Россия является второй по площади мировой державой и занимает первое место по энергоемкости экономики среди десяти развитых стран. В целом объем годового потребления энергии превышает аналогичный показатель стран со схожим экономическим развитием, территорией, климатическими условиями и промышленной инфраструктурой в 1,5–2 раза. Причина такого явления кроется не только в суровости климата, но еще и в отсутствии в РФ комплексной эффективной государственной политики в области энергосбережения.Принятый в 2009 году 261-й ФЗ об энергоэффективности, обязал крупных потребителей разрабатывать энергетические паспорта. С одной стороны, это прекрасная законодательная норма, подходящая, в частности, для стимулирования объектов ЖКХ. С другой стороны, далеко не все российские предприятия этой нормы придерживаются. В реальности многие российские компании рассматривают энергетический паспорт как номинальный, ни к чему не обязывающий документ. Таким образом, менеджмент принимает инвестиционные решения не на основании энергетического паспорта, а исходя из финансовой ситуации компании, условий рынка и его требований по снижению энергозатрат, что не совсем верно.
Главным стимулом к снижению энергозатрат для предприятий остаются цены на энергоресурсы, которые продолжают стабильно расти. По идее, это явление должно простимулировать интерес со стороны промышленников к мерам по повышению энергоэффективности на производствах как к средствам существенного снижения затрат. Однако пока что массовых заявок на проведение энергоаудита не наблюдается. Частично так происходит потому, что финансирование мер по поднятию уровня энергоэффективности – процесс сложный. Главный барьер – психологический: зачастую руководители предприятий не обладают информацией о важности мер по повышению энергосбережения на их производстве. Даже если технический и производственный персонал осознает важность оптимизации систем и определяет проекты для системной оптимизации, зачастую эти самые проекты испытывают трудности в получении поддержки от руководства компании и сложности с получением финансирования. Как правило, это происходит из-за недостатка информации. За рубежом меры по энергоэффективности применяют почти повсеместно.
Международный опытСовсем недавно законодатели в развитых странах нацелились на оптимизацию работы системы по повышению энергоэффективности в целом. Политика энергоэффективности в Нидерландах основана на добровольных соглашениях с промышленными секторами. Для повышения энергоэффективности используется широкий диапазон инструментов. Самым важным является то, что компаниям необходимо выполнять СЭМ. По результатам исследований и демонстрационных проектов разработаны экономически целесообразные варианты энергоэффективности для достижения уровня НИП. Эти программы работают в секторе уже 5–10 лет. Среднее снижение энергоемкости связано с системой управления энергопотреблением и оценивается в 1–3% в год.
Зарубежные промышленники давно поняли, что системная оптимизация предназначена для создания и внедрения таких промышленных технологий, как, например, моторы/приводы, насосы, системы сжатого воздуха, вентиляции и пароснабжения, уменьшающие количество энергии и снижающие себестоимость выпускаемой продукции. Благодаря этим мерам можно было бы оптимизировать более половины общего промышленного энергопотребления.
Системный подход начинается с анализа производственного процесса и необходимого для его оптимизации энергопотребления. Самое главное на этом этапе – определить реальную потребность в энергии, чтобы избежать ее перерасхода. На следующем этапе требуется провести оценку системы доставки энергии для производственных процессов, чтобы выявить настоящий объем потерь энергии при ее транспортировке. Наконец, необходимо определить типоразмер генерирующего оборудования. Согласно опыту развитых стран применение насосов, вентиляторов дает возможность сэкономить 20–30% энергии, применение систем сжатого воздуха дает возможность сэкономить 40–50% энергии, а пароснабжение дает возможность сэкономить 10–20%. На российских производствах аналогичные показатели могут быть существенно выше, ведь изначально все системы энергоподачи на производствах были спроектированы без учета мер по энергосбережению.
Еще один вопрос, возникающий в случае использования стандартного подхода с заменой старого оборудования на новое, заключается в том, что сбережения, полученные на начальном этапе, исчезают по истечении нескольких лет. Такое обычно происходит в случае недостаточного опыта в практике применения и эксплуатации и при отсутствии постоянного внимания к вопросам энергоэффективности.
