Авторизация

 

Как с помощью биоэтанола снизить налоговые ставки на бензин?

Биотопливо– это, конечно, не только источник возобновляемой энергии, но и один из наиболее важных драйверов развития всей биотехнологической отрасли.

Сегодня спектр различных видов биотоплива охватывает практически все сферы применения традиционных ископаемых топлив – от биогаза до биокеросина. Подавляющую долю этого спектра по объемам производства занимает топливный биоэтанол, который используется как компонент автомобильных бензинов. В России на всех нефтеперерабатывающих заводах производится 38,5 млн тонн в год автомобильных бензинов, а в США только биоэтанола как компонента моторных топлив используется более 40 млн тонн в год.


В России топливный биоэтанол не применяется. Введенный в 2006 году акциз на денатурированный этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию сделал использование топливного биоэтанола абсолютно нерентабельным. С этого момента было разработано множество предложений и законопроектов для снятия акцизов, но только в 2012 году правительство согласилось их обсуждать, утвердив программу развития биотехнологий в Российской Федерации до 2020 года. В рамках этой программы были сформулированы необходимые меры по продвижению топливного биоэтанола, среди которых и отмена акциза на денатурированный топливный биоэтанол. В рамках развития программы правительством в июле 2013 года была утверждена «дорожная карта» развития биотехнологий, в которой прописаны конкретные сроки и ответственные по реализации мероприятий программы. Среди мероприятий «дорожной карты» наиболее важными для продвижения топливного биоэтанола являются освобождение от акцизов биоэтанола, реализуемого в качестве биотоплива, и разработка предложений о внесении изменений в Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 013/2011) в части использования биоэтанола в автомобильном бензине.


До полного перехода на выпуск бензинов класса 5 осталось два года, но нефтепереработка не успевает модернизироваться к этому сроку. Поэтому сегодня, чтобы предотвратить дефицит бензина, правительство должно принять самое очевидное, но крайне нежелательное решение о переносе сроков перехода на выпуск бензинов классов 4 и 5. Чтобы этого избежать, можно перейти на выпуск бензина Евро-6. Такое предложение, на первый взгляд, может показаться абсурдным, но в действительности это наиболее рациональное решение. Технический регламент ТР ТС 013/2011 гармонизирован с европейскими требованиями к автомобильному бензину, которые устанавливаются стандартом EN228. В мае 2013 года в Европе принята новая редакция настоящего стандарта, которая фактически вводит требования к качеству топлива для автомобилей класса Евро-6. Самым главным отличием новой версии стандарта стало увеличение содержания оксигенатов.

 


В таблице 1 приведена суть предлагаемых изменений в ТР ТС 013/2011. Как видно, в таблицу для автомобильных бензинов добавлен столбец, устанавливающий требования к автомобильным бензинам класса 6. Основным отличием требований к автомобильному бензину класса 6 по сравнению с классом 5 является более высокое максимально допустимое содержание оксигенатов. На практике выпуск такого топлива позволит увеличить выработку наиболее востребованных высокооктановых бензинов АИ-95, АИ-98 за счет большего вовлечения оксигенатов, в том числе биоэтанола и продуктов его переработки. Для рынка топливного биоэтанола это будет значительным расширением потенциала.

 

 


Однако введения нового экологического класса в ТР ТС 013/2011 может оказаться недостаточно для стимулирования производителей бензина к использованию биоэтанола, особенно на начальном этапе. Дополнительным стимулом может стать правильная акцизная политика (см. рис. 2). В этой связи предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части ставок на автомобильные бензины. Например, для бензина класса 6 установить ставку акциза на 5% меньше, чем для бензина класса 5. Таким образом, биоэтанол как компонент автомобильных бензинов будет действительно освобожден от акцизов, и одновременно у производителей бензина будет финансовый стимул к применению биотоплива.  

М. А. Ершов, к.т.н., заведующий лабораторией по разработке перспективных и специальных бензинов «ВНИИ НП»

В. Е. Емельянов, д.т.н., профессор, заведующий отделом разработки и испытаний автомобильных и авиационных бензинов

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.