Авторизация

 

Туда-Сюда. 10 прекрасных лет

Главная тема номера – импортозамещение – программа, которую сегодня, пусть и не без пафоса, можно назвать основой возрождения отечественной промышленности. Программа это, идеологически выдержанная, оформленная в национальную идею, хоть и небезупречная, на самом деле является сегодня объективной реальностью и драйвером развития реального сектора.

Мы прошли первое полугодие основного нового тренда отечественной экономики. Это время некоторые особо горячие уже называют «антикризисной эпохой возрождения». Да вот только какие-то короткие у них эпохи: борода не успевает отрасти, а тренд уже сменился новой парадигмой. Нам всем и этим гражданам в первую очередь категорически нельзя забывать, что время улучшения ситуации обратно пропорционально времени ее ухудшения. Как говорится, на склеивание вазы уходит больше времени, чем на то, чтобы ее разбить.

Просто надо понять и признать, что мы должны пройти определенный – и совсем не короткий – путь, как когда-то его проходили в годы индустриализации в СССР. Вспомнить, например, что все первые советские истребители и авиационные двигатели к ним были либо копии, либо выполненные по немецкой лицензии машины. Но на них мы научились строить сами. И после этого создали свои «Илы» и «Яки» и выиграли войну, 70-летний юбилей Великой Победы в которой отмечался в мае.

Говоря об импортозамещении, можно обратиться к еще одному этапу истории развития производства в СССР – к послевоенному восстановлению народного хозяйства, основу которого составили трофейные машины, станки и технологии. А потом грянула холодная война. Но мы уже были к ней готовы. Этот пример весьма своевременен и примечателен тем, что в мае же правительство и участники рынка на совместном совещании с официальным названием «Итоги первых попыток изучения реальных перспектив импортозамещения иностранного оборудования» силами рабочей группы при Минпромторге и Минэнерго, обсуждающей импортозамещение в секторе газовых энерготурбин, определились с тем, что можно делать в России.

Определив перспективу с горизонтом в двадцать лет, собравшиеся пришли к выводу, что наиболее востребованными в это время в России будут ГТУ 110–180 МВт и 40–65 МВт. Для этого класса производства, по мнению участников рабочей группы, в стране есть проекты и технологии. Проекты имеются у «Силовых машин» (65 МВт), «Авиадвигателя» (30 МВ) и НПО «Сатурн» (110 МВт). Но одно дело проект и опытный образец, а другое – выпускать это по нормальной цене в серийном производстве. И чтобы эта наша турбина еще и работала потом. Долго, как полагается. Ремарка эта к тому, что НПО «Сатурн» в конце 90-х годов начал производство турбин 110 МВт и произвел их семь штук. Все они к настоящему моменту разрушились, причем ни одна из них не проработала больше 6-7 тыс. часов.

Надо признать, что мы чего-то не умеем, мы чего-то не знаем. Например, не умеем доводить турбины. Потому что доводка газовой турбины – это целая наука, граничащая с искусством. Ни одна газовая турбина, даже правильно посчитанная и правильно произведенная, не начинает работать сразу. Именно этим объясняется тот факт, что все новые крупные энергоблоки строятся в основном с газовыми турбинами GE, Alstom и Siemens. Без знаний, без школы и технологий мы не можем быть сегодня впереди планеты всей. И не надо говорить, что завтра или послезавтра мы сделаем собственную турбину, которая будет абсолютно оригинальна и в разы лучше всего, что произвели лидеры рынка энергетического машиностроения вместе взятые. Давайте сейчас мы научимся это делать серийно сами, обеспечивая энергобезопасность страны, полным выкупом лицензий на производство ГТУ, через создание совместных предприятий и с перспективой приобретения долей участия у иностранцев. Поработаем так лет десять и, может быть, сможем подойти к тому, чтобы создать что-нибудь действительно оригинальное и соответствующего качества. И за эти годы научимся доводке и модернизации уже своих турбин – турбин отечественного производства. Сделаем это, восстановив школу и получив знания на собственном опыте эксплуатации, научимся вносить изменения в конструкции, расширяя линейку производства. Только так, шаг за шагом. Чтобы в дальнейшем использовать этот опыт при разработке ГТУ более 300 МВт. Но на такую ГТУ пока в отрасли не рассчитывают: только ее разработка займет не менее десяти лет.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.