Испанский винодел Мигель Торрес рассказал журналу «Энергополис», как его компания борется с глобальным потеплением и сколько лет у него ушло на то, чтобы пообедать со всеми своими рабочими.
Торрес – популярная в Испании фамилия. Есть футболист Фернандо Торрес, который этот сезон проводит в «Челси», и есть президент винодельческой компании Miguel Torres Мигель Торрес, которого в Испании величают «королем Испании», «тихим революционером» и «испанским винным чемпионом». Не кто-то другой, а именно он определил вектор развития виноделия двух винодельческих супердержав, Испании и Чили.
Мигель Торрес – винодел в четвертом поколении. Основателем компании был прадед нынешнего президента, который сделал ставку на сухие вина в регионе Пенедес – родине дома Miguel Torres, который известен в первую очередь своими игристыми винами – кавой. У прадеда не очень получилось с сухими винами. Скорее то, что производилось под маркой винного дома Торрес в те годы, было простое столовое вино. Так продолжалось до тех пор, пока не пришло время возвращаться домой после окончания университета младшему сыну главы компании и правнуку ее основателя, получавшему винодельческое образование во Франции, 21-летнему Мигелю. Его отцу уже нужен был достойный преемник, но старший сын решил заняться другим бизнесом, и выбор пал на него. Так произошла первая в его жизни, как ему кажется до сих пор, случайность, предопределившая судьбу.
Первое решение, которое принял правнук, – делать высококачественное вино. Для этого предложил отцу завести собственные виноградники.
«У нас с отцом было много разногласий, но в одном мы всегда совпадали: не заниматься кавой. Это другой бизнес, и есть компании, которые делают его очень хорошо», – говорит Торрес.
К тому времени у семьи Торрес уже не было виноградников: отец Мигеля продал их перед самой гражданской войной. И, как оказалось, принял очень верное решение, потому что победившие франкисты конфисковали частные землевладения. Но, чтобы производить качественные сухие вина, нужно было сначала экспериментальным путем установить, какие международные сорта винограда лучше всего подойдут для почвы и климата Пенедеса. Торресы купили землю и высадили около пятидесяти разновидностей виноградных лоз – из Франции, Германии, Италии, – чтобы увидеть результат. В 1966 году они приобрели хозяйство Mas La Plana и решили высадить там каберне-совиньон. Плюс надо было поменять психологию фермеров, в культуре которых было производить виноград для кавы, то есть с высокой урожайностью, c большой кислотностью, малым содержанием сахара…
«Нам потребовалось много лет, чтобы поменять их менталитет, – рассказывает Торрес. – Но через четыре года, когда мы получили первый урожай каберне-совиньон, мы убедились, что это лучший вариант для нас».
Поворотный момент для вин Miguel Torres случился в 1979 году на винной олимпиаде в Париже, организованной ресторанным гидом GaultMillau. Toгда вино Mas La Plana опередило в слепой дегустации великие лейблы Chateau Latour, Chateau Haut-Brion и другие. Впервые мир увидел, что Испания может производить отличные вина. В том же году Miguel Torres первой из европейских винодельческих компаний купила виноградники в Латинской Америке, в Чили. И тоже добилась там замечательных успехов: чилийские вина Miguel Torres получают высшие оценки профессиональных изданий. Торрес – человек, который изменил имидж испанских вин во всем мире, доказал, что Испания может делать не только простые столовые, но и великие вина.
Президент дома Miguel Torres – настоящий подвижник: ему недостаточно просто делать хорошие и даже великие вина, он ставит перед собой вселенские задачи. Например, борьба с глобальным потеплением.
«Лоза очень чувствительна к температуре, – объясняет Торрес. – Если в течение ближайших двадцати лет средняя температура поднимется, скажем, на два градуса, морковь или шпинат будут по-прежнему расти. А вот лоза изменится. И это радикально поменяет европейскую карту винных апелласьонов. Виноделам придется решать, что делать: уходить из этого бизнеса или менять сорта винограда. Но это будут уже другие вина! Поэтому я уверен, что виноделам надо бороться с глобальным потеплением, надо убеждать людей производить меньше СО2».
