Интервью Андрея Лавриненко, вицепрезидента Аlstom Энергетика по региону Россия, СНГ и Грузия, журналу «Энергополис».
ЭНЕРГОПОЛИС: Андрей Александрович, Alstom – известная международная компания, активно работающая в России, которую особо представлять не надо. Какие задачи Alstom решает, участвуя в выставке Russia Power?
Андрей лавриненко: В Russia Power Alstom участвует уже далеко не первый год, и основная задача нашего присутствия на этой площадке – еще раз напомнить про те продукты и решения, которые у нас есть для тепловой генерации и возобновляемой энергетики. На конференциях, проводимых в рамках Russia Power, мы рассказываем об изменениях и технических улучшениях, осуществленных либо с продуктом, либо c услугой: это могут быть инжиниринговые решения, проекты силового сегмента, проекты по повышению эффективности газовых турбин, которые имеются в нашей линейке, и т.п. Кроме того, Alstom сегодня активно предлагает услуги сервиса, как для собственного оборудования, так и для оборудования других производителей, в частности газовых турбин.
ЭП: По вашему мнению, в связи с ограничением роста тарифа естественных монополий, вызвавшего сокращение или корректировку инвестиционных программ компаний, что станет основным трендом 2014–2015 годов – ввод новых мощностей, вывод неэффективных или, скажем, модернизация действующих?
ал: На мой взгляд, это зависит от региона. Потому что применить одну и ту же модель на девяти часовых поясах будет непросто. Если посмотреть на динамику потребления электричества в стране, то оно падает. Это говорит о том, что строительство новых мощностей будет осуществляться только в тех регионах, где не хватает резервных мощностей. Такие регионы есть от Урала до Дальнего Востока. Но, с другой стороны, возможны решения по перетокам энергии и за счет строительства новых сетей.
Что касается трендов в модернизации, то здесь речь, в первую очередь, идет о глубокой модернизации отработавших ресурс паровых турбин с заменой лопаток. Также виден определенный интерес к модернизации котлов котельных малой и средней мощности.
Я думаю, что в сложившихся условиях финансовые ресурсы будут направлены в большей степени на поддержание, ремонт, реконструкцию и модернизацию действующих станций, существующего оборудования, нежели на новое строительство. Средства пойдут на оптимизацию поставок запчастей. Нынешняя ситуация наверняка немного подхлестнет внутренний рынок запчастей, как это уже было в 2008 году. Рынок сервиса еще более активизируется и получит дополнительное развитие. Ведь оборудование имеет тенденцию ломаться и вырабатывать ресурс. Даже если не будут строиться и вводиться новые мощности, остановы все равно будут иметь место, а следовательно, будут требоваться серьезные ремонтные усилия, на которые придется искать и выделять средства.
ЭП: Простите, не могу не задать вопроса о том, что вы думаете по поводу источников финансирования, скажем так, масштабной модернизации?
ал: Для ответа на этот вопрос нужно оценить положение дел у игроков рынка в регионах. Вряд ли будет иметь место широкое вливание средств в весь регион или в какую-то отдельно взятую компанию. Скорее всего, речь будет идти о точечной модернизации или, в случае крайней необходимости, о точечном строительстве новых мощностей. Что касается собственно финансирования, это могут быть вливания госсредств в те же критические ремонты либо точечные инвестиционные проекты компаний с целью мотивировать других участников рынка: поставщиков оборудования, сервисные и инжиниринговые компании.
Я уверен, что рынок – живой, саморегулирующийся организм, даже в той его части, где, как в тепловой энергетике, присутствует госрегулирование. Там, где котельные, например, находятся реально в плачевном состоянии, где просто физически необходима замена вышедшего из строя оборудования, местные власти или региональные игроки энергетического рынка могут подключить банки или иные финансовые институты, то есть смогут найти схемы для решения вопросов финансирования проектов.
