И так, вы решили купить самолет. Остается решить – будет ли данная инвестиция осуществляться за счет собственных средств или с привлечением стороннего финансирования. Могу отметить, что такие капиталоемкие вложения очень часто осуществляются с применением схем финансового лизинга или же прямого кредитования покупателя. В первом случае обеспечением финансирования покупки занимается лизинговая компания, она же выступает формальным владельцем, на балансе которого находится воздушное судно. Лизингополучатель же эксплуатирует самолет, несет все связанные с этим расходы и производит выплаты по лизингу. По истечении срока договора воздушное судно должно быть либо возвращено лизингодателю, либо выкуплено по остаточной рыночной стоимости, определяемой на момент продажи. Стоимость финансирования по лизинговой схеме может быть несколько выше, чем при оформлении кредита, однако у лизинга есть и свои достоинства. Лизинговая компания, у которой уже установлены партнерские отношения с рядом банков берет на себя решение всех вопросов, связанных с финансированием покупки. Это избавляет клиента от долгих и сложных переговоров с банком-кредитором, что может быть очень полезно в том случае, когда нужно оперативно решить вопрос, например, при покупке воздушного судна на вторичном рынке, когда сроки поставки и введения в эксплуатацию ограниченны. Второй же вариант с получением прямого кредитования довольно индивидуален и носит характер частных договоренностей клиента и банка (по срокам, условиям и ставкам).
Далее необходимо решить вопросы с выбором места регистрации самолета. Здесь также довольно много специфики и нюансов. Исторически российские владельцы предпочитают следующие страны для регистрации своих самолетов: офшорные регионы (Аруба, Бермуды о. Мэн), Австрия, Германия, Швейцария. Все это, безусловно, определяется таможенным и налоговым регулированием, а зачастую еще и требованиями банков-кредиторов о постановке самолета в ту или иную юрисдикцию. В последнее время также стала прослеживаться тенденция полной таможенной очистки самолетов и постановки их в российский реестр воздушных судов, но это в основном свойственно крупным корпорациям.
Также владельцу самолета необходимо решить для себя еще одну немаловажную задачу – будет ли самолет использоваться исключительно для его частных нужд или же он будет еще осуществлять его коммерческую эксплуатацию. В случае коммерческой эксплуатации самолет, в свободное от полетов владельца время, сдается в аренду для третьих лиц, что повышает общий налет в месяц и эффективность его эксплуатации, которая напрямую зависит от количества часов, проведенных в воздухе. В первом же варианте самолет используется исключительно для удовлетворения нужд владельца или его приближенных и не выполняет сторонних заказов. Обе модели имеют свои плюсы и минусы. В первом случае владелец имеет возможность повысить эффективность самолета за счет его продажи на дополнительные чартерные рейсы, а при хорошей организации подступиться к покрытию (или частичному покрытию) своих операционных затрат на его эксплуатацию.
В случае только частного использования самолета, а это встречается довольно часто, когда бизнес владельца требует постоянного перемещения и его личные полеты составляют значительную цифру в год, самолет может служить очень эффективным инструментом ведения бизнеса. По словам одного из наших клиентов, приобретя самолет, они сократили свои операционные издержки и повысили эффективность основной деятельности лишь за счет того, что руководитель имеет возможность за один день посетить несколько городов, провести переговоры, подписать контракты. Быть в Рязани, а на следующий день быть на важном совещании, например, в Тюмени. Выгоды от подписанных контрактов в данном случае перекрывают расходы на самолет.
В любом случае самолет создан для того, чтобы летать, и чем больше он летает, тем выше его эффективность!
Хотелось бы отметить, что в любом из рассмотренных вариантов эксплуатации покупка частного самолета может и должна рассматриваться как определенная инвестиция. При этом для ее правильного осуществления очень важно четко понимать цели и задачи ее осуществления, а также результат, который мы хотим получить на выходе. И, как в случае с любой инвестицией, рано или поздно встанет вопрос о ее частичном или полном возврате. Главным станет вопрос, на каких условиях и по какой стоимости ваш самолет может быть реализован на вторичном рынке. Все эти аспекты должны быть просчитаны еще до начала вложений в приобретение воздушного судна и требуют профессионального и высокоэффективного подхода.
Алексей Кукса
По результатам проведенного опроса эксперты и постоянные клиенты бизнес-авиации отмечают главное – повышение производительности персонала компании во время перелета. Другие достоинства бизнес-авиации:
1. Экономия времени – главное достоинство бизнес-авиации. Возможность беспересадочного перелета между небольшими местными аэродромами.
2. Повышение продуктивности работы во время полета – наличие офисного оборудования на борту самолета и отсутствие посторонних свидетелей, затрудняющих конфиденциальные переговоры. Последнее является важным качеством, так как часто борт самолета используется как место ведения переговоров.
3. Сокращение нерабочего времени сотрудников компании, проведенного вне дома и семьи, – важный фактор для западных стран. Гибкий график, легкое достижение пункта назначения позволяют решать поставленные перед командированным сотрудником или руководителем фирмы задачи в течение одного рабочего дня.
4. Информационная защищенность – сведение до минимума возможности утечки информации, отсутствие посторонних свидетелей и нежелательного общения.
5. Максимальная личная безопасность – реактивный бизнес-самолет, как правило пилотируемый двумя опытными пилотами, обладает гораздо большей степенью безопасности по сравнению с самолетами рейсовой авиации.
6. Полная свобода в планировании полета – возможность при необходимости оперативно изменять график полета, время пребывания в одном месте без риска выплаты неустоек и привязки к рейсам. Возможность избегать ночных полетов.
7. Имидж компании.
Остановимся подробнее на некоторых из них: пассажиры самолетов бизнес-авиации проводят время в полете более продуктивно, чем в офисе. Это объясняется отсутствием раздражающих факторов, присущих обычному офису, и мобилизующей обстановкой на борту самолета. Как свидетельствуют данные исследования, деловые переговоры на борту бизнес-самолета происходят в восемь раз чаще, чем на самолете рейсовой авиации. Переговоры с клиентами происходят почти в семь раз чаще. Более того, на борту коммерческого самолета желание отдыхать или читать литературу, не связанную с профессиональной деятельностью, возникает в три раза чаще, чем при полете на самолете бизнес-авиации. Эти цифры косвенно доказывают выгодность использования бизнес-авиации как мелкими предпринимателями, так и крупными компаниями.