Сегодня мировая энергетика переживает период необратимой трансформации. Энергетический переход – «energy transition» – звучит в политической повестке многих стран. Он ориентирован на масштабное использование экологически чистых источников энергии, распределенной возобновляемой энергетики, формирование децентрализованных рынков, интеллектуализацию инфраструктуры и переход потребителей к активным, просьюмерским моделям поведения. Россия, занимая лидирующие позиции на мировых энергетических рынках, действует с учетом этих глобальных трендов. С каждым годом в стране растет объем ввода новых объектов ВИЭ. Развиваются российские технологии и производство оборудования для ВИЭ. Отечественные компании выходят на экспортные рынки. Все это вместе обозначает новый этап становления российской возобновляемой энергетики. Каковы приоритеты дальнейшего развития отечественной отрасли ВИЭ? Может ли ВИЭ как наукоемкая, высокотехнологичная и экспортно ориентированная отрасль стать одним из источников ускорения экономического развития? Каков потенциал международного сотрудничества в сфере производства и торговли компонентами ВИЭ? Какие рынки ВИЭ являются наиболее перспективными для российских технологий? Какова вероятность появления прорывных технологий, способных резко ускорить развитие рынков ВИЭ? Как должна измениться государственная поддержка российской возобновляемой энергетики?
России необходимо в 2025–2035 гг. построить не менее 10 ГВт мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для поддержания отрасли, в ходе сессии «Реализация потенциала России в глобальной индустрии ВИЭ» заявил председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс на форуме Российская энергетическая неделя».
Действующая программа поддержки ВИЭ стартовала в 2013 г. и рассчитана на строительство 5,5 МВт мощностей к 2024 г. Если не продлить программу поддержки ВИЭ в России, отрасль может деградировать, предупредил Чубайс.
«Возникает реальная опасность, что проделанная работа пойдет насмарку. Если эта опасность реализуется, после 2024 года все помрет».
Останавливать поддержку возобновляемой энергетики после 2024 года не имеет смысла, согласился председатель правления ассоциации «Совет рынка» Максим Быстров. Но суммарный объем программ развития энергетики за счет потребителей ограничен и на него также претендуют традиционные генераторы, поэтому для развития ВИЭ нужно также искать другие источники, призвал Быстров: «Нужно определить набор методов поддержки ВИЭ. Нужно субсидировать процентную ставку для отрасли. Пусть Минпром найдет бюджетные деньги».