Организаторы Hannover Messe штрафуют экспонентов, если во время работы выставки на стенде нет представителя компании. Налагаемый штраф не убийственный по сумме, но ощутимый и неприятный: 1000 евро. На второй день работы «крупнейшего в мире инновационного форума» на стендах главных экспонентов от страны-партнера, то есть от России, были только девочки-стендистки, статисты, в основном студенты из России, которые учатся и живут в Германии. Они могли только раздавать конфеты, футболки, напечатанные с золотым тиснением на дорогой дизайнерской бумаге буклеты на русском языке с видами и пейзажами России и говорить одно из двух: или «что все остальные где-то здесь», или, что было правдой, «никого нет дома». Буклеты на русском были никому не нужны, конфеты шли лучше…
Ганновер маленький в общем-то городок. Здесь нет моллов для шопинга, нет убойных клубов с легкими наркотиками и нет богатых для загородного тура диковин. Европа. Все рядом: и Амстердам, и Ницца. Вышел за порог с шенгенской визой и гуляй. Путин уехал, контракт подписан, новость об этом на сайте висит, все, хватит. Абзац.
Стендов громадины размером с приличный дом и никого. До щекотки знакомый логотип и девочка с ногами и улыбкой. Работа кипит.
Россия не блеснула в Ганновере. Как есть. Понятно было, что нефть, газ и железная дорога. Еще Уралвагонзавод, без которого теперь в России никуда. «Роснано» и Сколково – непонятно, но здорово. Презентации на русском языке и «круглые столы», где все посетители прекрасно понимают родную речь. Междусобойчик.
Первый день работы Hannover Messe в одном из павильонов закрывался вечеринкой Innovation Night. На стендах павильона компании открыли барные стойки и разливали пиво, раздавали свои традиционные закуски, играла музыка и… шли презентации продуктов и технологий тех самых компаний. На стенде Минобра, который устроил в этом павильоне что-то очень увлекательное и неожиданное, о космосе на чистом русском языке рассказывал космонавт Волков, которого сменил дедушка-профессор из НИИ. Около десятка соотечественников, подперев голову, чтобы не заваливалась на бок, и сжимая зубы, чтобы не зевать от скуки, пили квас. То ли исчерпав программу выступлений, то ли ощутив «что все как-то неуклюже», на стенд вышли курские студенты-казаки, и грянула в павильоне лучшая русская инновация – русская народная песня.
То ли потому, что в прошлом году в Ганновере страной-партнером был Китай, то ли потому, что и в этом году китайцев в Ганновере было явно больше русских, мне вспомнился прошлогодний разговор с бывшим министром иностранных дел Китая Ли Чжаосином, даже не разговор, а спор, вечный спор: о выборе России между Востоком и Западом. Господин бывший министр Поднебесной тогда несколько раз повторил, что России этого не надо, что это ложный выбор, что его, по сути, и нет. «России нужно оставаться собой. А для того, чтобы это сделать в сегодняшних условиях глобальных рынков и мировой конкуренции, вам (нам) необходимо выводить в приоритет инновационное развитие и прогресс, следя за его качеством». Слушая «Распрягайте, хлопцы, коней», я думал, что как-то непонятно. Россия на Hannover Messe привезла самые инновационные компании: Газпром, «Роснефть», «Транснефть» и РЖД. Или эти компании привезли Россию в Ганновер? Понятно, что Путин приезжал в Германию сам, на выставку и на день рождения своего старинного приятеля Герхарда Шредера, который живет в Ганновере, но зачем здесь были все остальные – чиновники и служащие госкорпораций? Подписать контракт в присутствии президента? Понятно. Приятно. По-нашему. А чиновники региональные, они-то зачем и за какие деньги? Инвестиционный климат улучшать? Это вряд ли.
Вспомнилась мне еще одна фраза Ли Чжаосина едва ли не о главном, чем разнятся наши страны и чем Китай, может быть, отличается от всех других стран: «Мы в Китае верим, что человек является хозяином страны, а правительство – его слуга», – не просто сказал, а подчеркнул Ли Чжаосин. Запомнилось и вспомнилось. К месту.
* * *
Выставка работает пять дней. Инсталляции и перфомансы, конференции и презентации от заката до рассвета, каждый день. А еще гордость. Вот что еще есть в Ганновере. Гордость и радость победителя на каждом стенде, в каждом дружеском рукопожатии, в открытой улыбке любого менеджера или президента компании, который работает тут же, на стенде. Работает эти дни здесь, потому что его компания выставляется на Hannover Messe и нет ничего важнее этого сейчас. А поводом и предметом гордости участника этой выставки может быть, допустим, подшипник, а может и уникальная технология. We make it work – и компания объявляет о том, что увеличивает свое присутствие в сегменте, где нет монополии, но есть такой игрок, как ABB, а Volkswagen XL1 – красивая инновация, в которой главное – энергоэффективность. Та самая, которая в приоритете в мире и в законе в России. А красота самой машины – лишь бонус. При этом Volkswagen, как и все остальные участники Hannover Messe, подчеркивает, что «российский рынок очень большой и очень перспективный в плане продаж».