Стагнация, рецессия, инфляция или уже депрессия накрыла российскую экономику? И вроде бы понятно, почему все так: слишком много всего и сразу в 2014 году, и хотя переживали мы и более серьезные потрясения, но, пожалуй, так тяжело еще не было никогда.
Ни в кризисные девяностые, ни в дефолтный 1998-й, ни в 2008-м. Дефицит ликвидности, отсутствие роста экспорта, завершение крупных инвестиционных проектов государства и, наконец, исчерпание потребительского оптимизма практически полностью ликвидировали более или менее заметные зоны для роста бизнеса. Но не это отличает ситуацию сегодняшнего дня от предыдущих историй.
Что люди понимают под словом «бизнес»? Зачастую и в первую очередь в России под этим понимаются госкорпорации, крупные компании. Это воспринимается подавляющим большинством как основа или как «настоящая» экономика. Если так, то бизнес – это сырьевой экспорт, бюджетные средства, монополия и вывоз капитала. Статистика, которая, как известно, знает все, но не обо всем говорит, дает нам такую картину, например, сектора электроэнергетики, относящегося как раз к крупному и монопольному бизнесу, в части доходов России от экспорта электроэнергии в январе–июне текущего года: 356,9 млн долларов США против 554,3 млн за аналогичный период 2013 года. Это следует из материалов Федеральной таможенной службы (ФТС). В физическом выражении экспорт составил 6,78 млрд кВт∙ч, снизившись на 34,8%. Доходы от экспорта в страны дальнего зарубежья сократились на 34,5%, до 243,3 млн долларов, экспорт снизился с 7,2 млрд до 4,8 млрд кВт∙ч. Доходы от экспорта в страны СНГ составили 113,5 млн долларов, сократившись на 38,1%. Экспорт в этом направлении составил 1,9 млрд кВт∙ч – 38,3%. Импорт электроэнергии в РФ в денежном выражении в январе–июне сократился на 29,5%, до 49,8 млн долларов, в физическом – на 27,4%, до 1,87 млрд кВт∙ч.
Основная часть импорта традиционно пришлась на страны СНГ, откуда в РФ была поставлена электроэнергия на 45 млн долларов, или 1,69 млрд кВт∙ч в физическом выражении. Крупнейшие рынки сбыта российской электроэнергии – Финляндия, Белоруссия, Литва, Китай. Основная доля импорта приходится на Казахстан. Основной оператор экспортно-импортных операций с электроэнергией в РФ – «Интер РАО».
Поставки электроэнергии из РФ в Финляндию, один из основных покупателей российской электроэнергии, в январе–июне 2014 года составили 1,3 млрд кВт∙ч против 2,7 млрд, поставленных за аналогичный период 2013 года. Таким образом, они сократились более чем в два раза.
Так вот опять к тому, что такое «бизнес» и чем ситуация этого года отличается в анамнезе от подобных явлений недавнего прошлого. Считать, что бизнес – это «Газпром», «Роснефть», «РЖД» или электросетевые монополии, простите, не совсем справедливо, это, скажем так, неабсолютное определение, этим бизнес не заканчивается. Или именно там и нет его вовсе, что ли? Это становится понятнее, если вспомнить о «добавленной стоимости», одном из ключевых показателей для бизнеса. Так вот, в России, как и во всем мире, основной прирост добавленной стоимости (до 70%) дают малые и средние компании. И за последние пять лет основная часть добавленной стоимости, созданной в России, была произведена не «крупняком», а динамичными малыми и средними компаниями. Казалось бы, это говорит о том, что у нас есть нормальная рыночная экономика, которая нуждается в нормальных рыночных стимулах. И, что важно, несмотря на общий тяжелый фон, сегодня все равно есть сегменты, где заметен рост. Это не торговля, не строительство, не металлургия, а здравоохранение, пищевая промышленность, рынок пластмасс, химия, инжиниринг и сельское хозяйство. В экономике естественным образом происходит структурный сдвиг, а значит, она жива.
И именно новые стимулы для новой экономики должны прийти на смену растущему экспорту (см. выше), системному росту доходов людей, работающих в бюджетном секторе, централизованной помощи системообразующим компаниям и государственным инвестициям.
Не хочется выглядеть брюзгой и пессимистом, но если ничего не изменится, то стоит вспомнить, что Великая депрессия тянулась более десяти лет. Мы прошли лишь половину этого тяжелого пути.