В мировой практике государственно-частное партнерство (ГЧП) рассматривают как ключевой механизм для привлечения частных компаний в проекты модернизации инфраструктуры. Энергетическая отрасль относится к инфраструктурным и стратегическим направлениям экономики любой страны. Энергетическая политика государства независимо от избранного им экономического курса и текущей экономической ситуации так или иначе предусматривает построение партнерских отношений между государством и частным бизнесом таким образом, чтобы интересы обоих партнеров были удовлетворены, что как раз и лежит в основе ГЧП.
Из существующих в настоящий момент в России механизмов ГЧП в части применения насосного оборудования можно в первую очередь назвать концессионные соглашения. Под концессией в данном случае понимается механизм привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По мнению экспертов компании ВИЛО РУС, в настоящее время интерес к концессии часто сводится к осваиванию уже имеющихся денег (инвестиции, бюджетные средства, МБРР, ЕБРР), что с точки зрения эффективности не всегда верно. Более же эффективная стратегия предполагает использование механизмов энергосервиса, системы «try and buy» («попробуй и купи», которая подразумевает принятие решения о покупке после эксплуатации оборудования в течение определенного срока) и прочих предложений с последующей эксплуатацией.
Если говорить о применении энергоэффективного насосного оборудования с точки зрения реального инструмента успешной реализации энергосервисных контрактов, то здесь толчком к активным действиям для участников рынка может послужить рост тарифов на энергоносители и тот факт, что в большинстве случаев на объектах ЖКХ функционирует морально устаревшее оборудование.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности: расход энергии в нашей стране, по оценкам экспертов, в полтора раза выше, чем в странах ЕС. Потенциал, на котором можно снизить энергопотребление, может быть реализован практически где угодно: в жилищном секторе, где, по данным фонда «Институт экономики города», кроется до четверти годовых энергоресурсов страны, до крупных промышленных предприятий, где, проводя энергосберегающие мероприятия и применяя современное оборудование, можно в разы снизить энергопотребление. Например, насосное, которое является одним из крупнейших потребителей электроэнергии. Так, насосы, работающие практически во всех инженерных системах здания – системах тепло- и холодоснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации – потребляют около 20% всей производимой энергии. Замена старого насосного оборудования на новое позволяет сэкономить до 80% электроэнергии, а значит, существенно снизить энергопотребление.
Для получения максимального эффекта от модернизации необходимо пройти три этапа. Первый – качественный и грамотный энергоаудит объекта в целом и насосного оборудования в частности; затем – устранение выявленных недостатков систем, в которых используется насосное оборудование; и только на завершающем этапе – подбор современного оборудования. Применение новейших разработок, например высокоэффективных насосов Wilo-Stratos GIGA, позволяет снизить энергопотребление до 70% по сравнению со стандартными (нерегулируемыми) циркуляционными насосами.
Для реализации приведенных этапов, несомненно, требуются финансовые вложения. В этих условиях энергосервисный контракт, когда компания реализует мероприятия либо за свой счет, либо за счет кредитных ресурсов, а оплату за свои услуги получает из полученной экономии, является одним из наиболее рациональных и эффективных решений вопроса.
Необходимость модернизации и внесения изменений в существующую систему функционирования сектора ЖКХ очевидна как для собственников жилья и управляющих компаний, так и для государственных органов, регулирующих данные процессы. Снижение потребления тепловых ресурсов, электроэнергии и воды сегодня является одной из приоритетных задач для участников рынка. Однако без привлечения внебюджетных источников финансирования ремонтировать дома, оснащать их приборами учета, реконструировать и обновлять инженерные системы практически невозможно.
ПРИМЕРВ качестве примера рассмотрим проект модернизации котельных в Нижнем Новгороде. В рамках энергосервисного договора в течение 2013 года в Нижнем Новгороде было реконструировано 16 котельных, находящихся на балансе «Теплоэнерго» и обслуживающих в общей сложности свыше 70 тыс. жителей.
По словам генерального директора ОАО «Теплоэнерго» Владимира Колушова, сопоставимых по масштабам и сложности проектов в сфере ЖКХ на сегодняшний день в России нет. К началу нового отопительного сезона была произведена полная замена устаревшего оборудования на 16 котельных, срок службы которых превышал 30 лет, а самая старая из них была и вовсе запущена в эксплуатацию в 1940 году. Изношенное оборудование требовало высоких затрат на ремонт и эксплуатацию – кое-где себестоимость производства тепла даже превышала конечный тариф. Старые паровые котлы не могли обеспечить соблюдения температурных графиков, в ряде котельных отсутствовала возможность подключения новых потребителей. Все это, безусловно, не лучшим образом сказывалось на качестве теплоснабжения. В эффективности от реализации энергосервисного контракта можно не сомневаться уже сейчас: КПД модернизированных котельных вырос до 92% (до реконструкции он составлял 60–80%), расход топлива сократился на 15–25%. Новое оборудование позволяет минимизировать возможность возникновения аварийных ситуаций и уменьшает количество выбросов в атмосферу, улучшая экологическую ситуацию в городе. Еще одним немаловажным плюсом подобной модернизации является тот факт, что для реконструкции объектов ОАО «Теплоэнерго» не пришлось ни привлекать кредиты, ни вкладывать собственные средства. Энергосервисная компания, инвестировавшая в реконструкцию нижегородских котельных порядка миллиарда рублей, – ООО «ГПБ-Энергоэффект» – окупает свои затраты за счет экономии, возни-кающей при эксплуатации модерни-зированных котельных, которая со-ставит порядка 300 млн рублей в год. Это означает, что инвестиции, при-влеченные в рамках энергосервисного контракта, не будут заложены в тариф и, как следствие, не скажутся на росте цен за тепло для потребителей.
(Источник: www.gpb-ee.ru).
Николай СамойловДиректор сегмента «Промышленность», ООО ВИЛО РУСНа сегодняшний день практика заключения энергосервисных контрактов, к сожалению, ничтожно мала. Несмотря на это, возможность для их успешной реализации в области применения насосного оборудования как для инвесторов, так и для потребителей есть. Обязательным должно быть устранение недостатков инженерных систем (разбалансировки, утечки и т.д.) путем энергетического обследования. Без этого инвестиции даже в самое современное оборудование могут оказаться бессмысленными.
Эксперты нашей компании определили три этапа, которые помогают достичь максимального эффекта в экономии электроэнергии при использовании насосного оборудования. Во-первых, это качественное проведение энергоаудита, который предполагает инструментальное изучение фактических параметров работы насоса (подача, напор, КПД, потребляемая мощность) и сравнение их с паспортными данными, выявление фактического диапазона работы с учетом потребностей системы, анализа работы насоса и выявление недостатков. Во-вторых, это приведение в порядок систем, в которых используется насосное оборудование. В-третьих, это подбор высокоэффективного оборудования с учетом фактического режима работы системы после устранения всех недостатков.
Для оптимизации процессов энергосервиса важно, чтобы все три стороны четко понимали принципы работы оборудования. Для этого в схеме не только нужно учитывать риски инвестора, заказчика или исполнителя, но и должен присутствовать производитель, в свою очередь заинтересованный в том, чтобы повышать осведомленность всех вышеуказанных групп. Мы, например, регулярно проводим семинары по работе насосных агрегатов и методике их обследования. Также наши специалисты оказывают помощь при проведении обследований насосного оборудования непосредственно на объекте, выполнении расчетов и подготовке заключений.