Налоговый маневр Минфина раскритикован Минэнерго, защищающим нефтяников, и вице-премьером Аркадием Дворковичем.
Налоговый маневр в нефтянке призван не допустить потерь российского бюджета из-за перспективы создания Евразийского экономического союза с Белоруссией и Казахстаном и отмены ограничений по поставкам энергоресурсов внутри него. Он же имеет целью оградить госказну РФ от печальных последствий отложенной отмены льгот для нефтеперерабатывающей отрасли. Минфин всеми силами пытается закрыть дыры в бюджете, а основной ресурс для этого – нефтегазовая отрасль. Уже с 2015 года по прежнему плану фискалов от повышения таможенных пошлин на мазут и темные нефтепродукты с 66 до 100% в бюджет должно было бы поступить дополнительно 240 млрд рублей. Нефтяники испугались, что огромное количество НПЗ просто разорятся, если убрать эту льготу, а заводы крупных компаний сильно потеряют в прибыли. Например, Минэнерго озвучивало расчеты, согласно которым маневр разрушит нефтеперерабатывающую отрасль и поставит под удар один из крупных инвестпроектов «Роснефти» – Восточно-Сибирскую нефтехимическую компанию, крупный НПЗ на Дальнем Востоке, который все еще планируется запустить в 2020 году. По результатам анализа, проведенного Минэнерго, для обеспечения стабильного уровня добычи нефти необходимо стимулировать отрасль к инвестициям и повышению уровня извлечения нефти. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что нефтяным компаниям понадобятся существенные финансовые вложения на период 2015–2016 годов для того, чтобы завершить программы модернизации мощностей. Более того, Минэнерго убеждено, что вариант Минфина не учитывает возможности стимулирования нефтедобычи в труднодоступных регионах.
В ответ на сценарий Минфина нефтяники выработали свою, более щадящую альтернативу маневру. Их лобби возглавила «Роснефть». Но, как оказалось, предлагаемый разработчиками «черного золота» сценарий как альтернатива «изменениям Силуанова» мог бы слишком чувствительно ударить по бюджету страны, который пока все же использует отрасль как дойную корову российской экономики.
Суть реформыМинистерство финансов предложило альтернативу – налоговый маневр. Суть реформы: поэтапный рост НДПИ и снижение экспортной пошлины на нефть в течение последующих трех лет. В 2015 году НДПИ должен составить 775 рублей за тонну, в 2016-м – 873 рубля (против 559), в 2017-м – 918 рублей (против 559 рублей за тонну). Экспортная пошлина на нефть по новому сценарию также будет сокращаться быстрее: в 2015 году до 42% (против 57), в 2016-м – до 36% (против 55) и в 2017-м – до 30% (против 55). Это предельный коэффициент, примерно до уровня Казахстана – 80 долларов за тонну нефти. С 1 сентября 2014 года таможенная пошлина в России составит 367,6 доллара за тонну нефти (сейчас 388,4). Кроме того, заградительная пошлина на бензин в 90% от уровня нефтяной, которая препятствует бесконтрольному вывозу топлива из страны во избежание его дефицита, будет плавно падать. С 2015 года она составит 78%, в 2016-м – 61% и в 2017-м – 30% от нефтяной. Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 году 48%, в 2016-м – 40%, в 2017-м – 30%, на бензин – 78, 61 и 30% соответственно.
Пошлина на мазут достигнет 100% в 2017 году (ранее планировалось в 2018-м). В 2015 году она вырастет до 76% от НДПИ, в 2016-м – до 82%.
Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов на нефтепродукты и продукцию нефтехимии. Уже к 2017 году их уравняют по всем классам автомобильного топлива до 5100 рублей за тонну вместо предполагавшихся ранее 4500 рублей с тонны нефтепродуктов. По налоговому сценарию до маневра планировалось, что в 2015 году акциз на бензин пятого класса составит 7750 рублей, второго класса и ниже – 13 332 рубля. Падают также акцизы на дизельное топливо и нафту с запланированных 5244 рублей на дизель пятого класса до 2300 рублей в 2015 году. Однако в 2017 году акциз на дизельное топливо четвертого и пятого классов вырастет до 3500 рублей за тонну. Производителям же сырья для нефтехимии, а также авиакеросина государство и вовсе предложило компенсировать убытки от налогового маневра путем введения отрицательного акциза – налогового вычета, который покроет для них разницу между выгодным экспортом и ценой внутреннего рынка.
