24 апреля 2012 года Правительство РФ утвердило комплексную программу по развитию биотехнологий в РФ на период до 2020 года. Инструменты поддержки отрасли – из числа тех, что успели себя хорошо зарекомендовать за рубежом: поддержка отечественных НИОКР и бизнес-проектов, трансфер технологий из-за рубежа, международное сотрудничество.
На программу правительство собирается потратить в целом около триллиона рублей, но при этом ожидает, что спустя восемь лет с момента ее запуска доля биотехнологической продукции составит 1% от ВВП страны.
Стоит ли нашей стране, которая добывает больше всех нефти в мире (523,2 млн тонн по итогам 2013 года), развивать производство биотоплива из сырья растительного происхождения? Попытку оценить нашу отечественную биотопливную промышленность сделало Министерство сельского хозяйства США. По его данным, в России с помощью биотоплива производится около 5% тепловой энергии и 1% электрической. А вот доля транспорта, работающего на экогорючем, ничтожна.
Кристоф Бургер и Йенс Вайнманн из ESMT полагают, что применение биотоплива в автотранспорте в принципе имеет незначительный потенциал. В первую очередь это связано с большим количеством новых, конкурирующих между собой технологий. Те же электромобили имеют больше шансов завоевать популярность среди населения в качестве экотранспорта. К тому же в России, богатой природным газом, значительно выгоднее перевести автопарк на голубое топливо: это не так сильно бьет по карману, как переделка автомобиля под работу на биогорючем, а также позволяет снизить уровень выбросов CО2 в атмосферу. Аналогичным образом поступили в свое время в Аргентине: в Буэнос-Айресе весь парк такси давно переведен на газ.
Использовать бензин с небольшой примесью биоэтанола (до 10%) может любой автомобиль. Но вот смеси с более высоким содержанием этого горючего (вплоть до 100%) требуют автомобиля flex-fuel – машины с гибким выбором топлива. Однако переделка обычного транспорта в flex-fuel-мобиль может оказаться для владельца экономически невыгодной. Автомобильные гиганты вроде BMW или Chevrolet выпускали модели с подобными двигателями, однако спрос на них оказался невысоким.
С биодизелем дело обстоит проще: под него не требуется модернизировать двигатель. Но у этого топлива другой недостаток: срок его хранения составляет не более трех месяцев.
Розничный потребитель для экологичного топлива в России не нашелся, а вот за границей желающих приобрести российское биогорючее немало. По оценке Минсельхоза, Россия обладает большим потенциалом для развития биотопливной промышленности и может производить биотоплива 10–15% от общего объема автомобильных бензинов. Для этого в стране имеется все необходимое: большое количество плодородных земель и воды для их орошения, доступность сырья и возможность его круглогодичной переработки, хорошая научно-техническая база. Под последней подразумевается обширный опыт, накопленный еще в советское время, и наличие коллективов разработчиков – в частности, в МГУ им. Ломоносова, ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт рапса» и Российской академии сельскохозяйственных культур.
Отечественных производителей биотоплива можно пересчитать по пальцам. В 2012 году во Владикавказе было запущено пока единственное в стране предприятие, производящее биоэтанол. Завод обошелся почти в миллиард рублей. Для сравнения: на территории США подобных заводов более двухсот. Другое важное для российской биотопливной отрасли предприятие – кировский «Биохимзавод». В 2008-м там запустили проект по производству биоэтанола второго поколения из опилок, однако перейти непосредственно к промышленному выпуску так и не удалось. В Омске готовится к пуску завод по производству этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ). Это оксигенирующая добавка к моторному бензину, способная повысить октановое число и ликвидировать часть вредного воздействия бензинового топлива на окружающую среду. В России началось также возведение крупных заводов по глубокой переработке зерна – проекты «Донбиотех» в Волгодонске Ростовской области и «Приосколье» в городе Шебекино на Белгородчине.
«С учетом того что в мире использование биотоплива уже давно не является чем-то необычным, можно с уверенностью прогнозировать, что к 2020 году этот рынок в России может вырасти более чем в полтора раза в сравнении с сегодняшним уровнем – до отметки 5 млн тонн в год, – говорит Дмитрий Соловьев, руководитель направления водно-энергетических исследований и возобновляемой энергетики в Институте энергетической стратегии. – При этом произойдет консолидация отрасли. В настоящее время на рынке оперирует множество компаний, которые производят не самую качественную продукцию. Поэтому усиление конкуренции за сырьевую базу в ближайшие годы приведет к поглощению мелких и средних производителей, применяющих не самые современные технологии, более крупными игроками. Кроме того, потенциально возможно появление иностранных инвесторов в сфере производства биотоплива в России».
Но если наша страна располагает прекрасными возможностями для развития отрасли биотоплива и может работать на внешний рынок, что является сдерживающими факторами? Почему у нас до сих пор нет больших достижений на ниве экогорючего?
Российской биотопливной промышленности требуются не только НИОКР, льготы и финансирование. Главная проблема отрасли сейчас состоит в том, что бензин, содержащий спирт, автоматически признается спиртосодержащей продукцией – а значит, относится к категории подакцизных товаров. Причем с начала этого года этиловый спирт облагается акцизом по ставке 74 рубля за литр, с 1 января 2015 года ставка увеличится до 93 рублей, а с начала 2016-го – до 102 за литр. Подобные тарифы делают производство биотоплива нерентабельным.
Высокие цены на нефть делают производство биоэтанола, биометанола и биодизеля из растительного сырья рентабельным во всем мире, кроме России. Так стоило ли разрабатывать и утверждать на правительственном уровне «Комплексную программу по развитию биотехнологий в РФ на период до 2020 года», закладывая около триллиона рублей на ее господдержку, а потом все это убить акцизным катком?