Авторизация


 

Акциз на зеленку. Стоит ли России развивать производство биотоплива?

Акциз на зеленку. Стоит ли России развивать производство биотоплива?


24 апреля 2012 года Правительство РФ утвердило комплексную программу по развитию биотехнологий в РФ на период до 2020 года. Инструменты поддержки отрасли – из числа тех, что успели себя хорошо зарекомендовать за рубежом: поддержка отечественных НИОКР и бизнес-проектов, трансфер технологий из-за рубежа, международное сотрудничество.

На программу правительство собирается потратить в целом около триллиона рублей, но при этом ожидает, что спустя восемь лет с момента ее запуска доля биотехнологической продукции составит 1% от ВВП страны.

Стоит ли нашей стране, которая добывает больше всех нефти в мире (523,2 млн тонн по итогам 2013 года), развивать производство биотоплива из сырья растительного происхождения? Попытку оценить нашу отечественную биотопливную промышленность сделало Министерство сельского хозяйства США. По его данным, в России с помощью биотоплива производится около 5% тепловой энергии и 1% электрической. А вот доля транспорта, работающего на экогорючем, ничтожна.

Кристоф Бургер и Йенс Вайнманн из ESMT полагают, что применение биотоплива в автотранспорте в принципе имеет незначительный потенциал. В первую очередь это связано с большим количеством новых, конкурирующих между собой технологий. Те же электромобили имеют больше шансов завоевать популярность среди населения в качестве экотранспорта. К тому же в России, богатой природным газом, значительно выгоднее перевести автопарк на голубое топливо: это не так сильно бьет по карману, как переделка автомобиля под работу на биогорючем, а также позволяет снизить уровень выбросов CО2 в атмосферу. Аналогичным образом поступили в свое время в Аргентине: в Буэнос-Айресе весь парк такси давно переведен на газ.

Использовать бензин с небольшой примесью биоэтанола (до 10%) может любой автомобиль. Но вот смеси с более высоким содержанием этого горючего (вплоть до 100%) требуют автомобиля flex-fuel – машины с гибким выбором топлива. Однако переделка обычного транспорта в flex-fuel-мобиль может оказаться для владельца экономически невыгодной. Автомобильные гиганты вроде BMW или Chevrolet выпускали модели с подобными двигателями, однако спрос на них оказался невысоким.

С биодизелем дело обстоит проще: под него не требуется модернизировать двигатель. Но у этого топлива другой недостаток: срок его хранения составляет не более трех месяцев.

Розничный потребитель для экологичного топлива в России не нашелся, а вот за границей желающих приобрести российское биогорючее немало. По оценке Минсельхоза, Россия обладает большим потенциалом для развития биотопливной промышленности и может производить биотоплива 10–15% от общего объема автомобильных бензинов. Для этого в стране имеется все необходимое: большое количество плодородных земель и воды для их орошения, доступность сырья и возможность его круглогодичной переработки, хорошая научно-техническая база. Под последней подразумевается обширный опыт, накопленный еще в советское время, и наличие коллективов разработчиков – в частности, в МГУ им. Ломоносова, ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт рапса» и Российской академии сельскохозяйственных культур.

Отечественных производителей биотоплива можно пересчитать по пальцам.

В 2012 году во Владикавказе было запущено пока единственное в стране предприятие, производящее биоэтанол. Завод обошелся почти в миллиард рублей. Для сравнения: на территории США подобных заводов более двухсот. Другое важное для российской биотопливной отрасли предприятие – кировский «Биохимзавод». В 2008-м там запустили проект по производству биоэтанола второго поколения из опилок, однако перейти непосредственно к промышленному выпуску так и не удалось. В Омске готовится к пуску завод по производству этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ). Это оксигенирующая добавка к моторному бензину, способная повысить октановое число и ликвидировать часть вредного воздействия бензинового топлива на окружающую среду. В России началось также возведение крупных заводов по глубокой переработке зерна – проекты «Донбиотех» в Волгодонске Ростовской области и «Приосколье» в городе Шебекино на Белгородчине.

«С учетом того что в мире использование биотоплива уже давно не является чем-то необычным, можно с уверенностью прогнозировать, что к 2020 году этот рынок в России может вырасти более чем в полтора раза в сравнении с сегодняшним уровнем – до отметки 5 млн тонн в год, – говорит Дмитрий Соловьев, руководитель направления водно-энергетических исследований и во­зобновляемой энергетики в Институте энергетической стратегии. – При этом произойдет консолидация отрасли. В настоящее время на рынке оперирует множество компаний, которые производят не самую качественную продукцию. Поэтому усиление конкуренции за сырьевую базу в ближайшие годы приведет к поглощению мелких и средних производителей, применяющих не самые современные технологии, более крупными игроками. Кроме того, потенциально возможно появление иностранных инвесторов в сфере производства биотоплива в России».

Но если наша страна располагает прекрасными возможностями для развития отрасли биотоплива и может работать на внешний рынок, что является сдерживающими факторами? Почему у нас до сих пор нет больших достижений на ниве экогорючего?

Российской биотопливной промышленности требуются не только НИОКР, льготы и финансирование. Главная проблема отрасли сейчас состоит в том, что бензин, содержащий спирт, автоматически признается спиртосодержащей продукцией – а значит, относится к категории подакцизных товаров. Причем с начала этого года этиловый спирт облагается акцизом по ставке 74 рубля за литр, с 1 января 2015 года ставка увеличится до 93 рублей, а с начала 2016-го – до 102 за литр. Подобные тарифы делают производство биотоплива нерентабельным.

Высокие цены на нефть делают производство биоэтанола, биометанола и биодизеля из растительного сырья рентабельным во всем мире, кроме России. Так стоило ли разрабатывать и утверждать на правительственном уровне «Комплексную программу по развитию биотехнологий в РФ на период до 2020 года», закладывая около триллиона рублей на ее господдержку, а потом все это убить акцизным катком?
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.