Если учесть, что в ближайшую перспективу роста отечественной экономики ведут сырьевые рельсы, становится ясно, что заканчиваются они в тупике. В Минэкономразвития признали, что темпы роста российской экономики могут опуститься до 2%. При сохранении зависимости от энергетического экспорта на текущем уровне темпы роста экономики России не превысят 2–3%. Снижение произойдет «достаточно быстро», объявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на форуме в Высшей школе экономики.Дорогая нефть уже не обеспечивает ускоренного роста из-за оттока капитала и структуры госрасходов. Утечка капиталов из России бьет рекорды: в 2011 году страна потеряла 84 млрд. долларов и только в первом квартале этого года уже недосчиталась 31,2 млрд. О суровости инвестиционного климата в России устали уже даже говорить, не то что ощущать его на собственной шкуре. Главным вызовом для сегодняшней России являются политические риски. Уважение к закону и праву собственности, повышение эффективности судов и вопросы безопасности бизнеса – это первоочередные задачи, без решения которых Москва не станет международным финансовым центром. И нет оснований уповать на то, что эти суровые оценки были поставлены мировым сообществом до того, как пришел новый старый президент. Волна бездеятельного ожидания новых сигналов со стороны власти накрыла первый квартал экономики страны, которая с конца прошлого года только и делала, что выбирала, потом митинговала, потом вроде как бы выбрала и тут же узнала, что у власти хороших новостей нет. Волшебной палочки, чтобы победить коррупцию, заставить собственных чиновников эффективно работать и поднять моральный дух уставшего от «стабильности» электората, у Путина нет. Поддержать падающую и разваливающуюся, неуправляемую экономику могут резкое увеличение несырьевого экспорта и инвестиции в науку. Но это возможно только в условиях роста и повышения эффективности большинства государственных программ. Сегодня в графе «за» такое развитие сценария только одна строка – на фоне мирового финансового кризиса у России улучшатся показатели макроэкономической стабильности. А в колонке «против» находятся качество финансовых институтов, черепаший уровень производительности труда, низкая капитализация банков и загнанный бизнес, которому не до инноваций.
Сегодня «модернизация и повышение конкурентоспособности российской финансовой отрасли» состоят в том, чтобы… увести капитал в офшоры.
В случае сохранения доминирования сырьевого и топливного комплекса в структуре экономики, как это есть сейчас, в случае сохранения неконкурентоспособных институтов, проблемного предпринимательского климата темпы роста экономики достаточно быстро снизятся до 2–3% в год. Это уровень развитых стран: в США экономика в 2012 году вырастет на 2,1%, в восстанавливающейся после природной и техногенной катастроф Японии – на 2%; экономика Индии, партнера России по группе BRICS, будет расти в разы быстрее – на 7,2% (прогноз банка Goldman Sachs).
Темпы роста экономики в 2011 году Росстат оценивает в 4,3%. Сейчас Минэкономразвития ориентируется на рост в 2012 году на уровне 3,7% при среднегодовой цене на нефть в 100 долларов за баррель. В первых числах апреля МЭР объявило о повышении прогнозной стоимости сырья до 115 долларов за баррель.
По итогам января 2012 года экспорт топливно-энергетических ресурсов обеспечил 75,4% общего объема экспорта из России (таможенная статистика). Зависимость экономики от цен на сырьевых рынках в последние годы увеличилась, предупреждают экономисты. Аналитики S&P писали, предупреждая о возможном снижении рейтинга России в условиях падения стоимости нефти до 60 долларов за баррель (средняя цена за три года), что бюджетная политика в России привела к существенному увеличению доли расходов по отношению к ВВП. В 2008 году баланс достигался при цене в 55 долларов за баррель. В таких условиях дорогая нефть не обеспечивает ускоренного роста ВВП: приоритетами трехлетнего бюджета 2012–2014 годов остаются армия и силовые ведомства. Эффект экстенсивных факторов роста сокращается, необходимо задействовать интенсивные: увеличение производительности труда, инвестиции в основной капитал. Консервация существующего экономического уклада чревата существенным замедлением роста в ближайшие несколько лет. Рост цен на нефть уже не сказывается однозначно положительно на пожеланиях инвесторов: дорогое сырье спровоцировало устойчивый отток капитала.
Банк России не исключает возникновения в России двойного профицита – по текущему и капитальному счетам, что приводит к резкому увеличению ликвидности и, как результат, создает инфляционное давление, заявил первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. «В последние месяцы мы видим увеличение текущего счета на 11–12 млрд. долларов в месяц. Вполне возможно, что мы столкнемся с ситуацией двойного профицита – по текущему и капитальному счетам, а это значит, производится огромная ликвидность, которая попадает на внутренний рынок и создает инфляционное давление», – сказал Улюкаев на конференции в Высшей школе экономики. По его словам, это создает головную боль для регулятора, но основная проблема не в этом, а в том, что в таких ситуациях экономика начинает ориентироваться на внешние источники инвестиций, что повышает ее уязвимость.
«В России прогнозируется относительное замедление – до 3,9% до конца года (в прошлом году ВВП вырос на 4,2%). В 2014 году темпы роста увеличатся до 4,5%. Но страна сохраняет возможность роста благодаря высокому уровню внутреннего спроса: прогнозируем его на уровне 5%», – успокаивает главный экономист российского офиса Goldman Sahcs Клеменс Граф, признавая, что экономика зависима от цен на сырье.
В Минэкономразвития ставят цель – изменить внешнеторговую структуру и нарастить экспорт несырьевых товаров в 2,5 раза до 2020 года и в 7,5 раза до 2030 года.
Это предусмотрено сценарием инновационного развития: со стороны государства он предусматривает рост расходов на образование с 5% ВВП до 7% ВВП к 2030 году и на здравоохранение – до 7,3% ВВП (сейчас 6,2%). Стратегия ориентируется и на рост частных инвестиций в эти отрасли, а также на развитие частно-государственного партнерства в инфраструктурных проектах и модернизацию производств с соответствующим повышением производительности труда.
Росту несырьевых поставок будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, но обеспечить рост отчислений на образование и здравоохранение можно только в условиях экономического роста и повышения эффективности запланированных госпрограмм в других отраслях. Очередное повышение социальных обязательств – это риск с точки зрения бюджетной стабильности.
Андрей Агафонов