Десять лет назад в России в ходе реформы отечественной энергетики родилась независимая структура – «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы». Новое открытое акционерное общество стало первой инфраструктурной организацией, выделенной из состава ОАО РАО «ЕЭС России» в самостоятельную компанию. Спустя пять лет это название было сокращено: отныне важнейшая в жизни отрасли организация стала именоваться «Системным оператором Единой энергетической системы» (СО ЕЭС).
Через толстое стекло журналисты с любопытством разглядывают огромное помещение, в котором находится всего пять диспетчеров. Все их внимание приковано к компьютерным экранам, на которых, так же как и на гигантских размеров щите управления, непосвященному трудно понять что-либо. Ясно лишь одно: щит – это своеобразная карта электроснабжения всей нашей страны – от Москвы до самых до окраин. И вся эта махина работает в режиме онлайн, требуя от диспетчеров круглосуточного повышенного внимания. И если душой и сердцем Системного оператора смело можно назвать всех людей, работающих в этой компании, то мозгом – вот это самое помещение с его щитом управления.
Только вдумайтесь: в главный диспетчерский центр ежегодно поступает более 275 тыс. телеизмерений, которые характеризуют параметры режима, и почти 160 тыс. телесигналов с датчиков, управляющих механизмов и промышленных контроллеров, установленных на объектах диспетчерского управления. Или вот такая цифра: в каждый момент времени дежурство в 67 диспетчерских центрах Системного оператора несут 285 специалистов. Это диспетчеры, дежурные информаторы, оперативные дежурные по информационным технологиям, дежурные инженеры оперативного планирования.
Управление – в одни руки?Но это сегодня здесь царит уверенность в надежности уникальной системы, подтвержденной годами безупречной работы. А тогда, больше десяти лет назад, мало кто верил, что из идеи одного из российских реформаторов выйдет хоть какой-либо толк. Многие, наверное, уже догадались, что речь идет о Чубайсе. И действительно, именно он еще в 1998 году, только что назначенный на пост председателя правления ОАО РАО «ЕЭС России», возглавил рабочую группу. Ее задачей была разработка концепции реформирования электроэнергетической отрасли. И если кто забыл, то напомню: отрасли, к тому времени увязшей в неплатежах и постепенно приходившей в упадок. Идея Анатолия Борисовича заключалась в том, чтобы впервые в истории отечественной энергетики сосредоточить управление электроэнергетическим режимом всей страны в отдельной компании.
Рабочая группа состояла почти из двух десятков человек. Среди них представители науки – руководитель Института проблем энергетики Алексей Макаров и научный сотрудник этого вуза Игорь Сорокин, Анатолий Лазебник из Энергетического института им. Кржижановского, представители финансовых вузов, энергетического менеджмента – члены совета директоров «Новосибирскэнерго», а впоследствии члены правления РАО «ЕЭС России» Михаил Абызов и Леонид Меламед, один из авторов российской приватизационной модели Петр Мостовой, сотрудники ЦДУ ЕЭС и Федеральной энергетической комиссии. В группу входили и люди, впоследствии сыгравшие большую роль в создании Системного оператора: заместитель директора ОДУ Урала – директор ТРДЦ ФОРЭМ (в будущем генеральный директор ОДУ Урала) Петр Ерохин и заместитель директора ТРДЦ ФОРЭМ ОДУ Урала Борис Аюев (нынешний председатель правления Системного оператора).
Результатом работы этих людей стала программа действий, которая предусматривала фазу налаживания технологической и платежной дисциплины в энергетике, а затем – глубокое реформирование отрасли. В основу идеологии новой структуры управления электроэнергетическим режимом ЕЭС России была положена независимость Системного оператора от генерирующих, сетевых, сбытовых компаний. Независимость от коммерческих и производственных интересов субъектов отрасли позволяла совершенно объективно на основе ценовых заявок генераторов и с учетом сетевых ограничений осуществлять загрузку мощностей в условиях рынка.
Новая компания была официально зарегистрирована 17 июня 2002 года. Руководить ею доверили начальнику департамента генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей, члену правления РАО «ЕЭС России» Виктору Паули.
Революционным путемКоллектив новой компании сразу почувствовал сопротивление на местах. Многие директора АО-энерго предлагали создать еще один уровень управления режимами – собственные диспетчерские службы. Опасения были понятны: слишком уж революционной казалась тогда идея выделения оперативно-диспетчерского управления в отдельную независимую компанию. Но руководство Системного оператора имело свою четкую позицию: существование параллельных диспетчерских служб невозможно, оно способно внести путаницу в процесс управления режимами и тем самым снизить надежность работы региональных энергосистем и ЕЭС России в целом.
