МРСК Центра при поддержке региональных властей активизирует работу с крупными неплательщиками.Проблема ухудшения платежной дисциплины потребителей электроэнергии и услуг по ее передаче в связи с текущей макроэкономической ситуацией в последние месяцы становится все более острой. Объемы задолженности увеличиваются, и это вызывает обеспокоенность у предприятий отрасли, так как может оказать негативное влияние на реализацию их инвестиционных программ и в итоге на качество и надежность электроснабжения потребителей. В этой связи особую актуальность приобретает инициатива ОАО «Россети» по созданию региональных комиссий по мониторингу ситуации с расчетами за электроэнергию и услуги по ее передаче с компаниями электроэнергетического сектора. Сегодня она все шире реализуется в субъектах Федерации, где работают ее дочерние предприятия. Активное участие в этом процессе принимает и МРСК Центра. На сегодняшний день от руководства всех регионов присутствия компании получено подтверждение положительного отношения к организации комиссий, проводятся заседания, на которых вырабатываются пути урегулирования ситуации с крупными неплательщиками.
Объемы задолженности растут повсеместно, лишь в некоторых регионах потребители неукоснительно следуют установленному порядку оплаты услуг. Такая ситуации не может не волновать энергетиков. МРСК Центра не исключение. По состоянию на 1 апреля 2015 года показатель накопленной дебиторской задолженности потребителей перед компанией за оказанные услуги по передаче электроэнергии ожидается в размере 19,933 млрд рублей, увеличившись только за три месяца почти на 3% (задолженность по состоянию на 01.01.15 года составляла 19,364 млрд рублей). Причем в числе крупнейших неплательщиков находятся гарантирующие поставщики регионов: ОАО «Белгородэнергосбыт», ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», ОАО «Ярославская сбытовая компания», ОАО «Атомэнергосбыт» (Тверская область), ОАО «Оборонэнергосбыт» и ООО «Региональная энергосбытовая компания» (Курская область). Чтобы проблема не отразилась на качестве электроснабжения потребителей, компания использует все возможные способы и ресурсы для решения вопроса погашения долгов.
В формате регулярных встреч энергетики, представители областных администраций, территориальных подразделений федеральных ведомств, сбытовых компаний и потребителей рассматривают вопросы расчетов, и в случае необходимости принимают меры, направленные на повышение платежной дисциплины и недопущение возникновения негативных последствий, связанных с ее нарушением. Эти мероприятия проводятся в рамках как вновь созданных по инициативе «Россетей» региональных комиссий, так и ранее сформированных в регионах аналогичных структур, расширивших повестку рассматриваемых вопросов и состав участников в соответствии с предложениями энергетиков.
Так, в Смоленской области в состав постоянно действующей при обладминистрации комиссии по выработке политики погашения и реструктуризации задолженности за топливно-энергетические ресурсы в январе 2015 года были включены заместитель генерального директора по реализации и развитию услуг ОАО «МРСК Центра» Евгения Кабанова и заместитель генерального директора – директора филиала ОАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» Сабир Агамалиев. В начале февраля «Смоленскэнерго» направило председателю комиссии предложение о расширении повестки вопросов очередного заседания в части неплатежей гарантирующих поставщиков на территории Смоленской области, а также муниципальных предприятий, управляющих компаний и крупных промышленных предприятий.
Аналогичное решение приняли власти Костромской области: во второй половине февраля глава региона Сергей Ситников подписал постановление об изменении формата работы межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного периода. Комиссия была создана в январе 2011 года и занималась контролем за подготовкой и прохождением работающими в регионе объектами жилищно-коммунального комплекса и энергетики к работе в период максимума нагрузок. Теперь в ее функционал добавился мониторинг расчетов за энергоресурсы и их транспортировку, а в состав вошли представители руководства МРСК Центра.
