотреть не на сам инцидент, а на суть притязаний с нахлобучиванием, то после довольно скромного для отрасли 2019 года и провала первой половины 2020 года цены на сталь начали восстанавливаться лишь во второй половине 2020 года и сильно растут в текущем году. Не вполне понятно, когда металлурги успели «нахлобучить» государство на 100 млрд руб. Тем более, что речь идет о разнице в ценах по госзаказам, госконтрактам и нацпроектам, по которым должны были действовать долгосрочные соглашения и по которым металлурги предлагают скидки в 30% на поставку своей продукции.

Если выбрать классический способ борьбы против разрыва между внутренними и мировыми ценами - экспортную пошлину либо модифицированную экспортную пошлину, такую как демпфер - это может навредить конкуренции металлургов на внешних рынках, считает Белоусов. По его мнению лучше повысить НДПИ, через который удобно изымать средства у производителей, причем вне зависимости от их финансового результата. Но, господа, повышение налоговой нагрузки не приводит к снижению цен. Это – факт.

К тому же, мировые цены на сталь скоро снизятся сами, поскольку в мире сохраняются избыточные сталелитейные мощности, на треть превышающие объемы потребления. Как бы за скобками остается циклический характер отрасли, где прибыль год к году то растет, то падает. И игнорируется тот факт, что в скором будущем отрасли придется пройти через новый большой модернизационный цикл для радикального снижения выбросов СО2, который потребует больших инвестиций.

Дело тут совсем в другом. C 2021 года власти в попытке пополнить ослабленную коронавирусом казну увеличили в 3,5 раза сборы за добычу полезных ископаемых для металлургии и удобрений, ожидая поступлений в 56 миллиардов рублей в год. Отраслевое лобби Русская сталь, объединяющее представителей черной металлургии, сообщило, что за счет благоприятной конъюнктуры компании в 2021 году увеличат налоговые платежи на 250 миллиардов рублей к прошлому году. В первом полугодии объем производства вырос на 5% при находящихся на максимуме последних лет ценах и спросе, при этом налоговые платежи черной металлургии в январе-июне вырастут почти вдвое до более 200 миллиардов рублей, пишет Русская сталь. Компании сектора также увеличивают инвестиции до 300 миллиардов рублей в текущем году - максимального за последние 20 лет уровня, отмечает лобби.

И получается, что не получается. Видимо, цены тут – только повод, а есть желание изъять в бюджет часть доходов от удачной конъюнктуры этого года, а по скидкам решать отдельно. То, что благодаря росту доходов, металлурги заплатят больше налогов, это само собой. Государство могло бы ввести временные повышенные экспортные пошлины, чтобы сбалансировать внутренний рынок и снизить на нем цены. Однако оно не хочет снижать объемы экспорта и экспортной валютной выручки. Так что цены тут, однозначно, не главное.

Этот и другие материалы вы могли бы прочитать, подписавшись, на email рассылку нашего сайта, которая выходит еженедельно, по пятницам.
рейтинг: 
Оставить комментарий