На главной винодельне Miguel Torres установлены солнечные батареи (которые обеспечивают 50% потребностей в горячей воде), сам президент компании ездит на гибридной Toyota Prius… Но одновременно Торрес практически готовится к тому, что климат изменится: экспериментирует с сортами винограда, которые любят жару (турригой насьональ, мурведром), покупает земельные участки в горах…
«Преимущества Каталонии в том, что мы находимся рядом с Пиренеями, – рассказывает Торрес. – А температура воздуха падает по мере набора высоты: на каждых 100 м она снижается на 1 градус. Мы десять лет назад начали высаживать лозы в предгорьях Пиренеев – на высоте 950 м и уже производим там отличное пино нуар, шардоне. А теперь мы купили землю на высоте 2000 м. На такой высоте вы по-прежнему не можете выращивать виноград – зимой он вымерзает, но это на будущее. В Чили мы также расширяем наши земельные владения, но, к счастью, в Южном полушарии температура повышается медленнее, чем в Северном. И Антарктика сохраняет свой лед, а 85% мировых запасов льда находится именно там».
Перед началом саммита по климатическим изменениям в Копенгагене Торрес пригласил 400 видных экологов к себе в Каталонию, чтобы показать, как борется с глобальным потеплением его компания.
Другое направление «общественной» работы Торреса – возрождение оригинальных каталонских сортов винограда – до нашествия филлоксеры их насчитывалось больше пятидесяти. (Торрес не афиширует свой патриотизм, но рабочий язык в компании Miguel Torres не испанский, а каталонский). Крестьяне предупреждены: если они находят у себя на участке незнакомый им виноград, надо предупредить об этом Торресов. «Мы возродили уже более тридцати каталонских сортов, – рассказывает президент Miguel Torres. – Если их высадить на правильную почву, можно получить прекрасные вина. Теоретически из любого сорта винограда можно делать прекрасное вино».
По правилам компании в возрасте семидесяти лет (именно столько стукнуло Мигелю Торресу в 2011 году) президент должен уйти в отставку. Кто же станет наследником великого Мигеля на этом посту?
У Мигеля Торреса трое детей. Сын Михаэль – директор чилийского подразделения Miguel Torres. Младшая дочь Мирейя – дипломированный энолог, она является техническим директором компании. Старшая дочь Ана – пластический хирург.
Для разрешения проблемы семья Торрес наняла консультантов и разработала схему, которой позавидовала бы и королевская семья Великобритании. Семейный совет (состоящий из представителей четырех поколений семьи Торрес и приглашенных лиц) разработал протокол передачи правления. Согласно протоколу, любой член семьи, имеющий намерение работать в компании, должен обладать университетским дипломом и опытом работы вне компании не менее трех лет. Участие супругов членов семьи в бизнесе не приветствуется; исключение составляет только жена Мигеля-старшего – Вальтрод, управляющая Фондом Торрес, созданным в 1986 году для поддержки нуждающихся и охраны природы. Протокол содержит массу деталей вплоть до определения количества бесплатных бутылок вина, которое члены семьи могут позволить себе в год, а также возможности летать бизнес-классом.
Быть Торресом нелегко. Как и члены королевской семьи, четвертое поколение Торресов не позволяет себе расслабляться на публике. Кого же выберет Мигель? Если они и знают, они этого не говорят.
«Семья значит для меня очень многое, – продолжает винодел. – Мы семейная компания, и главная наша миссия – оставаться семьей. Посмотрите, как много семейных компаний в винном бизнесе (да и не только) выходило на фондовый рынок, радикально менялось и исчезало. Мы останемся семейной компанией и будем прививать следующим поколениям эти же ценности, сохраняя политику реинвестирования 95% нашей прибыли, заботясь о наших людях и достойно оплачивая их труд».
Вино, которое покоряет сердца, вино, которое срывает аплодисменты опытных дегустаторов, вино, которое заставляет говорить о себе, не рождается само. За каждым шедевром стоит художник, в каждом вине чувствуется стиль и талант его создателя.
Приблизительно раз в три года в компании Miguel Torres проводится 360-градусная оценка сотрудников: каждый дает оценку каждому, с кем ему приходится работать – и начальнику, и подчиненному. «Думаю, что я стал немного лучше, – отвечает Торрес на мой вопрос, хороший ли он босс. – Но я люблю, чтобы все было сделано настолько хорошо, насколько это возможно. А этого иногда сложно добиться».
«Каждый месяц я приглашаю на обед десять рабочих из компании, мы садимся в столовой, я рассказываю им о компании, они задают мне вопросы, я – им. Чтобы повстречаться со всеми, мне потребовалось три года. Один раз я уже это проделал, теперь мы начали второй круг».
Торрес – это традиции и новаторство. Торрес – это дух испанского виноделия.