В отдельных регионах плавно пройти вопрос создания РДУ не удалось. К примеру, в Ростове-на-Дону генеральный директор «Ростовэнерго» фактически лишил помещений созданное местное РДУ, мотивируя это тем, что управление режимами теперь в функции «Ростовэнерго» не входит. И, если в большинстве регионов удалось договориться и взять в аренду помещения диспетчерских центров и кабинеты, подходящие для расположения персонала РДУ, в Ростове пришлось в спешном порядке покупать более-менее пригодное помещение, чтобы развернуть технологическую инфраструктуру с нуля, использовав вместо щита несколько плазменных панелей. А пока все это происходило, управляли энергосистемой фактически на коленках.
Сопротивление руководителей АО-энерго выделению оперативно-диспетчерской составляющей в конечном итоге сводилось к непринятию ими энергетической реформы в целом. Ведь создание РДУ, по сути, было первым сигналом того, что реформирование отрасли не просто чья-то частная инициатива, а реально запущенный на уровне государства процесс.
Первые во всем мире! Управление режимами усложнялось многократно: необходимо было обеспечить надежность и устойчивость работы ЕЭС России в условиях трудно прогнозируемой рыночной конъюнктуры, при этом обеспечив максимально возможную (с учетом системных ограничений) свободу проведения торгов. Никто в мире не решал подобной задачи в таких масштабах!
Запуск рынка требовал расчета режимов в режиме онлайн. Старая технология планирования на основе энергетической модели, включавшей агрегированные генераторные и нагрузочные группы, была уже неспособна это обеспечить. Тогда решили разработать электрическую расчетную модель на основе электрической расчетной схемы сети. Необходимый для этого расчет синтезированной схемы Европейской части ЕЭС России был сделан в первые месяцы работы.
Фактически это означало, что в Системном операторе приступили к созданию новой системы прогнозирования потребления и планирования режимов в условиях рынка. Решение этой задачи дало мощный толчок развитию методов математического моделирования для планирования и управления режимами. В этой сфере сейчас СО ЕЭС является одним из сильнейших системных операторов в мире.
Процесс создания региональных диспетчерских управлений продолжался до ноября 2008 года. Запущенный в прошлом году рынок системных услуг сформировал экономические стимулы для генерирующих компаний активно участвовать в процессе обеспечения системной надежности ЕЭС России, а также создал прецеденты: участие тепловой генерации в автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков мощности (напомню, до прошлого года этим занималась исключительно гидрогенерация) и появление в ЕЭС такого вида поддержания надежности, как нормированное первичное регулирование частоты, которого в отечественной энергосистеме не было никогда.
За прошедшие годы в важнейшей отрасли был достигнут существенный прорыв в повышении уровня автоматизации регулирования частоты и совершенствовании систем противоаварийной автоматики нового поколения, не имеющие мировых аналогов. А еще за прошедшее десятилетие Системный оператор обеспечил режимные условия для ввода в работу сотен новых и реконструированных подстанций и линий электропередачи, а также более 18 тыс. МВт генерирующих мощностей. Причем свыше 4,5 тыс. МВт введено в прошлом году, который стал рекордным по объему вводов за всю постсоветскую историю Единой энергосистемы!
Поздравляя свой родной коллектив, председатель правления СО ЕЭС Борис Аюев, конечно, не мог обойтись без пафоса. Но не согласиться со словами Бориса Ильича просто невозможно: «Создание эффективной системы технологического управления электроэнергетическими режимами ЕЭС России, способной обеспечить ее функционирование в новой системе экономических отношений, по масштабу и значимости сравнимо с задачами, которые стояли перед отраслью в наиболее напряженные периоды ее истории: строительством первенцев ГОЭЛРО, индустриализацией и послевоенным восстановлением, освоением энергетических богатств Сибири и Дальнего Востока и формированием Единой энергосистемы. Современная система оперативно-диспетчерского управления, вобравшая в себя все лучшее, что создано нашими коллегами с 1921 года, сформировала фундамент стабильного функционирования электроэнергетики сегодня и перспективного развития Единой энергосистемы на многие десятилетия в будущем».
Сергей Рогожук