Интервью Анатолия Гордукалова, Начальника отдела мониторинга реализации энергосберегающих программ и проектов Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Росиии:В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности отнесено Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год к числу важнейших направлений.
Минэнерго России видит одной из базовых задач реализации энергетической политики на ближайшую перспективу масштабное снижение удельной энергоемкости экономики.
Велика энергоемкость российской экономики. Сегодня она в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира.
Для нашей страны энергоэффективность является одним из базовых элементов устойчивого развития экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а потенциал энергосбережения, оцениваемый в 350 млн. т у.т., если говорить образно, представляет самый большой золотовалютный резерв России.
Именно поэтому проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности в настоящее время занимают ведущее место в энергетической политике государства.
Прошло более года со дня выхода Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Этот документ стал стратегической основой деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти в сфере производства и потребления энергетических ресурсов.
Принята к исполнению основная целевая установка указа – снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% по отношению к 2007 году.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определен стратегический комплекс приоритетных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» сформированы задачи исполнительной власти на кратко- срочную перспективу.
Как это ни кощунственно звучит, но мировой финансово-экономический кризис тоже стал неким толчком к началу движения российского локомотива энергоэффективности.
Ведь выпадающие доходы топливно-энерге- тических компаний от не реализованных в полном объеме инвестиционных программ по вводу новых электрогенерирующих мощностей и освоению новых месторождений углеводородов могут быть в значительной степени компенсированы за счет энергоэффективных проектов, приводящих к экономии ТЭР, в первую очередь у потребителей, практически во всех отраслях экономики. Срок окупаемости таких проектов не превышает 2–4 года, а инвестиции в энергосбережение в три раза более эффективны, чем в строительство новых генерирующих мощностей.
Сегодня можно констатировать, что на федеральном уровне создана система реализации государственной политики повышения энергоэффективности российской экономики.
Вместе с тем существующие барьеры в сфере энергоэффективности пока не позволяют нам развернуть полноценную работу в этом направлении.
Основным из этих барьеров является отсутствие современной нормативно-правовой базы, сочетающей административные и рыночные правовые нормы энергосбережения и повышения энергоэффективности и устанавливающей основы государственного регулирования этой сферы деятельности.
Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 11 ноября 2009 года приняты в третьем чтении проекты Федеральных законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», доработанные при активном участии депутатов Государственной думы, федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций.
Почему для нас так важно ускорить принятие законопроектов?
Они аккумулируют положительный мировой опыт и предполагают введение целого ряда инструментов энергосбережения в различных секторах экономики по следующим основным направлениям:
– установление классов энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств, компьютерной и организационной техники, находящихся в обращении на территории Российской Федерации;
– введение запрета и ограничений на производство и оборот в Российской Федерации отдельных видов энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов;
– введение требования о проведении обязательного энергетического аудита не реже одного раза в пять лет для организаций с государственным или муниципальным участием (доля – более 50%), регулируемых организаций, организаций, у которых затраты на потребление энергетических ресурсов превышают десять миллионов рублей за календарный год;
– введение порядка обязательной разработки, утверждения и реализации региональных, межмуниципальных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
– осуществление образовательной деятельности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
– выделение субсидий и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов на реализацию региональных и муниципальных программ, мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др.
Ведется разработка проектов подзаконных актов по этим направлениям с тем, чтобы инструменты государственного и рыночного регулирования начали работать уже в текущем году.
Нормативно-правовое обеспечение энерго- сбережения и повышения энергоэффективности является важным, но недостаточным условием активизации деятельности в этой сфере.
Механизмом реализации данных федеральных законов и в целом политики энергосбережения и энергоэффективности в стране должна стать Государственная программа повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.
Отсутствие программы сделает проблематичным достижение целевых показателей сокращения энергоемкости ВВП, установленных указом Президента Российской Федерации.
В условиях дефицита федерального бюджета, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом, трудно рассчитывать на масштабное финансовое обеспечение реализации мероприятий программы в ближайшие год-два.