Кроме того, в настоящее время в отрасли широко обсуждается новая модель рынка тепловой энергетики. Банковский сектор, в частности занимающийся вопросами финансирования программ энергоэффективности, находит возможным кредитовать проекты модернизации котельных. Такие механизмы финансирования на рынке сегодня есть. Просто до нынешнего момента интересы банков и финансовых институтов в большей степени распространялись на другие сферы, другие инструменты и сегменты рынка – те, которые обещали большую доходность. Но сегодня, с одной стороны, мы наблюдаем непростую ситуацию в экономике в целом, а с другой – говорим о новой модели рынка теплоэнергетики и о необходимости создания условий для привлечения инвестиций в отрасль. Если мы создадим такой рынок, то вполне возможно, что финансисты обратят свое внимание именно на работу с муниципалитетами, в чьем ведении находится большая часть малых и средних котельных, а также на работу с региональными генерирующими компаниями для финансирования проектов модернизации оборудования, турбин, котлов, сетей.
ЭП: Андрей Александрович, назовите основные проекты Alstom на 2014 год.
АЛ: В тепловой генерации основной проект сейчас – это Казанская ТЭЦ-3 (заказчик ТАИФ). Alstom также активно ведет проекты в области сервиса газовых турбин и модернизации паровых турбин. У нас есть решения для глубокой модернизации практически всех линеек паровых турбин с заменой цилиндров низкого и высокого давления. Речь идет в основном о технически сложных проектах, требующих серьезной инженерной проработки.
Мы сейчас планируем ряд проектов в возобновляемой энергетике, в частности в области гидроэнергетики в Средней Азии и на Кавказе. Мы выиграли конкурс на поставку оборудования для ШуахевиГЭС в Грузии. Ожидаем также модернизации Воротанского каскада ГЭС в Армении.
Недавно Alstom начал шеф-монтаж первой из двух наших газовых турбин GT13E2, которые мы поставим на Нижнетуринскую ГРЭС. Проект реализуется в рамках соглашения между Alstom и ГК «Ренова», подписанного в 2011 году, предусматривавшего в том числе поставку пяти газовых турбин GT13E2 каждая мощностью 180 МВт производства Alstom на генерирующие объекты «КЭС Холдинга»: на Нижнетуринскую (две турбины) и Новогорьковскую (две турбины) теплоэлектростанции, а также одну турбину на Академическую ТЭЦ. Мы уже поставили предусмотренные соглашением турбины GT13E2 с генераторами и вспомогательным оборудованием на Новогорьковскую ТЭЦ в рамках ее реконструкции и в настоящий момент осуществляем их монтаж. Работы по реконструкции должны быть завершены уже к концу нынешнего года. Оборудование Alstom позволит увеличить электрическую мощность введенной в эксплуатацию в 1956 году станции почти в 2 раза – до 575 МВт.
ЭП: Alstom активно локализует свое производство в России...
АЛ: Верно. У нас, например, создано СП по производству гидрооборудования малой и средней мощности с «РусГидро». Уже поданы документы на госэкспертизу по строящемуся в Уфе заводу. На стадии разработки документации находится СП с «Росатомом», которое будет выпускать в Волгодонске тихоходные паровые турбины для АЭС на базе нашей технологии ARABELLE. С коллегами из «Атомэнергомаша» наша французская команда работает над этим проектом с точки зрения наполнения портфеля заказов будущего завода. Как вы знаете, у «Росатома» есть серьезные программы зарубежного строительства, где СП планирует участвовать.
ЭП: Андрей Александрович, мы поговорили с вами о рынке тепловой энергетики и высказали свои ожидания от производимой реформы в этой отрасли, назвали основные реперные точки 2014 года компании. Но у каждого бизнесмена есть свои пожелания к рынку. Какие пожелания к российскому рынку у компании Alstom – поставщика инновационных технологий и оборудования?
АЛ: Поскольку бизнес обоих энергетических секторов Alstom (теплоэнергетики и возобновляемой энергетики. – Прим. «Энергополиса») – это прежде всего рынок мощного оборудования, тепловых, газовых и гидротурбин, то нам очень важен рост электропотребления. Этот рост формирует дефицит и заказы на линейку продуктов и решений, предлагаемых нашей компанией. Именно рост электропотребления создает спрос на новые мощности. Поэтому основное наше пожелание – это, конечно, рост ВВП, то есть рынка как такового, который уже приведет к росту потребления энергии и, как следствие, к повышенному спросу на нашу продукцию.