В Белгородской области в нынешнем году комиссия собиралась уже дважды. На ней рассматривался вопрос взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии между гарантирующим поставщиком электроэнергии в регионе, ОАО «Белгородэнергосбыт» и филиалом ОАО «МРСК Центра» – «Белгородэнерго». «Белгородэнергосбыт» является одним из самых крупных неплательщиков сетевой комапнии, по итогам совещаний принято решение о ежемесячном утверждении и рассмотрении на комиссии графика его выплат «Белгородэнерго». В адрес заместителя губернатора Белгородской области – руководителя Комиссии по мониторингу направлено письмо с просьбой инициировать совещание для решения вопроса по устранению задолженности еще одного крупного должника, ОАО «Оборонэнергосбыт».
В Брянской области комиссия по мониторингу расчетов была учреждена решением региональных властей в конце декабря 2014 года. В ее состав вошли представители правительства области, муниципальных образований и энергоснабжающих организаций, в том числе филиала ОАО «МРСК Центра» – «Брянскэнерго». На ее первом заседании, прошедшем в конце января, были рассмотрены вопросы по оплате энергоресурсов перед поставщиками услуг по обязательствам местного бюджета, населения, оплаты по льготам и субсидиям. Должникам филиала ОАО «МРСК Центра» – «Брянскэнерго» рекомендовано обеспечить погашение задолженности перед предприятием.
В Курске главным вопросом повестки прошедшего во второй половине марта очередного заседания рабочей группы администрации Курской области по вопросам минимизации задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями было урегулирование ситуации с расчетами за потребленную электрическую энергию и услугу по ее транспортировке по контрагентам ОАО «Оборонэнергосбыт» и ООО «Региональная энергосбытовая компания» (РЭК). Принимавший участие в мероприятии заместитель генерального директора – директор филиала ОАО «МРСК Центра» – «Курскэнерго» Александр Рудневский сообщил, что по состоянию на 26 февраля 2015 года суммарная задолженность перед «Курскэнерго» двух этих организаций превышает 73 млн рублей. Заслушав далее руководителей компаний-должников, рабочая группа приняла решение, в котором предписала ООО «РЭК» и ОАО «Оборонэнергосбыт» в кратчайший срок произвести расчеты с «Курскэнерго», а информацию об исполнении решения направить в комитет ЖКХ и ТЭК Курской области. По состоянию на 24.03.2015 года задолженность ОАО «РЭК» составляет 46 млн рублей. ОАО «Оборонэнергосбыт» в марте 2015 года перечислило 20 млн рублей и погасило задолженность за 2014 год.
В этот же период в Тверской области прошло заседание Комиссии по урегулированию ситуации на региональном розничном рынке топливно-энергетического комплекса и повышению платежной дисциплины, в котором приняли участие руководители исполнительных и законодательных органов государственной власти региона, региональной энергетической комиссии, а также субъектов электроэнергетики, в том числе филиала ОАО «МРСК Центра» – «Тверьэнерго». В числе основных вопросов комиссия обсудила ситуацию, связанную с расчетами за услуги по передаче электроэнергии между гарантирующим поставщиком электроэнергии в Тверской области ОАО «АтомЭнергоСбыт» и филиалом ОАО «МРСК Центра» – «Тверьэнерго». По состоянию на 24.03.2015 года сумма задолженности гарантирующего поставщика перед электросетевой компанией составляла 1,16 млрд рублей, в том числе задолженность за 2014 год – 249 млн рублей. По итогам рассмотрения членами комиссии был обозначен перечень мероприятий по урегулированию платежной дисциплины.
Создание региональных комиссий при поддержке руководителей субъектов Федерации позволит в текущих экономических условиях улучшить ситуацию с платежной дисциплиной, повысить финансовую устойчивость электроэнергетических компаний и координировать деятельность всех заинтересованных сторон, надеются в МРСК Центра. В итоге это будет способствовать укреплению базы для дальнейшего обеспечения бесперебойного и надежного функционирования и развития предприятий электроэнергетического комплекса, их опережающему развитию, созданию условий для реализации социально-экономического потенциала регионов.