Исходя из этого, идеология программы заключается в минимизации затрат из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и создании условий для реализации энергоэффективных организационных и технологических программных мероприятий, не требующих значительных инвестиций, но дающих экономический эффект, который затем будет использован на цели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Как отмечается в Концепции энергоэффективного региона, самое главное, чтобы муниципальное образование было готово ОРГАНИЗАЦИОННО к реализации энергосберегающих мероприятий.
Смысловая часть Государственной программы повышения энергетической эффективности разрабатывается на основе принципов, которые были обсуждены 29 октября в Нижнем Новгороде на заседании комиссии по связи с бизнесом.
Разработка государственной программы ведется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2009 года.
Государственная программа энергосбережения должна стать ориентиром для разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации.
Региональному аспекту энергосбережения мы придаем большое значение. В связи с этим заключаются двухсторонние соглашения между Минэнерго России и органами власти субъектов Российской Федерации по сотрудничеству в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Уже действуют соглашения с Нижегородской областью, Республикой Татарстан, Свердловской областью, Ханты-Мансийским автономным округом. Сегодня готовятся к подписанию соглашения еще с рядом регионов.
Не менее важно обеспечить координацию деятельности и на уровне федеральных органов исполнительной власти. В этих целях используется практика издания совместных приказов министерств об образовании межведомственных рабочих групп под руководством директоров профильных департаментов с целью оперативного рассмотрения и подготовки предложений по принятию практических мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности в сферах компетенции этих органов власти. Такие рабочие группы уже образованы и действуют с Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Минобороны России.
Проблема повышения энергоэффективности приобретает все большую актуальность в тематике международного сотрудничества.
Образовано некоммерческое партнерство «Российско-Германское энергетическое агентство». Цели его создания находятся в русле основных направлений деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Особенно важно, что агентство предполагает разработку финансовых механизмов реализации проектов в России с учетом богатого опыта, накопленного в ФРГ.
Продолжая эту линию, только за последние месяцы был подписан ряд новых международных документов. В их числе меморандумы о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии между Минэнерго России и министерствами Франции, Нидерландов, Италии, Японии и Великобритании.
Для осуществления масштабной задачи по использованию потенциала энергосбережения и сохранения набранного темпа еще до принятия Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» необходимо создать структуру управления этим процессом, интегрирующую усилия организаций, для которых повышение энергоэффективности является основным видом деятельности.
В связи с этим предлагается образовать федеральное государственное учреждение «Агентство по энергоэффективности». Целями его создания являются:
– привлечение инвестиций в сферу энерго- сбережения и повышения энергоэффективности посредством создания специальной структуры – открытого акционерного общества «Инвестиционное энергетическое агентство», в число учредителей которого могли бы войти «Энергетический углеродный фонд», некоммерческое партнерство «ИНВЭЛ» – оператор по реализации инновационных энергетических проектов, энергокомпании и иные участники рынка. Эта структура станет центром отбора, экспертизы и формирования финансовых механизмов реализации экологически и энергетически эффективных проектов;
– развитие, с участием региональных органов власти, ОАО «Инвестиционное энергетическое агентство» и его учредителей сети энергосервисных компаний в субъектах Российской Федерации и обеспечение технического, методического и информационного сопровождения их деятельности;
– создание, совместно с Российско-Германским энергетическим агентством инжиниринговых компаний для внедрения инновационных отечественных и зарубежных энергосберегающих технологий.
Образование Агентства по энергоэффективности будет способствовать решению еще одной важной государственной задачи – развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Это особенно важно в период, когда энергосбережение и повышение энергоэффективности только развиваются как самостоятельная и доходная сфера отечественного предпринимательства.
Предложенный проект концепции энергоэффективного региона очень своевременный, так как поручением Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2009 года рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и принять комплексные программы по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе.
Повышение энергоэффективности российской экономики является одним из приоритетов Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
Модернизация экономики на основе рационального и эффективного использования энергетических ресурсов дает нам реальный шанс ускоренного развития в послекризисный период, перехода от сырьевого к инновационному пути развития.
Минэнерго России намерено последовательно реализовывать этот курс.