Сценарий руководителей нефтяных компанийНа совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего ТЭК, нефтяники представили свой вариант маневра: пошлина на нефть по их более щадящему для отрасли варианту в 2015 году должна была быть сокращена до 51%, за четыре года – до 45%; НДПИ планировалось наращивать поэтапно и менее быстрыми, чем по плану Минфина, темпами: к 2018 году его размер должен был составить не 950, а до 620 рублей (сегодня – 530 рублей с каждой тонны добытой в стране нефти вне зависимости от того, идет она на экспорт или на внутренний рынок). Тогда нефтяное лобби продвигало ключевую мысль, что нужно плавно менять налоговую политику во избежание проблем с инвестициями в крупные проекты, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.
При таких параметрах маневр ударил бы по бюджету страны: выпадающие доходы в 2015–2017 годах, по расчетам Минфина, могли достигнуть 550 млрд рублей, из них до 300 млрд в 2015-м.
Эксперты ожидают, что маневр подорвет нефтепереработку: при повышении пошлин на мазут и темные нефтепродукты могут закрыться от полутора до трех сотен мини-НПЗ и снизить рентабельность около десятка крупных. Из-за роста экспортного паритета в результате снижения экспортной пошлины цены на бензин взлетят и внутри страны, несмотря на снижение акцизов: чиновники Минфина подсчитали, что маневр принесет рост стоимости бензина АИ-95 в будущем году на 1,5–2 рубля за литр, а владельцы АЗС пророчат, что эта цифра будет выше вдвое.
В частности, заместитель генерального директора по торговле крупной подмосковной сети АЗС ГК «Трасса» Дмитрий Рыжков полагает, что цена бензина АИ-95 в будущем году вырастет до 40 рублей за литр в рознице против текущих 35,2–35,5 рубля. По расчетам Дениса Борисова, руководителя Московского нефтегазового центра EY (ранее Ernst&Young), налоговый маневр должен снизить маржу в нефтепереработке на 25 долларов с тонны вместо нынешних 50–60.
«В представленном варианте доходы нефтяных компаний в 2015 и 2016 годах окажутся даже ниже уровня 2014 года (в 2015-м на 68 млрд рублей, в 2016-м – на 56 млрд). При этом маржа добычи в 2015 году всего на 1 доллар за тонну превысит уровень 2014 года, в то время как маржа переработки снизится на 20 долларов за тонну. В свою очередь, рост акцизов на нефтепродукты приведет к дополнительному росту цен (по светлым нефтепродуктам – примерно на 2%, или 0,5 рубля на литр)», – пояснил представитель пресс-службы Минэнерго.
Минфин против ДворковичаПресловутый налоговый маневр несмотря на то, что Минфин публично раскрыл его финальную версию, продолжает дорабатываться. Предполагается, что в течение первых десяти дней сентября он будет учтен в проекте федерального бюджета на 2015–2017 годы. Об этом сообщила пресс-секретарь вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича Алия Самигуллина. Но не исключено, что к концу года мы еще увидим новую редакцию документа, которая станет компромиссом между пожеланиями нефтяников и газовиков и чаяниями Минфина закрыть дыру в бюджете. На последнем совещании по этому вопросу в правительстве под руководством Аркадия Дворковича 21 августа параметрами маневра вслед за нефтяниками возмутились газовики – как «Газпром», так и независимые газопроизводители. По словам чиновника Минфина, в предыдущей редакции маневра была слишком сильно увеличена нагрузка по НДПИ для газовой отрасли, чтобы компенсировать потери, которые возникли из-за уступок нефтяникам. Газовики справедливо возроптали, почему их интересы должны пострадать в целях поддержки неэффективной нефтепереработки. Минфин пошел навстречу и снизил НДПИ для газа, уменьшив коэффициент в формуле НДПИ на газовый конденсат до 4,4 в 2015 году, 5,5 в 2016-м и 6,5 в 2017-м. Тогда выросла дыра в бюджете, и было решено закрывать ее за счет нефтяников: в результате налог на добычу полезных ископаемых решено повышать чуть более интенсивно, а акцизы снижать чуть более плавно, чем было согласовано ранее Минэнерго, Минфином и Минэкономразвития. Такая мера позволит фискалам привлечь в бюджет дополнительно до 85 млрд рублей в 2015–2017 годах.
Для населения маневр несет рост инфляции, цен на топливо и сопряженный с ними рост цен на продукты питания, в стоимость которых закладываются расходы на транспортировку. С учетом санкций, в том числе в части поставок продовольствия из стран ЕС, мы можем наблюдать новый виток инфляции, если в течение ближайших месяцев ситуация на Украине не стабилизируется, а чиновники РФ не договорятся на международном уровне свернуть все свои меры и контрмеры.