Судьба свела меня с удивительным человеком. Когда-то он был нападающим известного московского футбольного клуба. Но потом перспективный спортсмен неожиданно для многих окружавших его людей круто изменил свою жизнь и стал священнослужителем.
В Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь я попал, как мне тогда казалось, от полной безнадежности и безысходности. Меня привезли туда добрые люди и посоветовали пожить какое-то время в обители. Вместе с послушниками и монахами после церковных служб я занимался различными хозяйственными делами: колол дрова, таскал воду из колодца, но больше всего пришлось чистить картошку. Ее ежедневно надо было готовить на всю братию и паломников монастыря по пять-шесть огромных баков.
А еще я окунался в святой источник, вода в котором просто ледяная. Но зато после него в душе и во всем теле было такое ощущение, словно заново на свет Божий родился. Конечно, были исповедь и причастие. И беседа была с молодым наместником монастыря игуменом Саввой, который, словно мудрый старец, видел меня насквозь...
После нескольких дней моего пребывания в монастыре я возвращался домой совсем другим человеком. И совсем с другими мыслями в голове: жизнь не заканчивается, из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное – никогда не отчаиваться. И конечно же, верить!
Среди болот и лесов псковских
Крыпецкая обитель находится всего в двадцати верстах от Пскова. Но, преодолев их, вдруг осознаешь, что попал в совсем другой мир. Суета повседневного бытия, житейские дрязги остаются где-то далеко, а здесь лишь тишина изначальная и какая-то неземная благодать. Кто только не находил духовную поддержку в этих стенах! Великие молитвенники земли Русской Савва и Корнилий, митрополит Киевский и Галицкий Евгений, непревзойденный дипломат Ордин-Нащокин, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Не имена, а история России!
Крыпецкий мужской монастырь основали во второй половине XV века. Изначально это был скит святого Саввы Крыпецкого. Из его жития можно узнать, что он приехал в Псков, вероятно, из Сербии или с горы Афон. Он искал тишины и уединения. Савва пришел в Елеазаровский монастырь. После нескольких лет послушания Савва взял у игумена благословение на пустынножительство и ушел в местечко Крыпцы, расположенное среди болот и лесов. Там построил себе хижину на берегу озера и начал жить в посте и постоянной молитве.
Савва питался овощами и травами, возделывал землю. Он построил первый деревянный храм в честь святого апостола Иоанна Богослова с приделом в честь святого Саввы – архиепископа Сербии. Вскоре молва о пустыннике распространилась среди местного населения. И потянулись к нему люди, желающие получить совет или исцеление больной душе… Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители поставил игуменом Кассиана и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что-либо своим. В келье самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которую он ложился для короткого отдыха.
В 1487 году был официально основан мужской монастырь «на вече», который получил крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Спустя восемь лет, 28 августа 1495 года, преподобный Савва преставился. Ученики с великим плачем погребли его тело на правой стороне построенной им деревянной церкви Святого Иоанна Богослова.
С приходом богоборческой власти в 1918 году монастырь закрыли, земли конфисковали в пользу государства. И казалось, все забыли о некогда славной обители. Только паломники тайно пробирались туда, чтоб помолиться на святых могилах, поставить свечи в разрушенных храмах.
В 1990 году монастырь был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. Мне посчастливилось познакомиться с новым игуменом – отцом Дамаскином, жизнь которого трагически оборвалась до обидного рано... Он вместе с братией и приступил к возрождению святого места. Восстановили дорогу к монастырю, церковь в честь святого Саввы, где покоятся его мощи, нижний храм в честь пяточисленных мучеников…
Сегодня Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь по праву именуют одним из самых замечательный памятников псковской архитектуры и настоящим чудом среди болот и лесов.
Он уехал, никому ничего не сказав
Наместник монастыря игумен Савва словно угадал мои мысли: «Да, здесь действительно удивительное, особое место».
Шесть веков монахи и схимники молились на этой земле за веру и Святую Русь. Народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность. Русский человек всегда искал высший смысл своего жития. Что же заставляет человека изменить свою жизнь и уйти в монастырь? Отец Савва не задумываясь дал ответ: «Это, как правило, жизненные обстоятельства. Во все века русские искали спасения души. Искали возможность жить по воле Божьей и находили в этом высший смысл жизни».
И ведь действительно так! Лично для меня самый впечатляющий пример – судьба Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина. Из истории известно, что его трудам Россия была обязана подписанию временного перемирия с Турцией, выгодного Валиесарского договора со Швецией, давшего выход к Балтийскому морю. Будучи псковским воеводой в 1665 году, он ввел городское самоуправление с выборными представителями от народа. Благодаря его дипломатическим способностям был подписан Андрусовский мир с Польшей, и России отошли Чернигов, Смоленск, левобережная Украина с Киевом. Его вклад в развитие экономики и внешней политики бесценен. Но от интриг и мирской суеты он уходит в Крыпецкий монастырь и принимает постриг под именем Антоний.
«В монастырь уходят, когда жизнь в миру становится неприемлемой, а изменить ее нет сил», – с мнением отца Саввы трудно было не согласиться. Тем более что это подтверждается и его собственным примером.
