Девиз ХVI Петербургского международного экономического форума «Эффективное лидерство» собрал в Северной столице с 21 по 23 июня трех президентов и двух премьер-министров, а также десятки высокопоставленных чиновников и руководителей крупных международных компаний.Недооценивающие значение питерского форума называют его «ярмаркой тщеславия», «пустой представительской тусовкой». Между тем каждая такая «тусовка» показывает подлинный уровень развития государства.
маленькой кофейне Armani, что в ГУМе, профессор маркетинга из Берлина с хорошей немецкой фамилией Кайзер говорил мне, что нет, Меркель в этом году в Санкт-Петербург не поедет.
– Только что прошел саммит G20, Греция опять же. Нет, она к Путину сейчас не поедет. Как говорится, дома дел полно.
Я поехал на форум, а Ангела Меркель на ПМЭФ не приехала. Она поехала поболеть за сборную своей страны на четвертьфинальный матч Германия–Греция, что тоже символично, согласитесь. Нам, русским, оно многократно символичнее. Символичнее даже, чем тем грекам, которые говорили после поражения 2:4, что очень всем довольны и прям сейчас полетят на свои пляжи пить свою метаксу, а немцы пусть идут и работают…
Визит на питерский форум – прекрасное лекарство для всех наивных, кто убежден, что власть и большой бизнес всерьез хотят реальных перемен. Сгруппировавшись в «красной зоне» Ленэкспо, основные экспоненты и ньюсмейеры форума устроили закрытую презентацию для самих себя и нужных им людей. Стоя напротив друг друга на своих стендах, они делали заявления для прессы и активно ныряли в кулуары, где так же активно комментировали часом ранее сделанные заявления. Так продолжалось всю первую половину первого дня работы ПМЭФ-2012, а потом приехал президент.
Как-то так случилось, что в президентской речи все услышали одно и то же, и, услышав это одно и то же, все сразу же пошли курить. А по трансляции над курилками форума неслось:
«Хочу сегодня вновь обозначить нашу принципиальную позицию: государство будет последовательно выходить из целого ряда отраслей и активов. План приватизации федерального имущества утвержден, он будет исполняться. Добавлю, что аналогичные планы приватизации должны быть приняты и на региональном уровне.
Но сразу же хочу подчеркнуть, это должна быть принципиально другая приватизация, не имеющая ничего общего с практикой залоговых аукционов и прочих сомнительных сделок, широко применявшихся в 90-е годы, когда государственные активы, созданные предыдущими поколениями наших граждан, приобретались за счет близости к административному ресурсу, за счет близости к власти по явно заниженной стоимости, а часто одновременно и за государственные же деньги. Все это в конце концов привело к искажению предпринимательской мотивации, надолго испортило нравы в самом бизнес-сообществе, породило серьезные системные проблемы, в том числе на психологическом, ментальном уровне. Согласитесь, сложно требовать общественного уважения к криво возникшей собственности.
К сожалению, я должен это признать, и последние шаги в этом направлении тоже показывают, что с тех пор мало что изменилось. С большим сожалением это констатирую. Поэтому для нас очевидно: новая приватизация должна быть безусловно принята российским обществом, и, значит, она должна быть понятной, честной и справедливой, должна быть основана на открытой, конкурентной продаже государственных активов, причем лучшему покупателю и по реальной цене».
Ведь вот же оно: криво возникшая собственность и серьезные проблемы на психологическом, ментальном уровне. Вот ведь оно как: «Согласитесь, сложно требовать общественного уважения…» Согласны.
В общей сложности более ста часов чистого времени участники форума провели на пленарной сессии, 28 панельных дискуссиях, четырех отраслевых завтраках и обедах, десяти «круглых столах», семи презентациях и других мероприятиях с участием политиков и бизнесменов из разных стран. Всего деловая программа форума включала 77 мероприятий (63 в 2011 году).
Высказывания Чубайса и Сечина, Грефа и Кудрина, влетая в уши слушателей, где-то внутри их голов сталкивались с их же психологическими проблемами. Казавшиеся очевидной констатацией слова Чубайса «Эпоха политической стабильности в России закончилась» перемешались с высказыванием Грефа «У нас нет выбора, надо сокращать расходы», и я увидел связь между макроэномическими показателями и собственными психологическими проблемами. Однако если мне диагноз ставит президент, то кто же будет тогда меня врачевать, кто будет править мне ментальность?
А то, что в рамках ПМЭФ-2012 подписано 84 соглашения, из них девять соглашений-контрактов на сумму более 360 млрд. рублей, в том числе четыре кредитных соглашения на сумму 164,4 млрд. рублей, и то, что год назад на форуме было подписано 68 соглашений на сумму 338 млрд. рублей, из них 17 инвестиционных контрактов на сумму 283,54 млрд. рублей, ко мне, с моим согласием, что со времен неправильной приватизации ничего в стране не изменилось, никакого отношения не имеет.
Интенсивность работы в течение трех суток в таком насыщенном и ярком информационном поле с такой концентрацией главного вырубила меня, и всю дорогу до Москвы я проспал. Говорят, что часто тебе снится именно то, о чем ты успел подумать, засыпая. Засыпая на верхней полке купейного вагона, я пытался вспомнить, записал ли я Кудрина. И приснился мне бывший министр финансов. Он был одет в белый халат, и у него на шее висел стетоскоп. Тихим и проникновенным голосом доктор Кудрин сказал мне: «Этот новый кризис не будет похожим, он будет иметь свои особенности. Поэтому уповать на то, что нам уже известно, как все делается, неправильно. Главная особенность этого кризиса в том, что он рискует ускорить всенародный нервный срыв».