Авторизация

 

ПТУ: перезагрузка

ПТУ: перезагрузка
Процесс разработки, внедрения и эксплуатации автоматических измерительных систем и технически сложных установок, как и любого другого высокотехнологичного оборудования, зачастую, и уже традиционно порождает дополнительную проблему человеческого фактора.

Подготовка квалифицированного персонала для работы на производстве – традиционный вопрос дискуссий и острая проблема профессионального образования в России. Сколько людей – столько и мнений. Свое видение решений, которые способны изменить ситуацию в беседе с Enerlypolis высказал Михаил Сулима, глава Ассоциации производителей автоматических измерительных систем.



— Профориентация на самых ранних этапах образования, на уровне средней школы — это ключевой момент успеха всей последующей подготовки технических специалистов. По моему мнению, отсутствие механизма профориентации оказывает колоссальное негативное влияние на систему образования и уровень подготовки специалистов в целом. Большинство первокурсников вузов или колледжей из-за отсутствия профориентации не имеют конкретного запроса к учебному заведению и, естественно, получают общие сведения в рамках учебного без какой-либо обратной связи со стороны практики, производства, и реального применения знаний.

— Но, Михаил, если уже на этапе поступления абитуриенты определяются с выбором дальнейшего пути, как влияет система образования на такую группу будущих технических специалистов?
— К сожалению, в большинстве случаев наша система образования, по сути, мешает их образованию, потому что устарела сама концепция подготовки специалистов. Проведя опрос на промышленных предприятиях, мы выяснили, что вновь поступивший на работу специалист не готов к выполнению своих обязательств и нуждается в переподготовке. Это значительно снижает общую эффективность работы самих предприятий, поскольку возникает необходимость за счет собственного бюджета повышать квалификацию этих кадров. Помимо этого в странном положении оказывается и сам молодой специалист, поступивший на работу и считавший себя готовым к работе после вуза.

— Как вы предлагаете решить эту проблему?
— Мы предлагаем два решения на основании положительного опыта в мировой практике, который с успехом применяется в технологически развитых странах. Во-первых, в учебных заведениях, заинтересованных в собственном престиже и востребованности, мы создаем горизонтальные, самоорганизованные исследовательские секции, состоящие из пяти человек, по поиску и администрированию направлений обучения специалистов. Секции формируются из числа студентов вуза.
Во-вторых, секции начинают проводить опрос среди реальных предприятий и выявлять потребности в решении тех или иных задач. Параллельно с этим, изучают запросы и тренды фактического рынка труда. Кроме того, участники секций ведут переговоры со специалистами из реальных компаний по будущему участию в студенческих проектах на волонтёрской основе в качестве наставников или координаторов.
В-третьих, на основании анализа собранных данных исследовательские секции выдвигают на конкурс свои предположения о востребованности или актуальности тех или иных специалистов. На конкурсе оцениваются и выбираются наиболее интересные направления, а секции-победители разрабатывают проекты для привлечения всех заинтересованных студентов.
Таким образом, ежегодно организовывая в учебных заведениях подобные конкурсы, например, для студентов четвертых курсов, к выпуску мы получим действительно высокоспециализированных специалистов.

— А как, на ваш взгляд, можно подготовить студентов к работе на реальных предприятиях, заранее сформировав необходимые для работы навыки?
— В СССР во время летних каникул у студентов было обязательно прохождение производственной практики. Безусловно, многие вспомнят, что часто практиканты были ни кому не интересны на предприятиях и в ряде случаев это вообще было формальностью, но такая система отчасти решала кадровую проблему. Сейчас данный институт адаптации полностью разрушен, поскольку на большинство технологических производств не относится к государственным и на такие предприятия сложно и бессмысленно влиять в принудительном порядке.

— Какой же выход из этого безвыходного положения предлагаете вы?
— Стажировка для студентов технических специальностей на взаимовыгодных для всех сторон условиях. Учебное заведение – студент – предприятие. Три заинтересованные стороны. Надо договариваться. Прежде всего, надо исключить обязанность студентов ежедневно присутствовать на занятиях в учебных заведениях. Не будет никакой потребности в бесполезном, неэффективном принуждении студентов работать в рамках своих проектных групп над определенными задачами. Нужен результат, а не процесс – это раз.
Освободившееся время студенты смогут проводить на неоплачиваемой стажировке в компаниях. В свою очередь, компании получат дополнительные рабочие руки, которых всегда не хватает – это два и три. И что мы получаем в результате этого взаимодействия? В процессе стажировки студенты приобретают понимание рабочих процессов и механизмов работы компаний, и по окончании обучения будут иметь начальный производственный опыт и рекомендации, запрашиваемые всеми работодателями.
Одновременно с этим, студенты, которые во время стажировки понимают, что выбрали не ту профессию или сферу деятельности, смогут без последствий и психологических травм изменить направление профессиональной подготовки.

— Что, по вашему мнению, еще влияет на дальнейшее развитие навыков и уровня компетенции технических специалистов?
— Препятствия при адаптации молодых специалистов на предприятии. К сожалению, в обществе практикуется открытое недоброжелательное отношение старшего поколения коллег к молодым специалистам. В свою очередь, в западной практике настоящим ценным авторитетным специалистом считается только тот сотрудник, который способен и стремится передать свой опыт следующим поколениям.
Выбор технической специальности в качестве профессионального пути означает готовность к непрерывному саморазвитию и повышению своего уровня. Особенно это касается специалистов автоматических систем – трендах современной промышленности и экономики. Стремительное развитие вычислительных и аналитических технологий требует максимальной концентрации на постоянном обучении и расширении собственного кругозора.

Беседовала Мария Козлова.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.