Есть у энергетиков традиция – в конце года, 21 декабря, подвести итоги, сверить часы успеха и надежды. Эксклюзивное интервью Андрея Лавриненко, вице-президента Alstom Power в России, странах CНГ и Грузии.
–В этом году наши усилия были сфокусированы на реализации уже законтрактованных проектов. Конечно, заключались и новые договоры, но самое важное в этом году – это отработка взаимодействия по уже существующим обязательствам, их исполнение. Из новых проектов хочу отметить поставку паровых турбин Arabelle на Балтийскую АЭС – контракт заключен в этом году, хотя основная работа по подготовке предложения была проделана раньше. Второе достижение года – подписание контракта с «Мосэнерго» на сервисное обслуживание установленного на ТЭЦ-26 оборудования Alstom.
Проведена серьезная работа по совместным предприятиям. Мы развиваем в первую очередь наиболее востребованные подразделения: сейчас это все, что связано с разработкой технических решений и взаимодействием с местными поставщиками и партнерами, то есть инжиниринг и закупки. Очень важно, чтобы совместные предприятия были правильно организованы, укомплектованы и сфокусированы на выполнении бизнес-планов. Без этой подготовки выполнять проекты в срок будет тяжелее, а ведь одна из наших основных задач – именно работа на качественное и своевременное исполнение текущих и будущих заказов.
– Что нового в технологиях, во внутренней работе в компании в этом году, к чему вы готовитесь на будущее?
– За последние два года наша компания достигла большого успеха на рынке России: продано восемь газовых турбин, проработан ряд контрактов. Этот успех связан с двумя факторами: первый – обязательства генераторов по договорам на поставку мощности, которые надо было реализовать в прошлом и этом году; второй – это правильная комплектация нашего предложения для разных заказчиков. Каждый заказчик ставит для себя приоритетную задачу: кто-то надежность оборудования, кто-то срок возврата инвестиций. И всякий раз требуется взвешенное и проработанное решение, максимально отвечающее всем требованиям заказчика.
Мы уже давно определили для себя формулу успеха: не просто продать заказчику оборудование с заданными техническими характеристиками, но предложить правильное инженерное решение, которое изначально, может быть, не планировалось, но именно эта компоновка или состав оборудования – лучше для этого проекта в сравнении с другими. И финансовая составляющая у каждого клиента своя: одни за свои деньги покупают, другие с привлечением иностранных кредитов, третьи с привлечением российских банков, кредитных агентств. Все настолько индивидуально, с точки зрения комплектации, формата решения, что такую работу можно сравнить с кутюрье – кутюрье в энергетике. Это значит, что производитель оборудования по требованиям своего клиента, по его параметрам и запросам формирует оптимальное решение. Естественно, когда клиент анализирует результаты этой работы, он видит, насколько такое решение лучше для всего проекта. И финансовая составляющая – это только часть комплексного подхода.
Надо основательно поработать с клиентами, чтобы понять, как они видят бизнес-модель своего проекта: у кого-то есть договоры на поставку электричества, кто-то инвестирует на будущее, кому-то нужно закрыть недостающие мощности. Каждый раз этот анализ рождает новые идеи, улучшает или меняет стандартные решения, которые планировались раньше. И наш успех, повторюсь в том, что мы, как кутюрье в энергетике, для каждого проекта подготавливаем свое оптимальное решение.
– А вы инвестируете в новые технологии?
– Портфель продуктов Alstom очень широк. Ведь мы работаем не только в тепло- и гидроэнергетике, но и в атомной, ветряной энергетике. Предлагаем АСУТП, сервис своего оборудования и оборудования сторонних производителей – линейка очень большая. Но если перестать постоянно искать новые технологические решения, в какой-то момент просто потеряешь темп. Наша команда НИОКР за последние год-два очень продвинулась. Осуществлены серьезные инвестиции в новые направления, выделен ряд базовых для компании технологий, которые необходимо развивать. И этих технологий порядка 80! В работе по НИРу занято порядка 2000 человек. Это серьезный потенциал, который в долгосрочной перспективе позволит нам постоянно генерировать свежие решения.
– Где вы берете таких специалистов? Какую школу они проходят в вашей компании?