В странах с развитой экономикой существует подход, преследующий долгосрочные цели в области энергоэффективности – разработка Системы ЭнергоМенеджмента (СЭМ). Это апробированный и эффективный инструмент для предприятий, который обычно поднимает годовую эффективность на 1–2% в течение многих лет, что подтверждено примером Нидерландов (добровольные соглашения с промышленными секторами) и Ирландии (135 компаний участвуют в государственной программе). СЭМ обычно нацелены на интеграцию энергоэффективности в повседневный трудовой процесс. Структурирование корпоративного взаимопонимания наряду с доступом к ноу-хау необходимо для достижения целей устойчивого энергетического развития. Энергоменеджмент нуждается в четком подходе, который глубоко связан и совмещен с промышленными операциями и управлением. Использование энергии подчинено производственным процессам, которые могут меняться с течением времени вследствие наладки выпуска новой продукции или внесения изменений в производственные планы. В то же время экономически эффективные проекты по сокращению энергозатрат не реализуются ввиду сложностей в управлении на том же эффективном уровне, как при работе с трудовыми ресурсами или материалами.
Ответом международного профессионального сообщества послужило создание руководства по внедрению Систем ЭнергоМенеджмента наряду с разработкой стандарта в этой области под маркировкой ISO (ISO 50001). Этот стандарт схож по своей структуре с ISO 9000/14000 в области качества и охраны окружающей среды, которые также требуют проведения регулярного независимого аудита для поддержания сертификации ISO, являющейся существенным конкурентным преимуществом на международном торговом рынке. Положительным примером результата управления энергозатратами на крупном производстве в России является опыт Ново-Липецкого металлургического комбината (НЛМК), который широко разрекламирован и рекомендован к тиражированию по всей стране.
Финансирование энергоэффективных проектовДаже в случае, когда энергоэффективные проекты разработаны с учетом быстрого возврата средств, реализовать их можно только в случае стабильного финансирования. Российские компании, работающие на международном рынке, уже реализуют крупные инвестиционные программы для модернизации своих производственных процессов, признавая тем самым важность и целесообразность инвестиций в энергоэффективность производственных процессов (например НЛМК и Северсталь). Эти российские компании уже заручились финансовой поддержкой ряда крупных международных финансовых институтов.
Финансируют энергоэффективные проекты такие институты, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк. У этих организаций действительно большой опыт по инвестированию в энергосбережение. Например, ЕББР начиная с 2006 года профинансировaл в России 83 проекта в области энергоэффективности общей стоимостью 11 млрд. евро. Банк выдает как прямые кредиты, так и кредиты через местные банки-партнеры в рамках «Российской программы финансирования устойчивой энергетики» (RUSEFF). Не так давно ЕБРР запустил программу, финансируемую Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), нацеленную на популяризацию внедрения Систем ЭнергоМенеджмента и оптимизации производственных процессов посредством оказания целевой технической поддержки энергоемким предприятиям непосредственно на объекте. «Программа энергоэффективности в российской промышленности» (ПЭРП) направлена на снижение энергозатрат и повышение конкурентоспособности крупнейших энергоемких промышленных предприятий. Основополагающими аспектами программы являются:
1. Разработка технико-экономических обоснований для модернизации существующих систем энергоменеджмента предприятия, в том числе в соответствии с ISO 50001;
2. Технико-экономические обоснования модернизации технологических процессов, оптимизации работы энергетических систем/энергоаудиты, включая системы утилизации тепла и генерацию энергии (когенерация и т.д.);
3. Финансовая оценка энергоэффективных проектов и разработка/оценка инвестиционных планов предприятия, в том числе с подготовкой документов по банковским стандартам и обеспечение доступа к источникам финансирования.
Любое из российских предприятий может бесплатно поучаствовать в этой программе. Предприятия получат индивидуальную консультацию экспертов по системе энергоменеджмента и оптимизации производственных процессов. Результатом четырехлетней программы должно стать увеличение интереса к внедрению Систем ЭнергоМенеджмента во всех промышленных секторах экономики России. Эти меры, безусловно, ускорят рост рынка инвестиций в энергоэффективность и станут отличным стимулом к разработке инновационных законодательных решений, положительно влияющих на практику применения стандартов энергоменеджмента.
Альберт Звиринг, руководитель проекта ПЭРП