Игумен Савва – в миру Павел Владимирович Комаров. Вырос в достаточно обеспеченной семье. Сделал успешную спортивную карьеру. Даже в монашеском одеянии поклонники до сих пор на фотографиях узнают бывшего нападающего московского футбольного клуба «Торпедо». Успех, материальное благополучие, признание. И вдруг...
Из команды Павлу пришлось уйти после того, как он увел всех игроков на крестный ход в Пасхальную ночь. Если бы Павел устроил в эту ночь пьянку в команде, то его, скорее всего, мягко пожурили. Но коллективный поход в церковь был вне понимания тогдашнего спортивного руководства. Разгневанный тренер с помощью крепких словечек объяснил Комарову, что теперь его место не в футболе...
Но Павел и без тренера уже знал, где отныне его место. «Для моего духовного отца это не было секретом, – вспоминал то время игумен Савва. – Поначалу же было благословение старца Николая Гурьянова пойти в Крыпецкий монастырь. Полтора года я ездил по монастырям, по святым местам. Молился, отходил от той жизни, которая была. Просто я все держал в тайне. Принимая решение стать монахом, нельзя об этом говорить, иначе не сможешь уйти. Я уехал, никому ничего не сказав. Материальное благополучие не может быть самоцелью, это лишь вспомогательное средство бытия, полноту которого определяет духовная составляющая. Так должно быть и в личной, и в общественной, и в государственной жизни. Когда мы это понимаем, все встает на свои места».
Задумайтесь, люди: чаша зла переполнена!
История Крыпецкого монастыря овеяна легендами. Из чудес, описанных в житии Саввы, знаменательно, например, такое. Однажды разбойники прошли ночью к обители, чтобы ограбить ее. Но их предводитель вдруг увидел множество людей, которые ходили по монастырю с фонарями. Испуганные разбойники обратились в бегство. Им казалось, что за ними гонится множество народа под предводительством седого старца. На другой день, узнав с удивлением, что в обители никого чужих не было, разбойники раскаялись, а атаман их в обители преподобного Саввы постригся в монахи.
Немало невероятных вещей происходит и в наше время. Как твердо уверены в монастыре, без помощи высших сил сделать все, что видит сейчас любой прихожанин, просто невозможно. В первые годы восстановления храма в то время новый настоятель отец Дамаскин хотел попросить о помощи тогдашнего директора псковского предприятия «Гидроимпульс» Николая Лебедева. Но секретарша священника и на порог кабинета не пустила. Ушел отец Дамаскин ни с чем. Только в ту же ночь директору завода стал сниться белобородый старец, он указывал на полуразрушенную колокольню и храм, призывал помочь. Сон повторялся из ночи в ночь. Директор стал искать место, которое снилось. А когда нашел, то в одной из икон узнал старца, являвшегося во сне. Это был Савва Крыпецкий. С тех пор завод стал помогать строящемуся монастырю. И между прочим, когда я встретился с Лебедевым и напомнил ему об этой истории, Николай Георгиевич подтвердил в ней каждое слово.
В житии преподобного Саввы описано немало чудесных исцелений. Случаются они и в наше время. Вот что рассказал наместник монастыря игумен Савва: «Мне особенно запомнился морской офицер. В свое время он, будучи командиром подводной лодки, спас весь свой экипаж, казалось бы, от неминуемой гибели, а сам очень сильно пострадал. Приехал к нам практически в безнадежном состоянии. Купался в источнике, мы молились за него. Сейчас здоровый человек».
А еще было интересным узнать отношение отца Саввы к страданию и прощению. В конце концов человек должен страдать или Господь создал его для любви и радости? «Любовь – это и есть страдание, – был ответ священника. – Без страдания настоящей любви не бывает. А прощение – это и есть спасение. Мы оказываем милость тому, кого прощаем, а если наоборот, то берем на себя грех жестокосердия. По сути, бросаем камень в того, кто протянул к нам руки. Убивая веру в доброту, вы убиваете веру в Бога. Вы уничтожаете свой путь к спасению. Сколько раз вы просили у Господа прощения для себя? Тогда почему, ожидая его от Всевышнего, вы отказываете в прощении ближнему? Прощать тяжело, это милость – дар Божий. Но ведь и человек создан по образу и подобию Божьему и, если он настоящий христианин, должен найти силы дать ближнему то, что желает себе».
На прощанье я задал настоятелю монастыря последний мучивший тогда меня вопрос: что ждет Россию в ближайшее время? «Скорбь. Великая скорбь. Последние годы показали нам многие моменты, связанные с природными катаклизмами. Вместе с тем уровень жизни людей становится выше, но не духовнее. Мир, порабощенный грехом, утопающий во зле, не может быть вечен. Люди должны понять, в каком хрупком мире мы живем, как мало значат все наши накопления и достижения. Чаша зла, которую мы создаем своими неправедными поступками и мыслями, переполнилась. Необходимо четко осознать, кто мы и чего хотим. Надо трезво оценить свои возможности. Вспомним о том, что мы православные люди, наследники тысячелетней великой России, державы святости...»
Сергей Рогожук