– Такие люди очень ценны, и их трудно найти на рынке персонала. В большинстве случаев круг профессионалов среди специалистов в масштабе страны известен. Наше преимущество в крепком слаженном коллективе инженеров, которые работают в компании многие годы и видят результаты своей деятельности. Текучка кадров с точки зрения НИРа не очень большая. Многие работают по 10–20 лет. При таком опыте у людей есть концептуальное видение: как все начиналось исторически, почему это происходило именно так, как будет идти дальнейшее развитие – и это крайне важно. Здесь работают несколько факторов: талант сотрудников и умение компании выстроить правильный процесс, чтобы технически и коммерчески интересные решения реализовались. Тогда компания сможет постоянно быть конкурентоспособной. Можно ведь много проектов рассматривать, но в результате важен сухой остаток: что реализовано, и какие преимущества это дало компании. Поэтому сотрудники Alstom постоянно проходят курсы переподготовки кадров, а сама научно-исследовательская работа внутри компании организована таким образом, чтобы направить большое количество информации в правильное русло.
– Энергетический рынок России огромен, но здесь нет свободного места, конкуренция очень высока. Ваши козыри в конкурентной борьбе?
– Конкурентное преимущество, как молоко, должно быть всегда свежим. Если ты надеешься, что оно продержится достаточно длительный срок, то ты всегда должен иметь в запасе следующее конкурентное преимущество. Рынок открыт, все друг друга знают. И конкурентная борьба – это настоящее соревнование. Достаточно быстро нужно определить, какая стратегия у компании, куда она начинает инвестировать средства. И вопрос в том, насколько правильно ты просчитываешь свой следующий шаг, который позволит тебе быть конкурентоспособным на рынке. Успех Alstom обусловлен быстрой реакцией на меняющуюся обстановку, меняющиеся приоритеты клиентов, внимательным отслеживанием того, что происходит на мировом рынке, как меняется фокус в одних странах, скажем, с тепловой энергетики на возобновляемую, как идет развитие атомной энергетики после «Фукусимы». Существует огромное количество внешних факторов, которые влияют на выбор следующего шага для конкурентного соревнования, но нужно постоянно быть готовым его сделать, понимая, что конкурентное преимущество надо обновлять.
– Вы работаете на рынках стран СНГ? Насколько новые рынки помогают вам сосредоточиться на основных направлениях?
– Я считаю, что в стране очень важно иметь правильного партнера и правильное понимание требований к проекту или оборудованию, а также требований к степени локализации. Симбиоз этих трех основных вещей позволяет глобальной компании в каждой стране позиционировать себя одновременно и как локальную. Мы решительно продвинулись на рынке Казахстана. Это очень серьезный рынок. Конечно, нам помогает то, что наши коллеги по транспортному бизнесу Alstom, работающие там, достигли значительных успехов и имя Alstom ассоциируется с мировым технологическим лидерством.
– Мировой рынок меняется под влиянием рыночной паники, движений рыночных волн или есть закономерности, которые вы видите или просчитываете и в соответствии с ними строите свою работу?
– Есть моменты, предсказуемые в долгосрочной перспективе: по стоимости материалов, ресурсов, полезных ископаемых, примерно прогнозируемые цены на газ, позволяющие понять потребности клиента, планируемые разработки месторождений газа, угля, то есть можно определиться с долгосрочной логистикой – где будут находиться источники для выработки энергии. Сложнее предусмотреть сроки реализации проектов. Как с «Фукусимой»: сначала был всплеск негативного отношения к атомной энергетике. После анализа и работы над ошибками, работы над пониманием необходимого уровня безопасности атомных станций стало ясно, что от этого источника энергии не следует отказываться. Или пример волновых электростанций, которые из разряда теоретических проектов переходят в разряд практики. Есть экспериментальные установки, которые показали свою состоятельность, в эти установки вносятся изменения, растет понимание сроков выхода на серийное производство приливных и волновых станций. И с ветроэнергетикой: если раньше казалось, что везде будут стоять ветропарки, то потом оказалось, что есть регионы, где это выгодно и экономически обоснованно, а есть такие, где это совершенно не нужно. Способность правильно оценить последствия комбинации спонтанных и предсказуемых факторов определяет конкурентоспособность компании в каждом сегменте энергетики.
– Вы с оптимизмом смотрите на ближайшее будущее?
– Портфель наших продуктов затрагивает все отрасли энергетики, так что для любого всплеска интереса к той или иной технологии, инновации у нас есть все ресурсы, чтобы это новое направление поддержать. Мы с большим оптимизмом смотрим на будущее Alstom на энергетическом рынке.
– Несколько слов к Дню энергетика.
– Я хотел бы пожелать всем своим коллегам, чтобы мы помнили и гордились тем, что в каждом ватте и в каждом джоуле есть частичка усилий каждого из нас, чтобы мы помнили, что работаем на благо наших близких, на благо всех потребителей электроэнергии и тепла. Хочу пожелать всем нам сил, здоровья, чтобы у всех все сложилось по-доброму в личной и профессиональной жизни, так, как задумывалось. И даже лучше.
Беседовал Алексей Иванов