Происходящее сейчас в России напоминает съемки сиквела «12 обезьян». Вот только снимается он в режиме реалити-шоу и я не запасся попкорном. Непонятного в происходящем много, но реальный и живой вопрос — это почему наши власти называют энергопереход и достижение углеродной нейтральности ключевой возможностью ускорить развитие экономики и повысить качество жизни людей? Новая промышленная революция? Это да. Но, господа, заведите себе гуся и ему рассказывайте о том, как «как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной»... Как позеленел Магнитогорск после подписания Россией Парижского соглашения! Как похорошел Челябинск! Насколько легко после зеленых инвестиций дышится в Дзержинске! Российская нефть — самая зеленая нефть в мире. И даже местами голубая. Ее после 2035 года пить можно будет.
Есть страны развитые, развивающиеся и недоразвитые. Притом что российский рынок относится к рынкам развивающихся стран, Россия сегодня — страна недоразвитая, точнее, страна недоразвитых и упущенных возможностей. Судите сами. Основным препятствием для движения в направлении высокой экологичности конкретно в России «главный по климату» в стране человек — спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс — считает слишком низкую энергоэффективность всей экономики. Он посчитал и выяснил, что она все еще на 40% ниже среднемирового показателя. И как раз повышение энергоэффективности, по его словам, и есть путь к «зеленому росту», что, в свою очередь, соответствует национальным интересам России.
Если рассматривать проекты с точки зрения экологической отдачи на каждый вложенный в них доллар, то развитие ВИЭ в Европе не так эффективно, как повышение энергоэффективности и сохранение лесов в развивающихся странах.
Господа, ничего не вырастет на брусчатке, сколько ты ее ни поливай золотым дождем. Знаний зерно, свет науки, золотая голова, золотые руки… Это то, что у нас было, как здрасьте, в обиходе. А теперь у нас золотые только унитазы у гаишников.
Было же и время, и деньги даже на это были. И закон федеральный приняли, и забубнили мы энергоэффективность, заболтали и профукали. Формализовали ворох бумаг под копирку и слили тему.
«Если мы всерьез хотим, чтобы наша экономика росла темпами роста выше среднемировых, чтобы росли пенсии и зарплаты бюджетников, чтобы государство реализовывало все свои функции в области безопасности, то есть один путь — он называется зеленый», — объяснил свою позицию Чубайс с трибуны климатического саммита Net Zer. К слову, замначальника экспертного управления президента РФ и шерпа России в G20 Светлана Лукаш на том же саммите сказала, что если рассматривать проекты с точки зрения экологической отдачи на каждый вложенный в них доллар, то развитие ВИЭ в Европе не так эффективно, как повышение энергоэффективности и сохранение лесов в развивающихся странах.
Ладно, проехали. У нас уже новая страница развития. У нас появляются климатические союзы, партнерства, ассоциации, зеленые департаменты в министерствах. Понятное дело, что скоро появятся специальные зеленые чиновники рангов от федерального до муниципального, другие, дополнительные и специальные, зеленые бюджетники, ну а потом, наверное, уже и зеленые человечки.
Российская нефть — самая зеленая нефть в мире. И даже местами голубая. Ее после 2035 года пить можно будет.
Что касается заданного Чубайсом вопроса «всерьез ли мы хотим», то мы отвечаем однозначно: очень хотим. Хотим, чтобы росли пенсии и зарплаты причем не только у бюджетников, но и у тех, кто работает на производствах. При этом мы не просто этого хотим, но и понимаем: чтобы так было, в России должны развиваться бизнес и свободное предпринимательство, а не только госкорпорации. И мы для этого готовы идти за горизонт по бездорожью или даже, как предлагает Чубайс, по зеленому пути. Мы дойдем. Даже если нам по колено будет или даже выше.
*
Опубликовано в журнале Energypolis (октябрь 2021).