Корпоративный энергетический университет (КЭУ), имея все необходимые лицензии и государственную аккредитацию, является сам по себе уникальным учебным заведением. Об особенностях работы университета журналу «Энергополис» рассказал доктор экономических наук, генеральный директор КЭУ Сергей Мищеряков
Корпоративный энергетический университет является адекватным ответом на процессы, проходящие в системе профессионального образования страны начиная с 2000 года.
Не находясь в собственности ни одной из энергетических компаний, руководимый Министерством энергетики и энергетическими компаниями с большой долей государства в активах, Корпоративный энергетический университет является хрестоматийным примером государственно-частного партнерства в образовании, то есть примером организационных инноваций. Но этим инновации у нас не заканчиваются. По содержанию инновационными являются направления обучения в областях обеспечения энергоэффективности (от повышения квалификации до профессиональной переподготовки), парогазовых и нанотехнологий в энергетике, управления реактивной мощностью в сетях, внедрения федеральной контрактной системы, новых направлений в области теплоснабжения и многих других. По формам организации учебного процесса можно выделить инновационные направления, связанные с дистанционным обучением: дистанционный доступ к тренажерам, видеоконференции, интернет-класс и блочно-модульный принцип построения всех наших программ. Особенно примечательна последняя из названных инноваций. У нас слушатель в рамках одного из аккредитованных направлений может в течение года-двух набирать себе (со скидкой) курсы, модули – образовательные кредиты, которые дают ему право после подготовки и защиты квалификационной работы претендовать на получение диплома о профессиональной переподготовке. Эта форма позволяет гибко формировать программу обучения, то есть полнее и точнее соответствовать запросам заказчика.
Основным является направление обеспечения надежного снабжения потребителя тепловой и электрической энергией и безаварийной и безопасной эксплуатации энергетического оборудования путем формирования и развития отраслевой производственной культуры, совокупности материальных и духовных ценностей, компетенций, норм, способов и приемов производственной деятельности. В рамках этого основного направления мы реализуем лицензированные и аккредитованные программы в следующих областях: управление технологическими процессами ТЭС, электроэнергетических сетей и систем; автоматизация технологических процессов и производств; обеспечение надежности профессиональной деятельности персонала; энергоэффективность и энергосбережение; управление персоналом; менеджмент организации; экономика и управление на предприятии; финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Кроме того, существуют такие программы, как тренажерная подготовка; предэкзаменационная и предаттестационная подготовка; рынки электроэнергии и мощности, сервисных услуг и финансовых инструментов; системы менеджмента качества; управление строительством энергетических объектов; инновационные технологии и управление инновационными проектами; соревнования профессионального мастерства.
Наши отличительные признаки – это активная работа с профильными министерствами и ведомствами и ведущими энергокомпаниями; профессиональный состав преподавателей и консультантов, имеющих большой практический опыт работы в энергетике; современные инновационные формы и методы обучения слушателей; развитая система региональных учебных центров; широкий спектр направлений подготовки персонала; современная учебная и производственная база; квалифицированные сотрудники. Это дает нам возможность и право с оптимизмом смотреть в будущее и эффективно работать на это будущее.
Сегодня многие компании готовят молодых специалистов в собственных учебных центрах. Причин этому, на мой взгляд, по крайней мере три. Во-первых, в период кризиса 2008–2009 годов самым простым ответом на потерю ликвидности компаний был ответ, связанный с персоналом: «оптимизация» численности, сворачивание социальных программ и уменьшение бюджетов на обучение. Внутрифирменное обучение и наставничество, по Закону «Об образовании» профессиональная подготовка, наилучшим образом отвечали потребностям компаний в период выживания. Инерционные явления сохраняются в 2010–2011 годах.
Во-вторых, системный кризис образования привел к разрушению системы государственного дополнительного профессионального образования (ПТУ, техникумы, институты повышения квалификации). Остались в работоспособном состоянии учебные центры (для подготовки специалистов) и учебные комбинаты (для подготовки рабочих), принадлежащие крупным компаниям. При этом необходимо заметить, что в свое время курс, взятый на всемерное их развитие (организационное, методическое, материальное) и трансформирование в корпоративные университеты, оказался правильным. В-третьих, собственные учебные центры гибко и достаточно профессионально реагируют на постоянно меняющиеся потребности компаний. Я глубоко убежден, что в области профессионального обучения, «тонкой настройки» специалистов будущее за корпоративной системой подготовки.